Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

       Все  занятия были направлены на  пробуждение и развитие духовных  качеств у школьников, стремление  творить добро, испытывать  радость  от этих поступков.

        Проведение  занятий не достаточно, чтобы  говорить о том, что дети  овладели нравственными нормами  поведения на уровне самосознания, поэтому очень важно формировать  нравственные качества ежедневно,  иначе они не станут привычным  поведением.

        Нами  были разработаны методические  рекомендации учителям начальных  классов по формированию нравственных  представлений у младших школьников. Организация жизни детей в  соответствии с правилами способствует  лучшему их усвоению. (см.приложение 10)

 

Библиография:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Москва, 1988.
  2. Божович Л.И. Воспитание в школе.- Москва, 2007.
  3. Дереклеева Н.И., Справочник классного руководителя.-Москва, 2002.
  4. Завуч начальной школы //Я и мои друзья.-2004.-№5.-С.34.
  5. Завуч начальной школы //Нравственный мир сказок. -2004.-№5-С.42.
  6. Ильина Т.А. Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина.-Москва, 1984.
  7. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания[Текст] /И.А.Каирова.- Москва, 1975.
  8. Караковский В.А. Стать человеком [Текст] / В.А.Караковский.-Москва, 1993.
  9. Касьянов С.А. Большая книга тестов. - Москва, 2001.
  10. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. - «МарТ», 2005.
  11. Константинов Н.А., Смирнов В.З., История педагогики [Текст] / Н.А.Константинов. – Москва,1965.
  12. Кравченко Е.// Воспитание школьников.-2002.-№8.-С.62.
  13. Пахомова А.Природа и я – одна семья // Воспитание школьников.-2006.-№8.С.53.
  14. Пушкин О.Н.Как возродить нравственность?//Воспитание школьников.-2008.-№6.-С.38.
  15. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка от А до Я.-Москва, 2002.
  16. Талызина А.Ф. Педагогическая психология [Текст] / А.Ф. Талызина.-Москва, 1998.
  17. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]  / И.Ф.Харламов.- Москва, 1990.
  18. Шарапова Э.И. Воспитание гуманных отношений детей //Воспитание школьников .-2004.-№4.-С.46.
  19. Шапарь Н.К. Новейший психологический словарь.-Ростов-на-Дону, 2005.
  20. Шитякова Н.П.Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников //Воспитание школьников .-2007.-№11.-С.26.
  21. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику:  Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1987.
  22. Подласый И.П. Педагогика [Текст] / И.П.Подласый. - Москва,1997.
  23. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.,1980, т.2.
  24. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С.Немов.-Москва,1988.
  25. Марьенко  И.С.  Нравственное  становление личности  школьника [Текст] / И. С. Марьянов .- М., 1985.
  26. Леонтьева А.Н. Развитие  младшего  школьника  как  субъекта учебной  деятельности и нравственного поведения - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.-256с.
  27. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных  науч.-пед. Программ. -Обзор информ.вып. 5 с.3
  28. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // Воспитание школьников .-2008.-№10.-С.42.
  29. Курганская Л.М.   Воспитание души //Воспитание школьников .-2003.-№12.-С.67.
  30. Макарова К.В. Развитие духовных способностей младших школьников //Воспитание школьников .-2005.-№3.-С.54.
  31. Никитина Н.Н. Приёмы развития нравственных представлений младших школьников //Классный руководитель .-2006.-№2.-С.36.

 

 

 

 

«Приложение 1»

Диагностика нравственной самооценки

4 балла – всегда

3 балла – часто;

2 балла – не всегда;

1 балла – никогда.4

Вопросы:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно приносить людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: 
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: 
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы. 
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д. 
Интерпретация результатов: 
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. 
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. 
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. 
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №1: диагностика  нравственной самооценки.

Таблица№1

Ф.И.

Кол – во набранных баллов.

1.Лера Б.

25

2.Саша Б.

31

3. Катя Г.

39

4.Денис Г.

26

5.Анжела Д.

27

6.Маша К.

33

7.Егор К.

24

8.Андрей К.

28

9.Дима К.

35

10.Вика М.

29

11.Саша М.

25

12.Андрей П.

31

13.Дима П.

36

14.Даниил С.

29

15.Влад С.

29

16.Даша С.

31

17.Андрей Т.

34

18.Лиза Т.

37

19.Даниил Ш.

31

20.Даниил Ше

31

21.Саша Ш.

26

22.Лизи Ю.

31

23.Яна Я.

28

24.Влад Л.

32

25.Дима Т.

34

26.Даша М.

32


Уровень нравственной самооценки

Кол-во учащихся

Высокий

6

Средний

20

Ниже среднего

0

Низкий 

0


Диаграмма№1

Уровень сформированности нравственной самооценки у школьников

 

 

 

 

 

«Приложение 2»

Диагностика отношения к  жизненным ценностям

Список желаний: 
1. Быть человеком, которого любят. 
2. Иметь много денег. 
3. Иметь самый современный компьютер. 
4. Иметь верного друга. 
5. Мне важно здоровье родителей. 
6. Иметь возможность многими командовать. 
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 
8. Иметь доброе сердце. 
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 
10. Иметь то, чего у других никогда не будет. 
Интерпретация: 
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 
Пять положительных ответов - высокий уровень. 
4-е, 3-и - средний уровень. 
2-а - ниже среднего уровня. 
0-1 - низкий уровень.

Таблица №2

Уровень сформированности отношения к жизненным ценностям

 

Ф.И.

Кол – во набранных баллов.

1.Лера Б.

5

2.Саша Б.

4

3. Катя Г.

5

4.Денис Г.

4

5.Анжела Д.

4

6.Маша К.

5

7.Егор К.

4

8.Андрей К.

4

9.Дима К.

5

10.Вика М.

4

11.Саша М.

4

12.Андрей П.

5

13.Дима П.

5

14.Даниил С.

5

15.Влад С.

4

16.Даша С.

4

17.Андрей Т.

5

18.Лиза Т.

5

19.Даниил Ш.

4

20.Даниил Ше

4

21.Саша Ш.

5

22.Лизи Ю.

4

23.Яна Я.

4

24.Влад Л.

5

25.Дима Т.

4

26.Даша М.

4


Уровень отношения к жизненным  ценностям

Кол-во учащихся

Высокий

11

Средний

15

Ниже среднего

0

низкий

0


 

Диаграмма № 2

Уровень сформированности отношения к жизненным ценностям

 

 

 

 

 

«Приложение 3»

Диагностика нравственной мотивации

Вопросы:

1.Если кто-то плачет, то  я. 
А) Пытаюсь ему помочь. 
Б) Думаю о том, что могло произойти. 
В) Не обращаю внимания.

2.Я с другом играю  в бадминтон, к нам подходит  мальчик лет 6-7, и говорит, что  у него нет такой игры. 
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал. 
Б) Отвечу, что не могу ему помочь. 
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3.Если кто-то в компании  расстроился из-за того, что проиграл  в игру. 
А) Я не обращу внимания. 
Б) Скажу, что он размазня. 
В) Объясню, что нет ничего страшного. 
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.Ваш одноклассник на  вас обиделся вы: 
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 
Б) Обижусь в ответ. 
В) Докажу ему, что он не прав. 
Обработка результатов: 
Ключ положительных ответов:  
1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 
4 балла - высокий уровень 
2, 3 балла - средний уровень 
0, 1 балл - низкий уровень

Таблица№3

Уровень сформированности нравственной мотивации

 

Ф.И.

Кол – во набранных баллов.

1.Лера Б.

1

2.Саша Б.

2

3. Катя Г.

3

4.Денис Г.

1

5.Анжела Д.

3

6.Маша К.

2

7.Егор К.

3

8.Андрей К.

3

9.Дима К.

3

10.Вика М.

2

11.Саша М.

2

12.Андрей П.

2

13.Дима П.

2

14.Даниил С.

3

15.Влад С.

4

16.Даша С.

3

17.Андрей Т.

3

18.Лиза Т.

4

19.Даниил Ш.

1

20.Даниил Ше

3

21.Саша Ш.

1

22.Лизи Ю.

3

23.Яна Я.

2

24.Влад Л.

2

25.Дима Т.

3

26.Даша М.

2


Уровень нравственной мотивации

Кол-во учащихся

Высокий

2

Средний

20

Низкий 

4


Диаграмма №3

Уровень сформированности нравственной мотивации

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 4»

Имя и фамилия учащегося

Уровень сформированности нравственных представлений

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика отношения к  жизненным ценностям

Диагностика нравственной мотивации

1. Лера Б.

средний

высокий

низкий

2.Саша Б.

средний

средний

средний

3. Катя Г.

высокий

высокий

средний

4.Денис Г.

средний

средний

низкий

5.Анжела Д.

средний

средний

средний

6.Маша К.

средний

высокий

средний

7.Егор К.

средний

средний

средний

8.Андрей К.

средний

средний

средний

9.Дима К.

высокий

высокий

средний

10.Вика М.

средний

средний

средний

11.Саша М.

средний

средний

средний

12.Андрей П.

средний

высокий

средний

13.Дима П.

высокий

высокий

средний

14.Даниил С.

средний

высокий

средний

15.Влад С.

средний

средний

высокий

16.Даша С.

средний

средний

средний

17.Андрей Т.

высокий

высокий

средний

18.Лиза Т.

высокий

высокий

высокий

19.Даниил Ш.

средний

средний

низкий

20.Даниил Ше

средний

средний

средний

21.Саша Ш.

средний

высокий

низкий

22.Лизи Ю.

средний

средний

средний

23.Яна Я.

средний

средний

средний

24.Влад Л.

средний

высокий

средний

25.Дима Т.

средний

средний

средний

26.Даша М.

средний

средний

средний


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников