Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……..2

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29

Заключение……………………………………………………………….….38

Файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два  ее развернутых определения. Оба они согласуются  с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит  К.Р. Роджерсу (16,с.48). Он утверждает, что  « Я- концепция» складывается из представлений  о собственных  характеристиках  и способностях индивида, представлений о  возможностях его  взаимодействия с  другими людьми  и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами  и действиями, и  представлений о  целях или идеях, которые могут  иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это  – сложная структурированная  картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная  фигура или фон  и включающая как  собственно «Я», так  и отношения, в  которые оно может  вступать, а также  позитивные  и  негативные ценности, связанные с воспринимаемыми  качествами и отношениями  Я – в прошлом, настоящем и будущем(24,с.58).

Во втором определении, принадлежащем  Стейнсу, «Я- концепция» формулируется как  существующая в сознании индивида система  представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а  также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Поведенческая составляющая «Я- концепции»

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко  прямое, непосредственное выражение установки  в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или  его страха перед  возможными последствиями. Например, подросток, считающий  себя человеком  твердым и суровым, не может проявлять  подобные качества характера  по отношению к  своему школьному  учителю.

Всякая  установка – это  эмоционально окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса  установок заключается  лишь в том, что  объектом в данном случае является  сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень  сильными и устойчивыми.

Самой важной составляющей «Я- концепции» является самооценка. Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Исследования  показывают, что критерии, по которым оценивают  качества человека в  обществе и по которым  он оценивает качества других, применяются  им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая  детерминацию самооценки личности общественными  отношениями, С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас на его общественно полезном труде, на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» (17,с. 49).

Самооценка  - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» (12,с. 62).

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и  служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием  самооценки. Сравнивая  себя с другими  людьми в процессе деятельности, человек  замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в  результате приходит к осознанию своих  поступков и действий, свойств и качеств  собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных  свойств личности. Подмеченных у  другого человека, на самого себя. Это  подтверждается результатами  ряда психологических  исследований (5,с. 350).

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими  людьми результатов  поведения и деятельности человека, а также  непосредственно  качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания  школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия  его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие,  его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания  оценки самого человека» (5,с. 371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку(2, с.68).

Формируясь  в процессе всей жизнедеятельности  личности, самооценка, в свою очередь, выполняет  важную функцию в  ее развитии, выступает  регулятором различных  видов деятельности и поведения человека. Многие советские  ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее  поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений  с окружающими  людьми.

По мнению Д.Б. Эльконина, уже  у детей старшего дошкольного возраста управление своим  поведением приобретает  « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать  свое поведение через  отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения  развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени  приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают  со становлением ее устойчивости, так  как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может  оказывать существенное влияние на его  поведение(28,с. 99).

Самооценка  – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности

Самооценка  в зависимости  от своей формы  (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать  или, наоборот, подавлять  активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает  уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в  собственных возможностях, ограничивает жизненные  перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.  Заниженная самооценка наносит ущерб  и обществу, так  как человек не в полной мере реализует  свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

Западноевропейские  и американские психологи  рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде,  согласованность  его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда  понимается ими как  всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта  точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку  самооценка человека, считают они, складывается под давлением  постоянного конфликта  между внутренними  пробуждениями и  внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные  и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой  и недооценкой  своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я»  постоянно сталкивается с актуальным и  реальными «Я»(23,с.67).

От самооценки человека зависит  характер его общения, отношения с другими  людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек  считает для себя основной, где у  него есть высокие  притязания.

Можно выделить следующие  уровни развития самооценки:

Первый  уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. На данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

Второй  уровень развития самооценки можно назвать качественно – ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение (несовершение отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение качества с фактором конкретного поступка, он склонен ограничивать программу самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.

Третий  уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок  не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности наряду с недооценкой корректив, вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.

Четвертый уровень можно назвать качественно–динамическим. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом(4,с.47).

Уровни  самооценки –  это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

Самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение(22,с.408):

Самонаболюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаболюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаболюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности(22,с.405).

Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста