Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

          Воспитание учащихся в духе коммунистической нравственности Н.К.Крупская рассматривала как одну из самых главных задач школы. Н.К.Крупская в своих устных и печатных выступлениях говорила, что школа должна всеми доступными ей средствами воспитывать у учащихся такие черты коммунистической морали, как патриотизм и гуманизм, трудолюбие и сознание того, что труд есть обязанность каждого человека. Также интернационализм, коллективизм, честность и правдивость, бережное отношение к общественной собственности, скромность и дисциплинированность. [11,C.44]

         Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [17, С.60]

         Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономики, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…». [17, С.61]

          Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».[23,С.78]

        «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями».

Но если даже педагоги прошлого признавали огромную роль нравственности, то тем большее значение имеет  эта проблема в системе современного воспитания.

            Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько условий:

Во-первых, осуществление  согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование  приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного  воспитания понимается также взаимосвязь  и взаимовлияние воспитываемых  в данный момент моральных качеств  у детей.

В-четвертых, систему нравственного  воспитания следует усматривать  и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.[21,С.79]

         Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.[22,С.119]

Основные задачи нравственного  воспитания:

1. Развитие нравственного  сознания;

2. Воспитание и развитие  нравственных чувств;

3. Выработка умений и  привычек нравственного поведения. 

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и  стимулом проявления нравственной воли.

         Авторами одного из фундаментальных исследований в области нравственного поведения были Х. Хартшорн и М. Мэй. Феноменами нравственного поведения исследователи считали соблюдение нравственных норм, когда ребёнок заинтересован в их нарушении и знает, что может сделать это безнаказанно. Они создали более 15 ситуаций, в которых дети могли по своему желанию поступить честно или нечестно: сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п. Каждый из экспериментов предполагал возможность выбора поступка или отвечающего сиюминутным интересам ребёнка, но идущего вразрез с нравственной нормой, или соответствующего норме поведения, но противоречащего непосредственным интересам ребенка. Нравственное развитие рассматривалось как становление обобщенных черт или качеств личности. [32,С.56]

              И.И. Чеснокова относит нравственно опосредованные формы самоотношений: совесть, долг, требовательность, гордость – к центральному звену психологического мира личности. Именно они создают единство и целостность самосознания, согласуют и упорядочивают внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.[32,С.57]

              Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Проанализировав этот вопрос, я пришла к выводу, что основными  критериями нравственности человека могут  являться его убеждения, моральные  принципы, ценностные ориентации, а  также поступки по отношению к  близким и незнакомым людям. Я  считаю, что нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как привычные  формы поведения.

1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений у младших школьников

«Важнейший капитал  нации – нравственные качества народа».

(Н.Г.Чернышевский).

           Нравственное воспитание детей начинается в период дошкольного детства. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо», которое выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступать так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека. В младшем школьном возрасте идет процесс развития чувства долга. [16,С.27] Дети способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем. [20, с.245] Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

В большинстве своем младшие  школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.

Психологи установили, что  младший школьный возраст характеризуется  также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и  норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем  школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения  детей, опора на чувства, эмоциональную  отзывчивость. На пороге школьной жизни  возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием  «внутренняя позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка  к себе, к окружающим людям, событиям, делам .Такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

            Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Ж.Пиаже - это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории хорошее и плохое и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Моральную дилемму он обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся с общепринятыми нравственными нормами. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

             Спустя 30 лет, Л. Колберг расширил, конкретизировал и углубил эту идею. Он установил, что на доконвенциональном (доморальном) уровне развития морали дети действительно дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого уровня, ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять свои другому человеку.

          На уровне конвенциональной морали большое значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим», соответствовать извне заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей.На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале оценивают поведение, исходя из абстрактного представления о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Л.И.Божович выделяет 6 этапов процесса формирования нравственных качеств(+) личности воспитанников:

Первый  этап

Основным в формировании личности ребенка должна быть правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного, нравственного, социально-приемлемого поведения, который приобретает ребенок под руководством взрослого, воспитателя. А для этого необходимы знания ребенком определенных правил и норм поведения, лишенных «нравственного формализма».

Второй  этап

Однако, на основании правильной, социально-приемлемой формы поведения  могут формироваться различные  качества личности в зависимости  от мотивов, которыми человек руководствуется. Так, критика по принципиальным вопросам вырабатывает черты: честность, принципиальность, твердость. Критика из желания переложить вину на чужие плечи вырабатывают: эгоизм, подлость. Критика ради сведения личных счетов – мстительность, коварство, бесчестность. Критика, чтобы угодить воспитателю – угодничество, лицемерие. Именно поэтому Л.И.Божович указывает на необходимость воспитания правильных, нравственно-ценных мотивов поведения, так как в структуре любого качества личности можно выделить:

  • мотив, обеспечивающий положительное отношение человека к собственному поведению (имеющему социально-приемлемые формы);
  • закрепленный в привычке способов поведения. По словам Л.И.Божович качество личности – своеобразный сплав мотивов и соответствующих форм поведения.

Третий  этап

Содержанием этого этапа  является формирование системы устойчивых, доминирующих мотивов поведения, представляющих направленность личности.

Для того, чтобы формировалась положительная направленность личности ребенка (система устойчивы мотивов поведения) необходимо чтобы он:

  • знал, как надо поступать,
  • видел, что так поступают уважаемые им люди;
  • хотел бы правильно поступать (то есть знал бы общественную ценность соответствующей формы поведения);
  • поступал бы правильно во всех ситуациях и обстоятельствах;
  • упражнялся бы (и это – самое главное) в правильном поведении.

Четвертый этап

В процессе формирования личности ребенка, когда взаимодействуют  личный опыт и общественные требования, у него складывается система убеждений и идеалов, которые становятся постоянно действующими мотивами поведения. На этой основе возникает нравственная устойчивость личности, то есть способность человека в любых условиях сохранять верность усвоенным принципам и соответствующее им поведение. Успешность формирования нравственной устойчивости личности во многом определяется эффективностью воздействия воспитателя на нравственно-эмоциональную сферу ребенка, формирование и развитие его нравственных чувств и побуждений, которое возможна при наличии правильных моральных представлений и понятий. Необходимо формирование убеждений.

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников