Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа
В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …
Дело в том, что он и я-
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
-Что-то, Вова, позабыл!
-И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
-Я как тресну!
-Он как даст!
-А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облили нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
-Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
После прослушивания стихотворения, каждый из ребят делился своими воспоминаниями из жизни. Не у каждого ребёнка есть настоящий друг. Ребята сами понимают, что чтобы у тебя был настоящий друг, нужно самому стремиться быть настоящим другом.
Следующим этапом работы было зачитывание отрывков из сочинений учащихся:
Сочинение Даши М. «Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни».
Сочинение Димы Т.
«Настоящий друг – это человек,
Сочинение Лизы Т. «Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств, для человека. Настоящая дружба между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу».
Всем ребятам очень понравилось оформлять выставку рисунков «Наши друзья».
На классном часе мы с ребятами вспомнили пословицы о дружбе:
Маша К. вспомнила пословицу- Дружба дружбе рознь, а иную брось.
Дима К.- Без беды друга не узнаешь.
Катя Г. - Друг познаётся в несчастии.
Андрей П. - С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Влад С. - Недруг поддакивает, а друг спорит.
Яна Я. - Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.
Ребята активно принимали участие в игре «Найди конец пословицы»
Викторина «Кто с кем дружит?»
Активно работали Андрей П., Саша Б., Лиза Т., Дима Т., Егор К.
В конце занятия мы все вместе сформулировали правила товарищества:
Правила товарищества:
В ходе прослушивания песни «Дружба крепкая», все ребята вслушивались в слова песни, старались найти ответ на вопросы – Кого можно назвать настоящим другом. Какими качествами обладает настоящий друг?
Закончили классный час мы словами известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
«Приложение 8»
Классный час на тему: Правила вежливости.
Тема: «Правила вежливости».
Цели урока: - учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов;
-воспитывать в детях
чувство собственного
-формировать духовно
и нравственно развитую
Задачи урока:- приобщение к нравственности
-развитие внутренней культуры детей
-развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации
-расширение активного словарного запаса и кругозора детей
-выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости
Оборудование: карточки с пословицами «Посади свинью за стол, она и ноги на стол.», «Когда я ем, я глух и нем», карточки с вежливыми словами, картинки двух кукол, аудиозапись «Воспи - пи - пи - питание» (Н.Песков – М.Либин), мяч, выставка книг о вежливости
Ход классного часа:
Классный час мы начали с прослушивания спокойной расслабляющей мелодии в течение 1-2 минут (для сосредоточения ребят).
На занятии мы формировали такие нравственные понятия, как «вежливость», «воспитанность».
Ребята очень активно обсуждали вопрос, - С каким человеком приятно общаться? Андрей Т., сказал, что это должен быть вежливый человек. Даша С. Сказала, что это должен быть опрятный человек. Лиза Ю., сказала, что это должен быть воспитанный человек.
Всем ребятам очень понравилось играть в игру с мячом «Я знаю пять волшебных слов». Многие ребята знают волшебные слова, но больше всех волшебных слов назвал Егор К.
Ребята активно принимали участие в разыгрывании ситуации, в которой один мальчик хочет спросить у прохожего, который час с применением вежливых слов. В этой инсценировке приняли участие все ребята в классе.
Благодаря введению в занятие сказочных героев, ребята не шумели, были внимательными.
Учащимся понравилось определять по ситуациям поведение сказочных героев. Многие обоснованно доказывали свою точку зрения.
Ребятам нравилось выполнять задания на развитие внимания.
Необходимо найти лишнее слово:
РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ. Первым, кто правильно ответил, был Саша М. – лишнее слово ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова близки по значению.
-в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными
С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-Н-Й Н-Ч-. Лучше всех с этим заданием справилась Катя Г. Она правильно назвала все слова.
Всем детям понравилась музыкальная физминутка. Необходимо было под песенку «Воспи-пи-пи-тание» подпевать и пританцовывать.
В конце урока мы с ребятами сформулировали правила вежливости:
Андрей Т. предложил такое правило вежливости: Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Лиза Т. предложил такое правило вежливости: Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
Дима П. . предложил такое правило вежливости: Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
«Приложение 9»
Критерии |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||
Дети с низким уровнем нравственного воспитания% |
Дети со средним уровнем нравственного воспитания% |
Дети с низким уровнем нравственного воспитания% |
Дети со средним уровнем нравственного воспитания% |
||
Мотивационно - эмоциональный |
43% |
50% |
16% |
57% |
|
Познавательный |
35% |
48% |
15% |
55% |
|
Деятельностный |
53% |
41% |
39% |
45% |
|
«Приложение 10»
Методические рекомендации
Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников