Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

·«Ваш товарищ на уроке затруднялся  решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Далее учитель формирует  у ребёнка  убеждения, т.е. такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

Нами  были разработаны  серия классных часов.

Темы занятий:

  • В дружбе сила.(см. приложение 5)
  • Друг познаётся в беде.
  • С детства дружбой дорожи. ( см. приложение 7)
  • Добрые поступки.
  • Если дружбой дорожить.
  • Культура поведения.
  • Школьный этикет.
  • Правила вежливости.(см. приложение 8)
  • Труд кормит, а лень портит.(см. приложение 6 )

           Для формирования личности школьников мы взяли такие нравственные понятия как : добро, здоровье, вежливость, дружба, потому что эти понятия наиболее доступны и понятны детям в младшем школьном возрасте.

        В  ходе проведения классных часов  мы работали над таким нравственными  понятиями, как друг», и «дружба», трудолюбие», «вежливость», «воспитанность».  В классе был выявлен довольно  высокий уровень понимания нравственных понятий, норм и правил поведения. Заслуга  этого конечно учителя, который работает в этом классе. Именно благодаря своим личностным качествам она смогла добиться того, что все дети в классе доброжелательны друг к другу, они готовы прийти на помощь в трудную минуту. Проведенные нами классные часы позволяют сделать вывод о том, что данные занятия оказывают большое влияние на формирование нравственных ценностей в младшем школьном возрасте. Все проведённые занятия очень понравились детям, они активно принимали участие во всех заданиях и конкурсах. Непринуждённая обстановка, положительно созданная атмосфера помогала детям без труда усвоить нравственные нормы поведения, воспитать в самих нравственные качества личности. Каждое занятие включало в себя  ряд игр, рассказов, конкурсов, тренинги и многое другое. Ребятам очень понравилось обсуждение различных жизненных ситуаций. Каждый школьник хотел высказать свою точку зрения. С удовольствием принимали участие в викторинах, и конкурсах. Эти игры и упражнения повлияли на эмоциональный настрой ребят, повысив, их стремление к добрым поступкам и дружескому отношению друг к другу. После классных часов дети заряжались положительными эмоциями, учились понимать, как важно доброжелательнее относиться друг к другу, быть  отзывчивыми, готовыми прийти на помощь в любую минуту.

         Все занятия были направлены на пробуждение и развитие духовных качеств у школьников, стремление творить добро, испытывать  радость от этих поступков.

         Проведение  занятий не достаточно, чтобы говорить о том, что дети овладели нравственными нормами поведения на уровне самосознания, поэтому очень важно формировать нравственные качества ежедневно, иначе они не станут привычным поведением.

        На следующем этапе учащиеся должны были уже с позиции своих убеждений выстраивать своё взаимодействие с окружающими. Мы  провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга, действовать в соответствии со своими убеждениями.  Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.

           В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоконравственными людьми.

3 этап Контрольный эксперимент.

Цель: проследить динамику формирования нравственных представлений школьников в ходе проведения эксперимента.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди родителей.
  2. Сделать выводы, составить рекомендации.

         По данным дневников, заполненных родителями можно сделать следующие выводы. По мере возрастания количества совместных занятий родителей с детьми, повысилась мотивационно - эмоциональная деятельность детей. Это выражалось в просьбах детей позаниматься с ними, сами выбирают для анализа книжки, которые они прочитали до эксперимента, самостоятельно определяют нравственную проблему и предлагают варианты ее решения. Причем их предполагаемое поведение становится все более осмысленным. Это объясняется тем, что ребята объясняют, почему бы они поступили так, а не иначе, в соответствии с нравственными нормами. Многие пытаются передать полученные знания младшим братьям, сестрам, друзьям. Это четко прослеживается во время игр, когда дети, с которыми проводились занятия по нравственному воспитанию, пытаются объяснить другим детям, почему «так можно поступать, а так нельзя».

          Контрольный эксперимент проводился в том же классе, единственное отличие заключалось в том, что родители лишь констатировали поведение ребенка в начале эксперимента и в конце эксперимента. Полученные данные, можно отражены в итоговой таблице. (Приложение 9).

          В экспериментальном классе оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27% и составила 16% (24% бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем и 3% с высоким.); группа со средним уровнем увеличилась на 7% и составила 57% (17% из группы со средним попали в группы с высоким); группа с высоким уровнем увеличилась на 20% и составила 27%. В целом 43 процента испытуемых в экспериментальном классе изменили своё мнение, и попали в группу с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников нравственный опыт достигает высокий уровень нравственного развития.

           По итогам анкетирования родителей учащихся начальных классов, которое проводилось с целью выяснения отношения родителей к формированию основ нравственной культуры учащихся, выявились положительные тенденции:

дети овладевают фактической  информацией о нравственности;

развивают способность работать с разнообразной литературой;

развивают монологическую речь, умение слушать друг друга, вести  дискуссию (итоговые занятия).

            Полученные результаты нашей опытно - экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

         Можно сделать вывод, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:

- Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.

- Конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, элементах учебной деятельности.

- Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на различном предметном содержании.

Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого  отношения в деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Интерес  к проблемам нравственного развития  личности уже длительное время  сохраняется в науке. Это не  случайно, поскольку изменения содержания  взаимоотношений человека с социальной  средой, природой, культурой стали  предъявлять особые требования  к нравственной сфере личности. Раскрытие механизмов формирования  нравственных представлений, их  детерминация позволяет найти  объяснения поведению  человека  в современных меняющихся условиях  жизни.

         Изучение нравственных представлений  детей представляет особо важную  проблему, в решении которой заинтересованы  не только психологи, педагоги, но и всё общество в целом.

         Эффективность нравственного воспитания  школьников возможна при создании  педагогических условий: мотивационной,  содержательной, операционной.

         Проблемами нравственного воспитания  занимались с давних времён. Крупнейшие  учёные и философы занимались  вопросами нравственного воспитания: Аристотель, Сократ, Платон. Замечательные  педагоги: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский. современные советские педагоги Б.Т.Лихачёв, И.Ф.Харламов, В.А.Караковский.

          В теоретической части мы рассмотрели  такие основные понятия как:  «нравственность», «гуманность», «мораль», «нравственные представления». Мы  рассмотрели данные определения  в разных словарях, но самые  полные и ясные определения  даны в «Словаре по педагогике»  Коджаспировой Г. М.:

Раскрыли психологические  основы развития нравственных представлений  у младших школьников.

       Педагогические  методы: убеждение, приучение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

       Формы  организации нравственного воспитания  разнообразны – экскурсии, кинофестивали,  часы вопросов. Наряду с фронтальными  формами, общеклассными, используются групповые формы нравственного воспитания. Преимущество таких форм работы состоит в том, что они позволяют дифференцированно подходить к определенным группам учеников, полнее учитывать их интересы, запросы, своевременно выявлять особенности, сильные и слабые стороны микрогрупп.

          Методы  организации нравственного  воспитания: убеждение, приучение,  упражнение, пример, поощрение, наказание.

          Средства и приёмы: рассказ с  описанием отдельных поступков  в поведении, обсуждение проблемных  ситуаций, игры и упражнения  соответствующих  норм поведения, музыкальные средства, иллюстративный материал (сюжетные  картинки), творческие задания, общение  с взрослыми, родителями, учителем, чтение с детьми книг, имеющих  воспитательную направленность, познавательных  журналов.

          Практическая значимость работы  заключается в том, что нами  было проведено экспериментальное  исследование, которое способствовало  воспитанию нравственных качеств  у школьников.

        Опытно  – педагогическая работа была  направлена на      изучение  и совершенствование нравственных  качеств младших школьников . Работа  была проведена в  4 «а» классе  МБОУ СОШ №9 ст.Староминской. На базе  школы нами был проведен эксперимент, который проходил в з этапа:

  1. Констатирующий этап
  2. Формирующий этап
  3. Контрольный этап

В ходе констатирующего этапа  нами были проведены диагностические  методики, цель которых выявление  уровня сформированности нравственных представлений младших школьников.

        В  ходе формирующей части нашего  исследования была разработана  и проведена серия классных  часов, включающих различные задания  и упражнения, направленные на  развитие нравственных представлений  у младших школьников, сделан  их анализ.

В ходе контрольного эксперимента нами были созданы дневники для родителей, которые оценивали работу по формированию нравственных качеств школьников до проведения эксперимента и после проведения нашего исследования.

         Для реализации задач нравственного  воспитания, развития нравственных  представлений нами были разработаны  серия классных часов. 

Темы занятий:

  • В дружбе сила.
  • Друг познаётся в беде.
  • С детства дружбой дорожи.
  • Добрые поступки.
  • Если дружбой дорожить.
  • Культура поведения.
  • Школьный этикет.
  • Правила вежливости.
  • Труд кормит, а лень портит.

         В ходе проведения классных  часов мы работали над таким  нравственными понятиями, как  друг», и «дружба», трудолюбие»,  «вежливость», «воспитанность». В  классе был выявлен довольно  высокий уровень понимания нравственных  понятий, норм и правил поведения.  Заслуга  этого конечно учителя,  который работает в этом классе. Именно благодаря своим личностным  качествам она смогла добиться  того, что все дети в классе  доброжелательны друг к другу,  они готовы прийти на помощь  в трудную минуту. Проведенные  нами классные часы позволяют  сделать вывод о том, что данные занятия оказывают большое влияние на формирование нравственных ценностей в младшем школьном возрасте. Все проведённые занятия очень понравились детям, они активно принимали участие во всех заданиях и конкурсах. Непринуждённая обстановка, положительно созданная атмосфера помогала детям без труда усвоить нравственные нормы поведения, воспитать в самих нравственные качества личности. Каждое занятие включало в себя  ряд игр, рассказов, конкурсов, тренинги и многое другое. Ребятам очень понравилось обсуждение различных жизненных ситуаций. Каждый школьник хотел высказать свою точку зрения. С удовольствием принимали участие в викторинах, и конкурсах. Эти игры и упражнения повлияли на эмоциональный настрой ребят, повысив, их стремление к добрым поступкам и дружескому отношению друг к другу. После классных часов дети заряжались положительными эмоциями, учились понимать, как важно доброжелательнее относиться друг к другу, быть  отзывчивыми, готовыми прийти на помощь в любую минуту.

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников