Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа
В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …
·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
Далее учитель формирует у ребёнка убеждения, т.е. такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Нами были разработаны серия классных часов.
Темы занятий:
Для формирования личности школьников мы взяли такие нравственные понятия как : добро, здоровье, вежливость, дружба, потому что эти понятия наиболее доступны и понятны детям в младшем школьном возрасте.
В
ходе проведения классных
Все занятия были направлены на пробуждение и развитие духовных качеств у школьников, стремление творить добро, испытывать радость от этих поступков.
Проведение занятий не достаточно, чтобы говорить о том, что дети овладели нравственными нормами поведения на уровне самосознания, поэтому очень важно формировать нравственные качества ежедневно, иначе они не станут привычным поведением.
На следующем этапе учащиеся должны были уже с позиции своих убеждений выстраивать своё взаимодействие с окружающими. Мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга, действовать в соответствии со своими убеждениями. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.
В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоконравственными людьми.
3 этап Контрольный эксперимент.
Цель: проследить динамику формирования нравственных представлений школьников в ходе проведения эксперимента.
Задачи:
По данным дневников, заполненных родителями можно сделать следующие выводы. По мере возрастания количества совместных занятий родителей с детьми, повысилась мотивационно - эмоциональная деятельность детей. Это выражалось в просьбах детей позаниматься с ними, сами выбирают для анализа книжки, которые они прочитали до эксперимента, самостоятельно определяют нравственную проблему и предлагают варианты ее решения. Причем их предполагаемое поведение становится все более осмысленным. Это объясняется тем, что ребята объясняют, почему бы они поступили так, а не иначе, в соответствии с нравственными нормами. Многие пытаются передать полученные знания младшим братьям, сестрам, друзьям. Это четко прослеживается во время игр, когда дети, с которыми проводились занятия по нравственному воспитанию, пытаются объяснить другим детям, почему «так можно поступать, а так нельзя».
Контрольный эксперимент проводился в том же классе, единственное отличие заключалось в том, что родители лишь констатировали поведение ребенка в начале эксперимента и в конце эксперимента. Полученные данные, можно отражены в итоговой таблице. (Приложение 9).
В экспериментальном классе оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27% и составила 16% (24% бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем и 3% с высоким.); группа со средним уровнем увеличилась на 7% и составила 57% (17% из группы со средним попали в группы с высоким); группа с высоким уровнем увеличилась на 20% и составила 27%. В целом 43 процента испытуемых в экспериментальном классе изменили своё мнение, и попали в группу с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников нравственный опыт достигает высокий уровень нравственного развития.
По итогам анкетирования родителей учащихся начальных классов, которое проводилось с целью выяснения отношения родителей к формированию основ нравственной культуры учащихся, выявились положительные тенденции:
дети овладевают фактической информацией о нравственности;
развивают способность работать с разнообразной литературой;
развивают монологическую речь, умение слушать друг друга, вести дискуссию (итоговые занятия).
Полученные результаты нашей опытно - экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
Можно сделать вывод, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:
- Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.
- Конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, элементах учебной деятельности.
- Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на различном предметном содержании.
Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес
к проблемам нравственного
Изучение нравственных
Эффективность нравственного
Проблемами нравственного
В теоретической части мы
Раскрыли психологические основы развития нравственных представлений у младших школьников.
Педагогические
методы: убеждение, приучение,
Формы
организации нравственного
Методы организации нравственного воспитания: убеждение, приучение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Средства и приёмы: рассказ с
описанием отдельных поступков
в поведении, обсуждение
Практическая значимость
Опытно
– педагогическая работа была
направлена на изучение
и совершенствование
В ходе констатирующего этапа
нами были проведены диагностические
методики, цель которых выявление
уровня сформированности нравственных
представлений младших
В
ходе формирующей части нашего
исследования была разработана
и проведена серия классных
часов, включающих различные
В ходе контрольного эксперимента нами были созданы дневники для родителей, которые оценивали работу по формированию нравственных качеств школьников до проведения эксперимента и после проведения нашего исследования.
Для реализации задач
Темы занятий:
В ходе проведения классных
часов мы работали над таким
нравственными понятиями, как
друг», и «дружба», трудолюбие»,
«вежливость», «воспитанность». В
классе был выявлен довольно
высокий уровень понимания
Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников