Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

Дело в том, что он и  я-

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе…отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

-Что-то, Вова, позабыл!

-И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

-Я как тресну!

-Он как даст!

-А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду-

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облили нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

-Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

После прослушивания стихотворения, каждый из ребят делился своими воспоминаниями из жизни. Не у каждого ребёнка  есть настоящий друг. Ребята сами понимают, что чтобы у тебя был настоящий  друг, нужно самому стремиться быть настоящим другом.

Следующим этапом работы было зачитывание отрывков  из сочинений  учащихся:

Сочинение Даши М. «Дружба  – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет  в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни».

 Сочинение Димы Т.  «Настоящий друг – это человек,  которому можно доверить все  свои проблемы. Настоящий друг  становится тебе близким родственником.  У меня есть подруги. Мы часто  говорим, что вместе мы - сила!».

Сочинение Лизы Т. «Дружба  – одно из самых светлых и значимых чувств, для человека. Настоящая  дружба между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся  друг к другу».

Всем ребятам очень  понравилось оформлять выставку рисунков «Наши друзья».

На классном часе мы с  ребятами вспомнили пословицы о  дружбе:

Маша К. вспомнила пословицу- Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Дима К.- Без беды друга не узнаешь.

Катя Г. - Друг познаётся в несчастии.

Андрей П. - С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Влад С. - Недруг поддакивает, а друг спорит.

Яна Я. - Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.

Ребята активно принимали  участие в игре «Найди конец пословицы»

    1. Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей).
    2. Человек без друзей, что дерево…(без корней).
    3. Друга ищи, а найдёшь…(береги).
    4. Дерево живёт корнями, а человек…(друзьями).
    5. Дружба не гриб, в лесу…( не найдёшь).
    6. Друг лучше старый, а платье …(новое).

         Викторина «Кто с кем дружит?»

Активно работали Андрей П., Саша Б., Лиза Т.,  Дима Т., Егор К.

  1. Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
  2. Доверчивый Буратино и …(Мальвина).
  3. Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).
  4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Кто это? ( Бременские музыканты: петух, кот, пёс, осёл.)
  5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
  6. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство малыш дал Карлсону? (Малиновое варенье.)
  7. Герои Э.Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить дом дружбы.

В конце занятия  мы все  вместе сформулировали правила товарищества:

Правила товарищества:

  • Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
  • Старайся выручить товарища. Поделись  с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.

 

  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.
  • Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

В ходе прослушивания  песни «Дружба крепкая», все ребята вслушивались в слова песни, старались найти ответ на вопросы – Кого можно назвать настоящим другом. Какими качествами обладает настоящий друг?

Закончили классный час мы словами известного героя, терпеливого  и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 8»

Классный час на тему: Правила вежливости.

Тема: «Правила вежливости».

Цели урока: - учить детей  вежливому обращению, уважению к  человеку любого возраста, знакомить  с миром вежливых слов и речевых  оборотов;

-воспитывать в детях  чувство собственного достоинства,  бережного отношения друг к  другу;

-формировать духовно  и нравственно развитую личность;

Задачи урока:- приобщение к нравственности

-развитие внутренней  культуры детей

-развитие умения общаться, находить правильный выход из  ситуации

-расширение активного  словарного запаса и кругозора  детей

-выработка особого мнения  о вежливом человеке и правил  вежливости

Оборудование: карточки с  пословицами «Посади свинью за стол, она и ноги на стол.», «Когда я  ем, я глух и нем», карточки с вежливыми  словами, картинки двух кукол, аудиозапись  «Воспи - пи - пи - питание» (Н.Песков – М.Либин), мяч, выставка книг о вежливости

Ход классного  часа:

Классный час мы начали с прослушивания спокойной расслабляющей мелодии в течение 1-2 минут (для сосредоточения ребят).

На занятии мы формировали  такие нравственные понятия, как  «вежливость», «воспитанность».

Ребята очень активно  обсуждали вопрос, - С каким человеком  приятно общаться? Андрей Т., сказал, что это должен быть вежливый человек. Даша С. Сказала, что это должен быть опрятный человек. Лиза Ю., сказала, что это должен быть воспитанный человек.

Всем ребятам очень  понравилось играть в игру с мячом  «Я знаю пять волшебных слов». Многие ребята знают волшебные слова, но больше всех волшебных слов назвал Егор К.

Ребята активно принимали  участие в разыгрывании ситуации, в которой один мальчик хочет  спросить у прохожего, который час  с применением вежливых слов. В  этой инсценировке приняли участие  все ребята в классе.

Благодаря введению в занятие  сказочных героев, ребята не шумели, были внимательными.

Учащимся понравилось  определять по ситуациям поведение  сказочных героев. Многие обоснованно  доказывали свою точку зрения.

Ребятам нравилось выполнять  задания на развитие внимания.

 Необходимо найти лишнее  слово:

РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ. Первым, кто правильно ответил, был Саша М. – лишнее слово ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова близки по значению.

-в вежливых словах  потерялись гласные буквы, без  них слова не будут волшебными

С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-Н-Й Н-Ч-. Лучше всех с этим заданием справилась Катя Г. Она правильно назвала все слова.

Всем детям понравилась  музыкальная физминутка. Необходимо было под песенку «Воспи-пи-пи-тание» подпевать и пританцовывать.

В конце урока мы с ребятами сформулировали правила вежливости:

Андрей Т. предложил такое  правило вежливости: Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари  за помощь, уходя – прощайся.

Лиза Т. предложил такое  правило вежливости: Не заставляй  о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.

Дима П. . предложил такое  правило вежливости: Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить  настроение другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 9»

 

Критерии

До эксперимента

После эксперимента

 
 

Дети с низким уровнем  нравственного воспитания%

Дети со средним уровнем  нравственного воспитания%

Дети с низким уровнем  нравственного воспитания%

Дети со средним уровнем  нравственного воспитания%

 

Мотивационно - эмоциональный

43%

50%

16%

57%

 

Познавательный

35%

48%

15%

55%

 

Деятельностный

53%

41%

39%

45%

 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 10»

Методические  рекомендации

  1. Всегда  помните, что в человеке, которого вы воспитываете, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
  2. Педагогический эффект средств воздействия на ребёнка зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны средства воздействия, поэтому слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда все воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.
  3. Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей переживаний.
  4. Станьте другом ребёнку, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, то в сердце никогда не появится зло. Воспитание без дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потёмках.
  5. Переживайте вместе с ребёнком радость победы и горечь поражения.
  6. Учитель – гуманист никогда не забудет, что он сам был ребёнком, и поэтому он будет всегда стараться войти в положение ребёнка, разделять с ним его горе, будет помогать ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая помощь для ребёнка – это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие, безразличие потрясает ребёнка.
  7. Во многом от учителя зависти то, чтобы каждый юный гражданин дорожил бы своей Родиной, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи.
  8. Развивайте в ребёнке внутренние силы, благодаря которым человек может не делать добра, т.е учите их сопереживать.
  9. Важная задача школы – воспитание чуткости, отзывчивости к  горю и страданиям других людей. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем.
  10. Важную воспитательную задачу, которую должен поставить учитель перед собой – это, чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека.
  11. Воспитывайте в детях человечность. Помните о том, что человечность невозможно воспитать в ребёнке, если в его сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку.
  12. Трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается в процессе духовной жизни: интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
  13. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений – вот что должно быть трудом для школьников.
  14. Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважение к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника.
  15. Работайте вместе с детьми не только на участках, но и в мастерских. Совместная работа с детьми – это самые радостные часы педагогического труда.
  16. Воодушевляйте учащихся на труд для коллектива. Сделать этот труд важнейшим элементом их духовной жизни – это самая трудная, но и самая важная задача учителя.
  17. Воспитывайте коллективизм у школьников. Устанавливайте правильные взаимоотношения между учащимися и коллективом класса.
  18. Стройте всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Нравственный опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником моральных достоинств – бескорыстной доброты, сердечной, искренней чуткости и отзывчивости.
  19. Воспитывая коллектив – надо видеть в нём каждого ребёнка с его неповторимым духовным миром, заботливо воспитывать каждого ребёнка.
  20.   Не  беритесь за все правила сразу. Нужно соблюдать последовательность в усвоении правил и не надеяться на то, что нравственному поведению можно научиться на словах. Главное – упражнение в нравственном поведении.
  21. Прежде всего, детям нужно знать конкретные требования, на основе которых складываются  нормы поведения.
  22. Существует правило: «Будь чутким; заботливо, внимательно относись к другим». Это правило необходимо конкретизировать для учащихся, указывая им, как следует себя вести в определенных ситуациях: «Уступи место взрослому в транспорте», «Уходя из дому, скажи, куда пошёл, и когда придёшь, не заставляй домашних беспокоиться».
  23. Основываясь на положительных и отрицательных фактах в отношениях детей, друг с другом, надо постепенно подводить их к самостоятельным выводам, формулируя, вместе сними то или иное правило.
  24. Очень важно чтобы педагог внимательно следил за собственными приёмами работы с детьми, сам строго соблюдал нормы поведения, был примером для детей, уважал их достоинство, был справедливым в своих требованиях.

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников