Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

 

«Приложение5»

Классный час на тему: В дружбе сила.

Тема: «В дружбе сила»

Цели: - формировать умения аргументировать свою точку зрения;

- развивать умения учащихся  вести рассуждения;

- воспитывать нравственные  качества учащихся: умение дружить,  беречь дружбу.

Ход классного часа:

 Классный час мы  начали со слов из песни  М. Пляцковского «Совершите чудо»:

Землю обогнули тоненькие  нити,

Нити параллелей и зелёных  рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил  человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с  вами рядом

Станет добрым и весёлым  хмурый человек.

После прочтения этих строк  все ребята должны были  улыбнуться и что-нибудь пожелать друг другу. Пожелания  были самые разнообразные. Учащиеся желали друг другу здоровья, радости, удачи. Андрей Т., искренне пожелал всем своим  одноклассникам найти настоящих  друзей, которые бы помогали в трудные  минуты и умели бы радоваться вашим  успехам. Саша Ш пожелал всем отличных оценок. Лиза Т. пожелала всем,  чтобы жили дружно, никогда не болели, радовали своих родителей.

На классном часе мы работали над уяснением таких нравственных понятий, как «друг», и «дружба».

Ребята пробовали составлять пословицы о дружбе.

Друг за друга стой –  выиграешь бой.

С хорошим товарищем веселее  при удаче, легче в беде.

Без друга на душе вьюга.

Лучше всего получилось составить  пословицы о дружбе у Даниила  Ше. Он быстро смог составить пословицы и предложил ещё дополнительные: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Сам в беде погибай, а друга выручай.

Работая над понятиями  «друг», и «дружба»  самые точные определения предложили большинство  учащихся. Лера Б, Катя Г., Андрей П., определили, что «друг» - это человек, который всегда поможет, выручит, даст совет в трудную минуту.

Всем ребятам понравилось  составлять ромашку. На лепестках красивой, большой ромашки ребятам нужно  было написать те качества, которыми должен  обладать настоящий друг. Ребята написали такие качества: отзывчивость, понимание, сочувствие, доброта.

Следующим этапом нашего классного  часа было составление законов дружбы.

Егор К., предложил первым и самым главным правилом дружбы «. Помогай другу в беде»,Маша К. предложила «Умей с другом разделить  радость»,Андрей П., предложил «Не  смейся над недостатками друга.», Дима Т предложил «. Умей принять помощь совет, не обижайся на критику»,  Саша Ш. и Андрей К. предложили «. Не обманывай друга», Анжела Д. предложила «Не предавай своего друга.», Даниил С. Предложил «Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе», Саша Б. предложил «Умей признать свои ошибки, помириться с другом». Каждый учащийся старался высказать свою точку зрения, объяснить, почему именно это правило действительно важно между друзьями.

Законы дружбы.

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить  радость.

3. Не смейся над недостатками  друга. 

4. Умей принять помощь  совет, не обижайся на критику. 

5. Не обманывай друга.

6. Умей признать свои  ошибки, помириться с другом.

7. Не предавай своего  друга. 

8. Относись к другу  так, как тебе хотелось бы, чтобы  относились к тебе.

После составления правил дружбы ребятам предлагалось прослушать стихотворение и ответить на вопросы.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи  со мной одной».

Есть разряд у Ильиной  и девчонок свита,

Подружись я с Ильиной  – стану знаменитой!

Все пятёрки до одной у  Светловой Нади.

Я прошу: «Дружу со мной! Подружись  хоть на день!

Будешь ты меня спасать  – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно  требуется друг!» 

Вопросы для обсуждения:

-Почему с девочкой  никто не хотел дружить?

- Что бы вы ей посоветовали?

- Можно ли заставить  насильно дружить?

Все ребята активно обсуждали  стихотворение. Наиболее аргументировано  доказал и обосновал сваю точку  зрения Андрей П.

В конце классного часа ребятам предлагалось поиграть в  игру «Найди друга».

Правила игры: одному человеку завязываю глаза, он должен угадать, кто это из одноклассников. Кто  больше соберет друзей?

Больше всего собрала  друзей Лиза Т., она с первого раза отгадывала, кто находится перед  ней и собрала  десять человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 6»

Классный час на тему: Труд кормит , а лень портит.

Тема: "Труд кормит, а лень портит"

Цели:- воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость  и счастье своим трудом;

воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к  вещам, аккуратность.

Задачи: закрепить понятия  трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.

Оборудование: таблички с  частями пословиц, рисунки детей  на тему: Как я помогаю дома маме”, картинки “ .

Ход классного часа:

На классном часе мы знакомили  ребят с такими нравственными  понятиями как «трудолюбие», «трудолюбивый  человек». Именно с осмысления этих понятий мы и начали наше занятие. Многие ребята высказывали свои мнения о том, как они понимают  данные понятия. Самое точное определение  этим понятиям предложила Лера Б. она  определила, что «трудолюбие» - это  любовь к труду. Саша М. сказал, что  трудолюбивый человек – это человек, который любит и умеет трудиться.

Следующим видом работы являлось вспомнить и назвать пословицы  о труде.  Больше всего вспомнил пословицы о труде Дима К. После чего мы с ребятами поиграли в игру «Собери пословицы». Дети хором дополняли пословицы.

Без труда (не вытащишь и  рыбку из пруда).

Закончил дело – гуляй  смело.

Труд человека кормит, (а  лень – портит).

На личном примере мы с  ребятами убедились, что все дети в классе очень трудолюбивые: они  ухаживают за растениями, следят за чистотой в классе, помогают по хозяйству  ветеранам.

Всем ребятам понравилась  сценка, которую подготовили их одноклассники:

Маша К.(Чистота): Добрый день! Я – Чистота!

С вами быть хочу всегда.

Сначала познакомлюсь с вами,

Чтоб стали мы друзьями.

Я пришла вас научить,

 Как здоровье сохранить.

Много грязи вокруг нас

И она в недобрый час.

Принесет нам вред, болезни,

Но я дам совет полезный,

Мой совет совсем несложный

С грязью будьте осторожны!

Анжелика Д.(Грязь): Вы про грязь? А я у вас.

Маша К.(Чистота): Ты ко мне  не приближайся!

И ко мне не прикасайся.

Анжелика Д.(Грязь): Ах-ах-ах! Какое платье!

Да ведь не на что смотреть!

Я б такое не надела.

У меня другое дело!

От борща пятно большое,

Вот сметана, вот жаркое,

Вот мороженное ела,

Это – в луже посидела.

Это клей, а здесь –  чернила.

Согласитесь, очень мило.

Я наряд свой обожаю,

На другой не променяю.

Я открою вам секрет –

Лучше платья просто нет.

 (“Грязь” здоровается с детьми за руку. “Чистота” следом вытирает детям руки полотенцем, а “Грязь” говорит, чтобы подавали руки. “Чистота” оттаскивает “Грязь” от детей).

Анжелика Д.(Грязь): Вы не вымыли посуду?

Значит, скоро я прибуду.

Если пол вы не помыли -

Меня в гости пригласили.

-Ты не права “Грязь”.  Наши дети любят чистоту, порядок,  любят вытирать пыль, мыть пол  и стирать.

Анжелика Д.(Грязь): Нет, нет, нет! Я вам не верю.

У. Это мы сейчас проверим. Ребята, давайте покажем наши рисунки  и расскажем как вы помогаете дома маме. А как вы поддерживаете чистоту в классе?

У. Ну что, Грязь, нравится тебе у нас?

Анжелика Д.(Грязь): Мне у вас не нравится,

В другую школу надо мне  отправиться.

Маша К.(Чистота): Запомнить  нужно на всегда:

Дети. Залог здоровья –  чистота.

Всем ребятам очень  понравилась сценка. Анжелика Д, Маша К., настолько хорохо вошли в роль, что даже не волновались и вели себя, как настоящие артистки.

В ходе обсуждения высказывания «Залог здоровья – чистота.»  Дима Т., сделал вывод, обобщив мнения всех учащихся : - Надо поддерживать чистоту и в доме, и в школе, быть аккуратными, соблюдать правила личной гигиены и тогда будем здоровы.

Следующим видом работы была работа над русской народной сказкой  “Самое дорогое"после прослушивания сказки ребятам предлагалось ответить на вопросы:

1.Почему старик и старуха  попросили у Лесного Деда, чтобы  их инструменты никогда не  ломались, а руки были всегда  здоровыми.

Даша М., ответила так- Потому что, если будет здоровье и инструменты в порядке, то старик со старухой будут работать и не будут знать нужды ни в чем.

2. Считаете ли вы их  просьбу мудрой и почему?

Катя Г. ответила так - Если бы они приняли другое решение, они  бы стали зависеть от старика, им бы пришлось все время его просить  о чем-то. Сами бы они разленились, заскучали, даже могли бы заболеть.

После обсуждения рассказа мы с ребятами сделали вывод, что  сейчас для них самое главное-это  учиться и выполнять школьные правила, быть ответственными

Многим ребятам понравилась  игра “И я”. Цель игры : проверить насколько хорошо ребята знают правила поведения в школе. Данная игра способствует развитию внимания, наблюдательности. Самым невнимательным был Даниил Ша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 7»

Классный час на тему: С детства дружбой дорожи.

Тема: «С детства  дружбой дорожи».

Цели:- выявить и расширить  представления детей и родителей  о том, что такое дружба и каким  должен быть настоящий друг, о взаимоотношениях людей;

-способствовать созданию  атмосферы взаимопонимания и  сотрудничества в процессе совместной  деятельности и отдыха;

-воспитывать доброжелательность;

  1. В классной комнате оборудуются рабочие места для 4 микрогрупп и ведущих.

На столах  лежит: текст для коллективного обсуждения, ручки, листы ватмана.

  1. Классная доска условно разделена на 3 части. На первой написано определение понятия «дружба» из  словаря С. И. Ожегова  «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

     а) Без беды  друга не узнаешь.

б) Друг познаётся в несчастие.

в) С хорошим товарищем  веселее при удаче, легче в  беде.

г) Недруг поддакивает, а  друг спорит.

д) Дружба дружбе рознь, а иную брось.

е) Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.

 

На третьей части доски  будут вывешиваться листы ватмана   с ответами на полученные задания.

                                                    Ход классного часа:

        Дети  занимают отведённые места для  работы микрогрупп.

Классный час мы начали с отгадывания кроссворда для  того, чтобы узнать тему занятия.

Вопросы:

  1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта.)
  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный.)
  3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость.)
  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность.)
  5. Так называют экономного человека. (Бережливый.)
  6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего  порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный.)

-Какое же слово получилось? (Дружба.)

Всем ребятам очень  понравилось разгадывать кроссворд. Больше всего слов кроссворда отгадал  Дима П.

На классном часе мы продолжали знакомить ребят с такими нравственными  понятиями, как «дружба», «друг». Мы познакомили ребят с определением, которое предложено в словаре  С. И. Ожегова.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Следующим видом работы была работа над стихотворениями о  дружбе, в исполнении Лизы Т. все  ребята очень внимательно слушали  стихотворение, не нарушали дисциплины.

        -Что  такое дружба?-

Спросила я у птицы.

-Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое дружба?

-Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

-Дружба - что такое?

-Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

После прослушивания стихотворения  ребятам предлагалось ответить на вопрос –Кого можно назвать другом?

Каждый из учащихся старался обоснованно доказать свою точку  зрения. Андрей П., сказал, что друг –  это человек, который всегда поможет  в трудную минуту, на него можно  в любой момент положиться, он не предаст.

После чего мы познакомили  ребят с тем, кто такой друг в словаре С. И. Ожегова.

 Друг- человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Всем ребятам очень  понравилась инсценировка стихотворения  Б.Заходера «Мы – друзья»

Стихотворение читали Дима Т., Андрей К., Даниил Ш.

С виду мы  не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё  же

Нас не разольёшь водой.

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников