Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа
В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …
б) анализ противоречивых высказываний.
Необходимо учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений.
в) анализ проблемных вопросов.
Один из наиболее распространённых способов разделения проблемных ситуаций. Например:
-Можно ли дружить с
человеком, который менее
-Существует понятие «
г) анализ нравственных проблемных ситуаций.
Наиболее интенсивно оценочная деятельность развивается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соответствующих действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов.
д) дилемма.
В результате проведённого Л.Колбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральных дилемм. Она должна:
е) альтернативный выбор.
Приём позволяет не только
диагностировать с помощью
1. Поиск близких и
2. Выделение слов, выражающих
смысл понятия для того, чтобы
глубоко проникнуть в смысл
нравственных понятий, можно
3. Определение понятий.
Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют себе соответствующие нравственные явления.
4. Незаконченные предложения.
Детям даются предложения, закончить которые они должны сами.
5. Контраргументы.
Приём, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений отношений, способности к изменению себя.
«Нужен ли человеку идеал?». Указать плюсы и минусы.
6. Письмо.
Нужно написать письмо самому себе. Ребёнок выражает все свои мысли и переживания по важному вопросу.
1. Актуализация эмоционального
опыта, пробудить в душе
2. Визуализация.
Создание внутренних образов в сознании ребёнка.
3. Символический рисунок.
4. Цветопись.
5. Дневник настроения.
6. Тестирование.[31,С.46]
Формы организации нравственного воспитания разнообразны – экскурсии, кинофестивали, часы вопросов. Наряду с фронтальными формами, общеклассными, используются групповые формы нравственного воспитания. Преимущество таких форм работы состоит в том, что они позволяют дифференцированно подходить к определенным группам учеников, полнее учитывать их интересы, запросы, своевременно выявлять особенности, сильные и слабые стороны микрогрупп.
Методы организации нравственного воспитания: убеждение, приучение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Средства и приёмы: рассказ с описанием отдельных поступков в поведении, обсуждение проблемных ситуаций, игры и упражнения соответствующих норм поведения, музыкальные средства, иллюстративный материал (сюжетные картинки), творческие задания, общение с взрослыми, родителями, учителем, чтение с детьми книг, имеющих воспитательную направленность, познавательных журналов.
Таким образом, все данные подходы отражают многогранность целостного процесса нравственного воспитания и проявляются во взаимосвязи. Деятельность детей пронизывается нравственными ценностями, преломляется в их нравственных установках, закрепляется затем в нравственном сознании в процессе деятельности и поведении конкретного человека. Вот почему нельзя оторвать формирования ценностных ориентаций, чувств и нравственных привычек. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров, то дети стремятся обязательно его выполнить. По мере того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний о морали.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными и педагогами в школах наработаны разные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при развитии нравственных представлений у школьников.
Глава 2 Опытно – педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений
2.1 Диагностика
уровня сформированности
Развитию нравственных представлений у младших школьников была посвящена опытно-педагогическая работа, проведённая в 4 «а» классе МБОУ СОШ№ 9 ст. Староминской . Нами был проведен педагогический эксперимент на базе школы, состоящий из 3 этапов:
Цель опытно-экспериментальной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования нравственных представлений в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности нравственных представлений у младших школьников .
Задачи:
Для решения первой задачи этого мы использовали эмпирические методы- педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Методики и диагностики:
Целью диагностической методики «Диагностика нравственной самооценки» было выявление уровня сформированности нравственной самооценки. ( см. приложение 1)
В ходе проведения диагностики нравственной самооценки было выявлено, что высокий уровень нравственной самооценки характерен для Кати Г., Димы К., Димы П., Андрея Т., Лизы Т. Ребята воспитаны, знают и соблюдают правила поведения в обществе, среди взрослых, сверстников, одноклассников. Они добры, вежливы, внимательны, отзывчивы, тактичны, сдержаны. У остальных учащихся класса выявлен средний уровень нравственной самооценки. Ребята знают правила и нормы поведения в обществе, но ни всегда им руководствуются. Отрадно заметить, что с низким уровнем нравственной самооценки учащихся в этом классе не выявлено.
Целью
проведения диагностической
В ходе проведения Диагностики
отношения к жизненным
Целью проведения
В ходе проведения диагностики
нравственной мотивации было выявлено,
что высокий уровень
После проведения диагностик нами была составлена сводная таблица. (см. приложение 4)
В ходе сопоставления полученных данных диагностик мы увидели, что у Лизы Т., выявлен высокий уровень сформированности нравственных представлений. Лизы Т знает правила и нормы поведения в обществе, следует им и соблюдает их. У 21 ребёнка в классе средний уровень сформированности нравственной мотивации. Ребята способны терпеливо, бережно относиться друг другу, всегда помогут однокласснику в трудную минуту. В классе положительный эмоциональный климат.
2 этап Формирующий эксперимент
Цель: с помощью разнообразных методов, форм, средств работы формировать нравственные представления у младших школьников.
Задачи:
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
За основу мы взяли теорию Л.И.Божович, которая выделила 6 этапов формирования нравственных качеств личности воспитанников.
В ходе работы на первом этапе ребёнок под руководством учителя знакомился с правилами и нормами поведения в обществе.
Следующим этапом являлось воспитание правильных, нравственно-ценных мотивов поведения. Учащиеся под руководством учителя, зная правила и нормы поведения в обществе с помощью включения их в определенные педагогические ситуации должны были выбрать для себя мотив поведения, а выбор мотива и характеризовало школьника. Ведь с приходом в школу в 1-2 классах учащиеся руководствуются только теми требованиями и мотивами, которым учит их учитель. Только благодаря личному примеру и неоднократному повторению правил поведения, учащиеся овладели этими нормами к 3-4 классу и следуют им, уже не задумываясь. Учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
Если бы ты строил что - то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто - то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы - дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…
Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников