Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

Убеждение – это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.Убеждение – это не только то, что понято, осмысленно, но глубоко прочувствовано, пережито.

Пятый этап

На этом этапе становления  личности важнейшая задача воспитания – формирование у ребенка убеждений  и идеалов, соответствующих морали общества людей, в котором он в настоящий момент живет. С позиций своих убеждений и идеалов ребенок начинает теперь оценивать себя и всех окружающих, может противостоять отрицательному влиянию окружающей среды, приобретая своего рода нравственный иммунитет к отрицательным воздействиям.

Шестой  этап

Дальнейший процесс формирования личности ребенка заключается в  том, что возникшая у него система нравственных убеждений и идеалов, то есть его моральное осознание, становится доминирующим фактором, определяющим его общественную активность.[2,С.45]

Моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению  личности – это есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к  характеру и поведению личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. [17,С.134] Мораль охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, тогда можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственных качеств. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  1. Отношение к идеологии и политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри станы и на международной арене; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; непримиримость к врагам мира и свободы народов;
  2. Отношение к Родине, к другим странам и народам: любовь к Родине, дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной расовой неприязни; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами;
  3. Отношение к труду: добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; стремление принести больше пользы Родине; борьба с нарушениями трудовой дисциплины;
  4. Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; бережное отношение к природе;
  5. Отношение к другим людям: коллективизм и товарищеская взаимопомощь: один за всех и все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
  6. Отношение к себе: высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Вся система нравственных качеств целостно описывается такими категориями, как нравственное сознание, нравственные ценности и нравственные чувства (А.В. Иващенко ).

Нравственное  сознание – это форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его нравственных представлениях, взглядах, убеждениях. Сознание проявляется в принципах, которыми руководствуются люди, принимая те или иные решения, выбирая способы поведения и действий. [1,С.38]

Нравственные  ценности – это такие ориентиры в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать те или иные явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений о добре и зле. Особое значение при этом имеют идеалы личности, которым она стремится следовать, совокупность ее установок, определяющих в дальнейшем цель жизни. Реализуются идеалы в позиции личности, в представлениях о смысле жизни. [1,С.38]

Эмоциональная сторона нравственной жизни человека проявляется в  таких его чувствах, как гордость, честь, совесть, ненависть, самолюбие, стыд, тщеславие и т.д.

Нравственные  чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, к общественным явлениям и к жизни в целом. Чувства пронизывают и познавательный процесс, вызывая радость поиска, счастье открытия, переживание побед в борьбе за истину. [1,С.38]

            Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция А. Н. Леонтьева: личность тоже «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Именно по тому, как приспособляется (адаптируется) ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства. [26,С.43] Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только, упражняясь в нравственных поступках. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

           Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

         Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.[27,С.67]

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к  его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного  обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его  беседы, внеклассная работа т. п.

Во-вторых, в ходе учебной  работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также  идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между  собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной  школе все чаще звучит тезис о  том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности.

Если педагоги, психологи  и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в  системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

         В соответствии с содержанием нравственного воспитания школа должна формировать у учащихся следующие моральные качества: патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, бережное отношение к природе, коллективизм, сознательную дисциплину, культуру поведения и др. Но чтобы вырабатывать личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально - познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения, укреплять волевые свойства. [17,С.56]

            Проанализировав работу учителей начальных классов, мы убедились, что не многие учителя стремятся возродить нравственность в своих школах.

           Олег Николаевич Пушкин учитель СОШ №37 из г. Саратова предлагает во всех школах России ввести журнал «Добрых дел». Классный руководитель, отпуская в конце каждой недели детей на выходные по домам, дает им задание делать добрые дела. Предварительно учитель на классном часе проводит с детьми беседу о пользе добрых дел, и можно прочитать детям сказку, где добро побеждает зло, а зло наказывается, где за добрые дела следует вознаграждение. Олег Николаевич предлагает познакомить детей с пословицами и поговорками по этой же тематике, прочитать им рассказы по темам «Честное слово» и «Волшебное слово» Пантелеева В Н , напоминать детям: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы сделали тебе». А в начале следующей учебной недели учитель должен обязательно спросить у детей, кто какие добрые дела сделал, и записать в журнал «Добрых дел». Пройдет учебный год, и по журналу добрых дел можно будет объективно охарактеризовать каждого ученика, выявить проблемных детей, с которыми должен заняться школьный психолог, продолжить развивать их в нравственном отношении. Олег Николаевич Пушкин предлагает в школах для морального стимулирования детей учредить звания «Добрый молодец» и «Красна девица» 1, 2, 3 степеней. [14,С.24]

            Ольга Ивановна Селиванова учительница СОШ № 23 из г. Пскова утверждает, что нравственным представлениям нельзя научить, их каждый ребёнок вначале переживает, а потом осознаёт. Она вывела сводную таблицу взаимодействия составляющих нравственных представлений:

 

Значение 

Смысл

Нравственные представления

Раскрывает объективный  элемент в изучаемом предмете.

Характеризует отношение  человека как субъекта к объекту.

Предмет, явления, события, поступок.


Ольга Ивановна предлагает выполнять творческие задания:

  • придумать рекламу помощи нуждающимся людям,
  • написать благодарственное письмо зелёным растениям.[28,С.33]

             Элеонора Ивановна Шарапова – аспирант кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета предлагает развитие гуманных взаимоотношений рассматривать как реализацию нескольких этапов: чувствовать – знать – уметь и быть способным. Каждый этап выводит ребенка на определенный уровень гуманных взаимоотношений: эмоциональное отношение к окружающим и близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие), а эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в поведении. В воспитательном процессе необходимым средством является использование художественных произведений, которые воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Художественную литературу Э.И.Шарапова предлагает использовать как средство развития нравственных качеств, чтобы перенести его чувства в жизнь. Для развития эмпатии и гуманного поведения предлагаем использовать драматизацию сказок. В сюжетно творческих играх ребенок учится видеть эмоциональное состояние другого ребёнка, выстраивать свое ролевое поведение в соответствии с характером игровой ситуации. [18,С.28]

             Лидия Михайловна Курганская учительница СОШ№17 из г. Владимира выделила 31 зону развития эмоционального состояния школьников. Она разработала программу нравственного воспитания младших школьников. Формирование культуры поведения будет начинаться с дошкольного возраста: детский сад начальная школа среднее звено старшие классы. Наиболее эффективным является путь формирования нравственной культуры через произведения художественной литературы.Задача: помочь детям не только испытать те или иные эмоции с героями произведений, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные обстоятельства, как бы поступили сами читатели, если бы были на месте героев. [29,С.31]

           Наталья Павловна Шитякова – кандидат педагогических наук Челябинского государственного педагогического университета школы №2100 предлагает руководствоваться двумя принципами: мотивационным и проблемным. Среди методов воспитания духовности школьников называет формирование и медитациионное закрепление образов, «одушевление» игрушек, «парадоксальную» аналогию, самооценку. В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра. [20,С.36]

            Кира Владимировна Макарова – кандидат педагогических наук Псковского педагогического университета утверждает, что способности школьников влияют на их развитие. Они должны быть использованы учителями начальных классов в развитии нравственных представлений в целях своевременного и последовательного формирования нравственных представлений.[30,С.25]

             Надежда Николаевна Никитина кандидат педагогических наук составила и опубликовала в журнале «Завуч» цикл занятий, который посвящён нравственному воспитанию школьников.

Темы занятий:

1.Нравственные отношения  в коллективе

2.Чувство, характер и  настроение.

3.Школьный этикет.

4.Нравственный мир сказок.

Наталья Николаевна Никитина кандидат психологических наук доцент Ульяновского государственного педагогического  университета города Ульяновска выделяет приемы, способствующие формированию нравственных представлений младших школьников.

  1. Приёмы активизации нравственного развития школьников:

1.Приёмы, стимулирующие аналитическую  оценочную деятельность школьников.

а) анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний. Афоризмы, высказывания замечательных  людей, пословицы и поговорки  заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям. Для анализа противоречий между нравственным сознанием и поведением она предлагает парадокс: «Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее. Как вы думаете, в чём смысл».

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников