Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……..2

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29

Заключение……………………………………………………………….….38

Файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

Разные  люди в зависимости  от умений и навыков  могут осуществлять самоанализ с различной  эффективностью. Важно  подчеркнуть опасность  односторонности  выводов самоанализа, возможность субъективизма  в интерпретации  человеком тех  или иных своих  поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического  самоанализа зарождается  и формируется  самоотчет(22,с.402).

Самоотчетэто отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой  имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное  использование самоанализа  и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более  самостоятельной  и объективной, достаточно независимой и  устойчивой от воздействий  случайных оценок других. Один из способов самооценки – это  социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих(22,с.408).

Самоконтроль  это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию(22,с.404).

 

I.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Ребенок стал школьником. Это  приводит к новому распорядку его дня, рождает новые  обязанности. Из необходимости  каждый день учиться  вытекают многие изменения  в жизни ребенка. Нужно вовремя  встать, ежедневно  готовить домашнее задание, приносить в школу  все, что нужно  для занятий. Школьная жизнь требует  от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком  школьной жизни, с  действиями и желаниями  одноклассников. Осознание  этой новой позиции  вызывает перестройку  отношения ребенка  ко многому в его  повседневной жизни. Мысль о том, что  он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в  одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения  – быть хорошим  учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе  порождают и новые  переживания –  желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют  замечания учителя, и он старается  приложить усилия для того, чтобы  их не было. Дети обычно охотно подчиняются  новому режиму, соглашаются  с требованиями родителей  о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление  в школу ставит ребенка в новое  положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение  к нему. У ребенка  появились четкие обязанности –  и с этим считаются  близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

В его  жизни вошли новые  явления: он каждый день учится, усваивает  новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние  оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.

Новая роль ребенка предъявляет  особые требования к  его повседневной жизни. У него появляются новые представления  о том, как вести  себя на улице, каковы его обязанности  по отношению к  товарищам. Вместе с  тем появляются представления  о своих правах – праве выполнять  какие-то поручения  по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это  стремление маленького школьника проявить свое новое положение  среди людей, на деле осуществить свои новые права и  обязанности должно быть учтено родителями и педагогами (10,с.69).

В школе  ребенок встречается  с четкой и развернутой  системой моральных  требований. Старшие  следят за тем, чтобы  эти требования соблюдались  и усваивались  детьми – это путь к формированию у  них общественной направленности личности. «Обращенность к  коллективу» ведет  к тому, что младший  школьник начинает сознательно  подчинять свои пробуждения  тем общим целям  и задачам, которые  стоят перед ним  и его сверстниками, учится управлять  своим поведением.

Изменения нравственной сферы  связанно с появлением у младшего школьника  собственных взглядов, отношений, собственных  требований и оценок. Какие же изменения  происходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых  видов деятельности, с возникновением новых связей с  окружающими у  ребенка возникают  и некоторые новые  критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны  - часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий – малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.

Ознакомление  с новыми явлениями  окружающей жизни, с  фактами человеческой истории, с произведениями искусств, с миром  природы не только расширяют у детей  круг представлений  о действительности. У них складывается определенное отношение  к ним (14,с.46).

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные  воздействия учителя. Роль данных воздействий  на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость  учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность  отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания  школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».

Усваивая  в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под  воздействием оценочных  суждений других (учителей, сверстников, относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражается то, что  ребенок узнает о  себе от других, и  его возрастающая собственная активность, направленная на осознание  своих действий и  личностных качеств.

Дети  по-разному относятся  к допускаемыми ими  ошибками. Одни, выполнив задание, тщательно  его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают  работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить  ее из рук. На замечание  учителя: « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют  неодинаково. Одни просят не указывать, где  ошибка, а дать им возможность самим  найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно  соглашаясь с учителем, покорно принимают  его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться  ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным  промахам, недостаткам  только в учении, но и в поведении  – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее  естественно, как  уже отмечалось, реагируют  на ошибки в их работах  дети с правильной самооценкой. Они  обычно даже с интересом  самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.

Как уже  говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение  к уже достигнутому, но и то, каким  он хотел бы быть, его стремления, надежды.

Самооценка  ребенка обнаруживается не только в том, как  он оценивает себя, но и в том, как  он относится к  достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно  расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что  делают другие. Ученики  с заниженной самооценкой, напротив, склонны  переоценивать достижения товарищей(5,с.16).

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и  все другие особенности  личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором  основная роль принадлежит  семье и школе.

Дети  с высокой самооценкой  отличались активностью, стремлением к  достижению успеха как  в учении и в  общественной работе, так и в играх.

Совсем  по-иному ведут  себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность –  неуверенность в  себе. Во всех своих  начинаниях и делах  они ждут только неуспеха(5,с.32).

Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в  том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается  в одобрении, в  положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но  совсем выводит  из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

В ходе учебно-воспитательного  процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно  положительно оценивают  свою учебную деятельность, а неудачи связывают  только с объективными обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно  возрастает и самостоятельность  самооценок. Если самооценки первоклассников  почти полностью  зависят от оценок их поведения и  результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов  оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки  для ребенка существенно  меняется; при этом он находится в  прямой связи с  мотивами учения, с  требованиями, которые  сам школьник к  себе предъявляет. Отношение  ребенка к оценке его достижений все  больше и больше связывается  с потребностью иметь  возможно более достоверное  представление о  самом себе.

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается  тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место  среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они  сами ранжируют себя и своих товарищей  как отличников, средних. Слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных(10,с.78).

Основная  тенденция в становлении  самооценки заключается  в постепенном  выделении ребенком тех или иных качеств  из отдельных видов  деятельности и поступков, обобщении их и  осмыслении сначала  как особенностей поведения, а затем  и как относительно устойчивых качеств  личности.

Развитие  самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два  этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом  оценкой своих  действий и поступков, а на втором в сферу  самооценки включаются внутренние состояния  и моральные качества личности. Формирование второго, высшего  этапа самооценки начинается в подростковом  возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального  опыта и дальнейшего  умственного развития (24,с.120).

Но формирование у ребенка определенного  круга ценностей  происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает  их из книг, из бесед  со своими близкими, их таких источников информации, как радио  и телевидение.

Часть оценок переносится  ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств  личности. Уже после  первого полугодия  первоклассник имеет  достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При  этом выявляется такая  закономерность –  сначала у ребенка  формируются критерии оценки и их применения по отношению к  другим, а затем  – и далеко не в полной форме  – по отношению  к  себе.

Большинство детей могу и в  конце первого года обучения разобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.

Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста