Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Работа выполнена студенткой

4 курса заочного отделения,

(специальность ПиМНО)

Радченко Яной Владимировной

Научный руководитель

Фоменко Наталья  Викторовна

 

Ст.Ленинградская, 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3

Глава 1. Теоретическое  обоснование процесса формирования

нравственных  представлений в младшем школьном возрасте … … … 7

1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении

младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7

1.2 Психолого-педагогические  основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16

Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35

2.1Диагностика  уровня сформированности нравственных  качеств младших школьников…  … … … … … … … ….  …. …. …. …. … … … …  … … … … ….   35

Заключение …  … … … … … … … …  … … … … … … … …  … … … … 45

Библиография  … … … … … … … …  … … … … … … … …  … … … … 49

Приложение …  … … … … … … … …  … … … … … … … …  … … … …51

 

 

 

 

 

Введение

            В настоящее время всё больше внимания уделяется изучению сложных феноменов существования человека, находящихся на стыке психологии и других наук. К числу этих феноменов относятся многочисленные этические категории, такие как свобода, ложь, правда, вина, совесть, добро и зло.[32,С.17]

В настоящее время всё  чаще в педагогической печати поднимается  вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о  важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так  как это возраст, который можно  назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

        Сегодня актуальным представляется вопрос, связанный с изучением психологической сущности нравственного «Я» личности. Эти аспекты нравственности отражают изменения, происходящие с человеком и затрагивающие его глубинные личностные структуры.[32,C.18]

          Рост детской преступности, насилия, безнравственное отношение ко всему, что окружает ребёнка, в том числе и к себе, низкий уровень культуры, невоспитанность подрастающего поколения, заставляет педагогов, родителей бить тревогу, задуматься, какое же будущее нас ждет впереди с такими показателями безнравственного и бездуховного поведения. В настоящее время уровень преступности в России очень высок и продолжает расти. Особенно тревожит рост детской преступности. Сейчас вопрос нравственности в России – это вопрос жизни или смерти. Любые другие вопросы могут подождать. Этот – нет. [14,с.24]

Изучением этого вопроса занимались такие педагоги как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, которые определили сущность, содержание и методы нравственного воспитания школьников. Их идеи послужили методологической основой нашего исследования. Нами были также использованы исследования современных педагогов, таких как Б.Т.Лихачёв, И.Ф.Харламов, В.А.Караковский и других, показывающие современные пути формирования нравственных представлений у младших школьников.

            Дети – наше будущее и главной задачей педагогов и родителей является формирование в их сознании нравственных представлений и понятий, нравственных качеств и нравственного поведения.

           Несмотря на разноаспектность исследований, ряд проблем нравственного развития остаётся нерешённым. Среди них особо выделяется проблема изучения нравственных представлений, имеющих большое значение для формирования личности и её последующей социализации. Нравственные представления являются составной частью системы отношений личности, определяющих общий подход человека к миру, к себе и придающих смысл и направление личностным позициям и поступкам. По мере становления и совершенствования личности нравственные представления превращаются в ведущие. Младший школьный возраст является периодом активной социализации личности, значит изучение содержания нравственных представлений важно уже в этом возрасте.[32,C.19]

Проблема  исследования : каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных представлений у младших школьников?

Объект  исследования: учебно–воспитательная деятельность.

Предмет исследования: условия формирования нравственных представлений в учебно-воспитательном процессе.

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования нравственных представлений у младших школьников. Задачи исследования:

  1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений младших школьников.
  2. Проанализировать сложившийся опыт формирования нравственных представлений младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
  3. Показать возможность классных часов в формировании нравственных представлений.
  4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
  5. Изучить методы, формы и приемы формирования нравственных представлений младших школьников;
  6. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
  7. Дать рекомендации учителям начальных классов, родителям по формированию нравственных представлений.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования:

- теоретические - поиск,  изучение и анализ философской  и психолого-педагогической литературы  по исследуемой проблеме;

- эмпирические - педагогическое  наблюдение, беседа, метод незаконченных  рассказов, опрос, анкетирование,  метод экспертных оценок, педагогический  эксперимент, обобщение опыта  работы.

Практическая  значимость работы заключается в том, что нами разработаны, подобраны и апробированы на практике занятия, которые может использовать учитель для формирования нравственных представлений у младших школьников, составлены методические рекомендации педагогу при организации воспитательной работы в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование процесса формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте

1.1. Понятие о  духовно-нравственных представлениях в становлении младших школьников

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука  о том, как жить, делая как можно  меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н. Толстой 

             Нравственное воспитание является важнейшей составной частью современного воспитания, которое тесным образом связано со всеми остальными видами или направлениями формирования всесторонне развитой личности. Нравственное развитие личности происходит в течение всей жизни человека под влиянием контактов с окружающими его людьми и проявляется в его оценках и отношениях к действительности, взаимоотношениях с другими людьми, в отношении к обществу, в его действиях и поступках. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, формируется в течение всей жизни. Это означает, что ребёнок не рождается злым или добрым, альтруистом или человеконенавистником, ленивым или трудолюбивым, - все эти и другие качества, характеризующие нравственные черты личности, есть результат влияния и воздействия окружающей ребенка социальной среды и специального целенаправленного воспитания.[6,С.57]

           При характеристике нравственных качеств человека или тех требований, которые общество предъявляет к человеку и его поведению, необходимо раскрыть такие основные понятия как: «нравственность», «гуманность», «мораль», «нравственные представления». Мы рассмотрели данные определения в разных словарях: в «Этимологическом словаре русского языка » Семёновой А. В. , в «Современном философском словаре » Жамиашвили В. М. , Кемеровой В. Е. , но самые полные и ясные определения даны в «Словаре по педагогике» Коджаспировой Г. М.

Нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции поведения человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости. Система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь.[10,С.154]

Гуманность (от лат. Humanus - человечный) – человечность, уважение к людям и их переживаниям, система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), обусловленные нравственными нормами и ценностями, которая представлена в сознании переживаниями сострадания, человеколюбия. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.[10,C.34]

Мораль – совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность её состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, которым руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чём выполнение их – внутренняя потребность человека, контролирующая общественным мнением. [10,C.162]

Представление - наглядный образ - предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями , происходит перевод представления в абстрактное понятие.[19,C.134]

Нравственные  представления – это такие ориентиры в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать те или иные явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных знаниях о добре и зле. Особое значение при этом имеют идеалы личности, которым она стремится следовать, совокупность ее установок, определяющих в дальнейшем цель жизни. Реализуются идеалы в позиции личности, в представлениях о смысле жизни . [1,C.128]

            Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времён. [17,C. 45]

С тех пор как существует человек и человеческое общество, существует и воспитание человека: человек всегда передавал накопленный  опыт подрастающему поколению. Уже  в дородовом обществе, когда рода, семьи ещё не было, главным занятием были рыбная ловля и охота, мальчики рано начинали сопровождать мужчин на охоту, девочки же помогали матерям  приготовлять пищу, изготавливать посуду. Возникнув из трудовых потребностей людей, воспитание было тесно связано  с процессом труда. На первых стадиях  развития человеческого общества воспитание заключалось в том, что детям, привлечённым к участию в труде, от случая к случаю, взрослые показывали и разъясняли, как надо изготовлять  и пользоваться простейшими орудиями труда. По мере усложнения форм труда, когда люди занимались уже скотоводством, земледелием и появлялся род, повышалась роль воспитания, и изменялись его формы. От указаний, делаемых от случая к случаю в процессе самого труда, постепенно был сделан переход к подготовке детей к труду, к обучению их различным навыкам и умениям в свободное время. К этому прибавилось ознакомление детей с обычаями рода, с правилами религиозного культа. Как известно, при первобытном строе не было семьи, дети принадлежали роду. И воспитание детей тогда осуществлялось наиболее опытными, уважаемыми членами рода - стариками. Позднее, когда появилось семья, воспитание осуществлялось в семье. Однако результаты семейного воспитания контролировались старейшинами племени. В это время воспитание носило бесклассовый характер. Оно распространялось на всех детей в одинаковой степени. На данной стадии развития родового общества воспитание осуществлялось не только во время трудовой деятельности, от случая к случаю, но и в свободное от труда время. В период разложения первобытного коммунистического общества основной трудовой ячейкой становится семья, которая начинает вести самостоятельное хозяйство. Появляются богатые и бедные семьи. У некоторых народов выделяются особые касты жрецов- служителей культа, которые являются не только носителями религии, но и обладателями знаний. В условиях классового расслоения общества жрецы становятся неизменными союзниками господствующего класса. В связи с классовым расслоением общества умственное образование отделяется от обучения физическому труду и делается привилегией детей имущих (жрецов, вождей). Обучение сосредотачивается в руках жрецов. В дальнейшем начинают появляться и специализированные учреждения – дворцовые и жреческие школы, в которых дети из привилегированных слоёв получают сведенья по математике, астрономии, географии. Дети народа обучались только трудовым навыкам. Это происходило в семье, где родители передавали свой трудовой опыт. [11, C.37]

             В Древнейшей Греции, крупнейшие учёные и философы этого периода – Сократ, Платон, Аристотель – уделяли вопросам воспитания и обучения большое внимание.

             По мнению Аристотеля, сущетствуют 3 части воспитания: физическое, нравственное, умственное. В нравственном воспитании недостаточно понимать значение и роль нравственных качеств, а необходимо создать соответствующие привычки. [11,C.38]

          Сократ (469-399 гг. до н. э) учил, что в мире есть вечная истина, абсолютное благо. Он считал, что существует всеобщие нравственные понятия. Целью воспитания правильного поведения человека, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Анализ своих поступков, стремление к совершенствованию, размышления и беседы по вопросам морали. [11,C.39]

          Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве - в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей.

          В своё трактате «Наставление нравов» Я.А.Коменский приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науке, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [17,C.58]

          Большую роль отводил, нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. [17,C.59]

        Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

         В. Г. Белинский считал, что основная сущность нравственности заключалась в непоколебимой вере в достоинство человека и его высокое назначение, в служение Родине и народу, в способности искренне любить истину и глубоко ненавидеть несправедливость. Он требовал всемирно развивать в детях прежде всего патриотизм, гуманизм, любовь к труду, способность сочетать слово с делом. В. Г. Белинский требовал воспитывать детей в духе гуманности. По его мнению «гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. [11,C.43]

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников