Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……..2

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29

Заключение……………………………………………………………….….38

Файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Постоянно сталкиваясь с  оценками своей учебной  работы и работы товарищей  по классу, младший  школьник начинает разбираться  в известной мере в своих собственных  силах и учебных  возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально  уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.

Нередко у школьников наблюдается  явная переоценка своих сил и  возможностей. Может  появиться чувство  зазнайства: необоснованно  завышая свои возможности, школьник ставит перед  собой задачи, выполнить  которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его  другими людьми, встречает  отпор коллектива и может стать  причиной конфликта  в отношениях с  его членами. Кроме  того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в  практической деятельности порождает тяжелые  эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному  поведению.

Внутренний  конфликт может вызвать  расхождение между:

  1. Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
  2. Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

В формирование адекватной самооценки младшего школьника  можно встретить  следующие проблемы:

Проблема  роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К доске  выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход  – страдание. Ребенок  мыслит образами. Его  самосознание предметно  и образно. Он видит  себя в среде других таким, каким сложился свой образ «Я». И  если этот образ наделен  отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми»  и искривленными  деталями, весьма и  весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным  воображением уродливой  модели доставляет ребенку  физическое страдание.

Проблема  внешности: бывает такое, что ребенок призирает  самого себя: не любит  свою внешность, ненавидит  свои способности, - вообще, тяготится  самим собой. Такого рода рефлексирующий негативизм – явление  довольно частое. И  этот негативизм рождается  на грани позитивного  качества – неудовлетворенности  собой.

С развитием  личности младшего школьника  белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться  в своих силах  и возможностях, возникает  стремление действовать  в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. При чем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает  более широкий  круг качеств(10,с.83).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте

2.1. Диагностика самооценки младших школьников

Наше исследование проводилось в школе-комплексе-лицее №13 г.Бишкек  во 2 «Г» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 25 учащийся.

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного  возраста.

Объект  исследования: личностная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: особенности  самооценки младшего школьника.

Задачи диагностической  работы:

  1. подобрать диагностические методики
  2. провести диагностику
  3. обработать полученные результаты
  4. оформить протоколы исследования
  5. разработать рекомендации для родителей и учителей

 

Методика «Лесенка»

Данная методика предназначена  для выявления системы представлений  ребёнка о том, как он оценивает  себя сам, как, по его мнению, его  оценивают другие люди и как соотносятся  эти представления между собой.

Цель исследования:

определить особенности  самооценки ребёнка (как общего отношения  к себе) и представлений ребёнка  о том, как его оценивают другие люди.

Материал и  оборудование:

лист бумаги, цветные карандаши.

 Процедура исследования

Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой  он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста

Детям раздали листки, на которых они произвольно нарисовали лестницу. Были даны разъяснения значений ступенек.

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам  себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае  это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой  из нижних ступенек (а уж тем более  на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении  к себе, неуверенности в собственных  силах. Это очень серьёзное нарушение  структуры личности, которое может  привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей  к ребёнку и их требованиях  говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

 

Методика А.В. Захарова направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор предъявляет  испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Ход опыта:

  1. Экспериментальная часть.

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

  О- отец              М- мать

Д- дедушка         Б- бабушка

Б2- брат               С- сестра

Др – друзья         У- учитель

 

 

 

 

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.

                   

 

Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

                                    

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

                   

  1. Обработка результатов:

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность ( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же  степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (левый круг) или своей уникальности (правый круг).

 

2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.

Для изучения психологических  особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие  методики:

  1. Методика «Лесенка», направленная на выявление уровня самооценки.
  2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

Анализы результатов  представлены в таблицах

           Исследование самооценки по методике «Лесенка».

Детям были розданы листочки, на которых они должны были произвольно нарисовать лестницу с семью ступенями. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

Ту ступеньку, на которую  они поставят сами себя;

Ту ступеньку на которую по их мнению поставит мама.

Ту ступеньку на которую  по их мнению поставит папа.

Ту ступеньку на которую  по их мнению поставит учитель.

Исследование проводилось  в спокойной обстановке. Время  на выполнение давалось 25 минут.

При обработке учитывались  показатели уровня самооценки.

Полученные результаты представлены в таблице №1.

Тест «Лесенка»

ТАБЛИЦА№1

И.Ф.

№ ступени

Я

Учитель

Мама

Отец

Наар Б.

4

6

1

2

Эльдос О.

3

5

1

2

Жарынай О.

2

4

1

3

Нуркаим Б.

4

2

3

5

Жамиля М.

1

4

3

3

Максат О.

4

6

1

5

Жазат Ш.

4

5

2

 

Вита Ш.

3

2

1

 

Аида О.

4

3

3

6

Сауле Т.

1

3

2

1

Лилиана С.

1

1

3

2

Айжан К.

4

4

5

 

Тилек А,

4

6

5

5

Нурсултан А.

3

6

3

5

Руслан К.

1

5

3

2

Малик М.

4

6

5

1

Фейза Ж.

1

3

3

2

Аминат М.

4

5

4

1

Айрин Т.

1

3

1

1

Валерия И.

1

3

1

1

Настя И.

2

3

3

1

Бермет Ж.

1

4

2

 

Глеб Г.

2

5

3

2

Айдар Б.

4

7

4

6

Назар С.

4

1

4

 

Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста