Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……..2

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29

Заключение……………………………………………………………….….38

Файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..……..2

 

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем

               школьном возрасте…………………………………………….…...4

                1.1 Проблема самооценки в отечественной и

 зарубежной психологии………………………………………....…4

         1.2  Факторы формирования самооценки детей младшего

              школьного возраста…………………….……………………..….16

 

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности

                самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25

         2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25

         2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей

                младшего школьного возраста………………..…………………29

 

Заключение……………………………………………………………….….38

 

Литература……………………………………………………………….…..39

 

 

                                               Введение

Формирование  социально активной, нравственной, реализующей  свои способности  личности – главные  задачи образования, успешность решения  которых во многом зависит от направления  и темпа реформ школьной жизни. Одной  из актуальных проблем, стоящих перед  педагогами современной  школы, является психолого-педагогический  дуализм в отношении  развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка  и формировании его  личности.

Анализируя  исследования Н.Г. Алексеева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой  себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств  и возможностей. Самооценка является системообразующим  ядром индивидуальности личности, которая  во многом определяет жизненные позиции  человека, уровень  его притязаний, всю  систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения  и жизнедеятельность  человека.

В возрастной и педагогической психологии младший  школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается  учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

 

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

 

Задачи:

  1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
  2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
  3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
  4. Проанализировать полученный результат.

Гипотеза: Самооценка является одной из главных составляющих личности младшего школьника.

Объект  исследования: личностная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Гипотеза: учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

 

Теоретические основы работы:

  1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте».
  2. Липкина А.И. «Самооценка школьника».
  3. Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания».
  4. Бернс Р. «Развитие «Я- концепции» и воспитание».
  5. Чамата П.Р. «Вопросы самосознания личности в советской психологии»

 

Методы  исследования:

  1. Методика «Лесенка», направленная на выявление уровня самооценки.
  2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

 

Глава I. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной            психологии

1.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория

Понятие « Я – концепции» вошло в словарь  российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х  годов. Но изучение этой психологической  структуры велось давно. В работах  американского психолога  У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной  мере посвящены работы известный отечественных  психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

Что же такое « Я –  концепция», какую  роль она играет в  психической жизни  ребенка?

«Я –  концепция» - это  результат, итоговый продукт работы самосознания (22,с.635). «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.

Первая  составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем  для описания особенностей своего характера, составных  качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый»  и т.д.

Вторая  составляющая – самооценка,  эмоционально – аффективная  оценка того представления, которое мы  составляем о себе.

Третья  составляющая – поведенческая  реакция, т.е. конкретные действия, которые  могут быть вызваны  образом «Я» и  самооценкой.

По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие  три составляющие ( 4, с.43):

Когнитивная составляющая « Я- концепции»

Представления индивида о самом  себе, как правило, кажутся ему убедительными  мнении, являются ли они  истинными  или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных:  “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “совсестливый” и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входя в « Образ Я» с различным удельным весом -  одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания  и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Оценочная составляющая «Я-концепции»

Качества, которые мы приписываем  собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться  другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые  другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в  попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это  не только констатация, описание черт своей  личности, но и вся  совокупность их оценочных  характеристик  и  связанных с ними переживаний. Даже такие  на первый взгляд объективные  показатели, как рост или возраст, могут  для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я- концепции».

Если  человек обладает непривлекательной  внешностью, физическими  недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом  взаимодействии с  социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут  возникнуть серьезные  затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в  себе открытую оценку. Задумавшись над  любой из характеристик  вашего самоописания, вы скорее всего, в  каждой из них сможете  обнаружить хотя бы легкий оценочный  оттенок, существующий иногда лишь на периферии  сознания.

Человек усваивает оценочный  смысл различных  характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может  изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий  экзамены, считает  себя способным учеником. Он горд и доволен  собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь  другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный», «смелый», « надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения (20,с.25).

Самооценка  проявляется в  сознательных суждениях  индивида, в которых  он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или  явно присутствует в  любом самоописании. Всякая  попытка  себя охарактеризовать содержат оценочный  элемент, определяемый общепризнанными  нормами, критериями и целями, представлениями  об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения  и т.д.

Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста