Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа
В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …
«Приложение5»
Классный час на тему: В дружбе сила.
Тема: «В дружбе сила»
Цели: - формировать умения аргументировать свою точку зрения;
- развивать умения учащихся вести рассуждения;
- воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Ход классного часа:
Классный час мы начали со слов из песни М. Пляцковского «Совершите чудо»:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
После прочтения этих строк все ребята должны были улыбнуться и что-нибудь пожелать друг другу. Пожелания были самые разнообразные. Учащиеся желали друг другу здоровья, радости, удачи. Андрей Т., искренне пожелал всем своим одноклассникам найти настоящих друзей, которые бы помогали в трудные минуты и умели бы радоваться вашим успехам. Саша Ш пожелал всем отличных оценок. Лиза Т. пожелала всем, чтобы жили дружно, никогда не болели, радовали своих родителей.
На классном часе мы работали
над уяснением таких
Ребята пробовали составлять пословицы о дружбе.
Друг за друга стой – выиграешь бой.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Без друга на душе вьюга.
Лучше всего получилось составить пословицы о дружбе у Даниила Ше. Он быстро смог составить пословицы и предложил ещё дополнительные: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Сам в беде погибай, а друга выручай.
Работая над понятиями «друг», и «дружба» самые точные определения предложили большинство учащихся. Лера Б, Катя Г., Андрей П., определили, что «друг» - это человек, который всегда поможет, выручит, даст совет в трудную минуту.
Всем ребятам понравилось составлять ромашку. На лепестках красивой, большой ромашки ребятам нужно было написать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Ребята написали такие качества: отзывчивость, понимание, сочувствие, доброта.
Следующим этапом нашего классного часа было составление законов дружбы.
Егор К., предложил первым и самым главным правилом дружбы «. Помогай другу в беде»,Маша К. предложила «Умей с другом разделить радость»,Андрей П., предложил «Не смейся над недостатками друга.», Дима Т предложил «. Умей принять помощь совет, не обижайся на критику», Саша Ш. и Андрей К. предложили «. Не обманывай друга», Анжела Д. предложила «Не предавай своего друга.», Даниил С. Предложил «Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе», Саша Б. предложил «Умей признать свои ошибки, помириться с другом». Каждый учащийся старался высказать свою точку зрения, объяснить, почему именно это правило действительно важно между друзьями.
Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Умей принять помощь
совет, не обижайся на критику.
5. Не обманывай друга.
6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
7. Не предавай своего друга.
8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
После составления правил дружбы ребятам предлагалось прослушать стихотворение и ответить на вопросы.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружись я с Ильиной – стану знаменитой!
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружу со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
Вопросы для обсуждения:
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
Все ребята активно обсуждали стихотворение. Наиболее аргументировано доказал и обосновал сваю точку зрения Андрей П.
В конце классного часа ребятам предлагалось поиграть в игру «Найди друга».
Правила игры: одному человеку завязываю глаза, он должен угадать, кто это из одноклассников. Кто больше соберет друзей?
Больше всего собрала друзей Лиза Т., она с первого раза отгадывала, кто находится перед ней и собрала десять человек.
«Приложение 6»
Классный час на тему: Труд кормит , а лень портит.
Тема: "Труд кормит, а лень портит"
Цели:- воспитание трудолюбия,
желания приносить людям
воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратность.
Задачи: закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.
Оборудование: таблички с частями пословиц, рисунки детей на тему: Как я помогаю дома маме”, картинки “ .
Ход классного часа:
На классном часе мы знакомили
ребят с такими нравственными
понятиями как «трудолюбие», «трудолюбивый
человек». Именно с осмысления этих
понятий мы и начали наше занятие.
Многие ребята высказывали свои мнения
о том, как они понимают данные
понятия. Самое точное определение
этим понятиям предложила Лера Б. она
определила, что «трудолюбие» - это
любовь к труду. Саша М. сказал, что
трудолюбивый человек – это человек,
который любит и умеет
Следующим видом работы являлось вспомнить и назвать пословицы о труде. Больше всего вспомнил пословицы о труде Дима К. После чего мы с ребятами поиграли в игру «Собери пословицы». Дети хором дополняли пословицы.
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
Закончил дело – гуляй смело.
Труд человека кормит, (а лень – портит).
На личном примере мы с ребятами убедились, что все дети в классе очень трудолюбивые: они ухаживают за растениями, следят за чистотой в классе, помогают по хозяйству ветеранам.
Всем ребятам понравилась сценка, которую подготовили их одноклассники:
Маша К.(Чистота): Добрый день! Я – Чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтоб стали мы друзьями.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час.
Принесет нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный,
Мой совет совсем несложный
С грязью будьте осторожны!
Анжелика Д.(Грязь): Вы про грязь? А я у вас.
Маша К.(Чистота): Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся.
Анжелика Д.(Грязь): Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженное ела,
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь – чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет –
Лучше платья просто нет.
(“Грязь” здоровается с детьми за руку. “Чистота” следом вытирает детям руки полотенцем, а “Грязь” говорит, чтобы подавали руки. “Чистота” оттаскивает “Грязь” от детей).
Анжелика Д.(Грязь): Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли -
Меня в гости пригласили.
-Ты не права “Грязь”.
Наши дети любят чистоту,
Анжелика Д.(Грязь): Нет, нет, нет! Я вам не верю.
У. Это мы сейчас проверим. Ребята, давайте покажем наши рисунки и расскажем как вы помогаете дома маме. А как вы поддерживаете чистоту в классе?
У. Ну что, Грязь, нравится тебе у нас?
Анжелика Д.(Грязь): Мне у вас не нравится,
В другую школу надо мне отправиться.
Маша К.(Чистота): Запомнить нужно на всегда:
Дети. Залог здоровья – чистота.
Всем ребятам очень понравилась сценка. Анжелика Д, Маша К., настолько хорохо вошли в роль, что даже не волновались и вели себя, как настоящие артистки.
В ходе обсуждения высказывания «Залог здоровья – чистота.» Дима Т., сделал вывод, обобщив мнения всех учащихся : - Надо поддерживать чистоту и в доме, и в школе, быть аккуратными, соблюдать правила личной гигиены и тогда будем здоровы.
Следующим видом работы была работа над русской народной сказкой “Самое дорогое"после прослушивания сказки ребятам предлагалось ответить на вопросы:
1.Почему старик и старуха попросили у Лесного Деда, чтобы их инструменты никогда не ломались, а руки были всегда здоровыми.
Даша М., ответила так- Потому что, если будет здоровье и инструменты в порядке, то старик со старухой будут работать и не будут знать нужды ни в чем.
2. Считаете ли вы их просьбу мудрой и почему?
Катя Г. ответила так - Если бы они приняли другое решение, они бы стали зависеть от старика, им бы пришлось все время его просить о чем-то. Сами бы они разленились, заскучали, даже могли бы заболеть.
После обсуждения рассказа мы с ребятами сделали вывод, что сейчас для них самое главное-это учиться и выполнять школьные правила, быть ответственными
Многим ребятам понравилась игра “И я”. Цель игры : проверить насколько хорошо ребята знают правила поведения в школе. Данная игра способствует развитию внимания, наблюдательности. Самым невнимательным был Даниил Ша.
«Приложение 7»
Классный час на тему: С детства дружбой дорожи.
Тема: «С детства дружбой дорожи».
Цели:- выявить и расширить
представления детей и
-способствовать созданию
атмосферы взаимопонимания и
сотрудничества в процессе
-воспитывать
На столах лежит: текст для коллективного обсуждения, ручки, листы ватмана.
а) Без беды друга не узнаешь.
б) Друг познаётся в несчастие.
в) С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
г) Недруг поддакивает, а друг спорит.
д) Дружба дружбе рознь, а иную брось.
е) Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.
На третьей части доски будут вывешиваться листы ватмана с ответами на полученные задания.
Дети занимают отведённые места для работы микрогрупп.
Классный час мы начали с отгадывания кроссворда для того, чтобы узнать тему занятия.
Вопросы:
-Какое же слово получилось? (Дружба.)
Всем ребятам очень
понравилось разгадывать
На классном часе мы продолжали
знакомить ребят с такими нравственными
понятиями, как «дружба», «друг». Мы
познакомили ребят с
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Следующим видом работы была работа над стихотворениями о дружбе, в исполнении Лизы Т. все ребята очень внимательно слушали стихотворение, не нарушали дисциплины.
-Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
-Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
-Дружба - что такое?
-Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
После прослушивания стихотворения ребятам предлагалось ответить на вопрос –Кого можно назвать другом?
Каждый из учащихся старался обоснованно доказать свою точку зрения. Андрей П., сказал, что друг – это человек, который всегда поможет в трудную минуту, на него можно в любой момент положиться, он не предаст.
После чего мы познакомили ребят с тем, кто такой друг в словаре С. И. Ожегова.
Друг- человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Всем ребятам очень понравилась инсценировка стихотворения Б.Заходера «Мы – друзья»
Стихотворение читали Дима Т., Андрей К., Даниил Ш.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой.
Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников