Формирование нравственных представлений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время всё чаще в педагогической печати поднимается вопрос о необходимости усиления воспитательной работы в школах, о важности нравственного воспитания для подрастающего поколения, так как это возраст, который можно назвать сенситивным для формирования нравственных представлений, обучения нравственным нормам поведения и формирования нравственного самосознания.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
нравственных представлений в младшем школьном возрасте … … … 7
1.1 Понятие о духовно-нравственных представлениях в становлении
младших школьников … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7
1.2 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений … … … … … … … … … 35
2.1Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников… … … … … … … … …. …. …. …. …. … … … … … … … … …. 35
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Библиография … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 49
Приложение … … … … … … … … … … … …

Файлы: 1 файл

Курсовая ст. Ленинг.-ЯНА-3.docx

— 153.91 Кб (Скачать)

б) анализ противоречивых высказываний.

Необходимо учить детей  понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений.

в) анализ проблемных вопросов.

Один из наиболее распространённых способов разделения проблемных ситуаций. Например:

-Можно ли дружить с  человеком, который менее интересен,  менее развит, чем ты: ведь дружба  должна обогащать?

-Существует понятие «бескорыстная  дружба». Означает ли это, что  может быть «корыстная дружба»?

г) анализ нравственных проблемных ситуаций.

Наиболее интенсивно оценочная  деятельность развивается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соответствующих действий и поступков  их участников с этическими нормами  и принципами. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов.

д) дилемма.

В результате проведённого Л.Колбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральных дилемм. Она должна:

  • Иметь отношение к реальной жизни учеников.
  • Быть простой для понимания.
  • Быть не законченной.
  • Включать 2-…вопроса, наполненных нравственным содержанием.
  • Предлагать на выбор варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?».

е) альтернативный выбор.

Приём позволяет не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций, но и выявить  уровень воспитанности ребёнка.

  1. Приём организации работы с нравственными понятиями.

1. Поиск близких и противоположных  понятий. Приём, позволяющий раскрыть  сущность нравственного воспитания.

2. Выделение слов, выражающих  смысл понятия для того, чтобы  глубоко проникнуть в смысл  нравственных понятий, можно предложить  детям тексты, содержание которых  позволит им совершить для  себя открытие и по-новому осмыслить  сущность главного, особое место  среди таких книг занимает  «Новый завет», содержащий множество  мудрых мыслей и притч.

3. Определение понятий.

Учитель предлагает детям  дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи  с данным понятием, как они представляют себе соответствующие нравственные явления.

4. Незаконченные предложения.

Детям даются предложения, закончить  которые они должны сами.

5. Контраргументы.

Приём, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений отношений, способности к изменению себя.

«Нужен ли человеку идеал?». Указать плюсы и минусы.

6. Письмо.

Нужно написать письмо самому себе. Ребёнок выражает все свои мысли и переживания по важному  вопросу.

  1. Приём активизации нравственных эмоций и чувств.

1. Актуализация эмоционального  опыта, пробудить в душе ребенка  чувства и переживания, которые  он испытал когда-то.

2. Визуализация.

Создание внутренних образов  в сознании ребёнка.

3. Символический рисунок.

4. Цветопись.

5. Дневник настроения.

6. Тестирование.[31,С.46]

           Формы организации нравственного воспитания разнообразны – экскурсии, кинофестивали, часы вопросов. Наряду с фронтальными формами, общеклассными, используются групповые формы нравственного воспитания. Преимущество таких форм работы состоит в том, что они позволяют дифференцированно подходить к определенным группам учеников, полнее учитывать их интересы, запросы, своевременно выявлять особенности, сильные и слабые стороны микрогрупп.

          Методы организации нравственного воспитания: убеждение, приучение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

           Средства и приёмы: рассказ с описанием отдельных поступков в поведении, обсуждение проблемных ситуаций, игры и упражнения соответствующих норм поведения, музыкальные средства, иллюстративный материал (сюжетные картинки), творческие задания, общение с взрослыми, родителями, учителем, чтение с детьми книг, имеющих воспитательную направленность, познавательных журналов.

            Таким образом, все данные подходы отражают многогранность целостного процесса нравственного воспитания и проявляются во взаимосвязи. Деятельность детей пронизывается нравственными ценностями, преломляется в их нравственных установках, закрепляется затем в нравственном сознании в процессе деятельности и поведении конкретного человека. Вот почему нельзя оторвать формирования ценностных ориентаций, чувств и нравственных привычек. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров, то дети стремятся обязательно его выполнить. По мере того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний о морали.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного  воспитания школьников позволяет сделать  вывод о том, что учеными и  педагогами в школах наработаны разные подходы к данному вопросу, которые  можно взять на вооружение при  развитии нравственных представлений  у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно –  педагогическая работа, направленная на формирование нравственных представлений

2.1 Диагностика  уровня сформированности нравственных  качеств младших школьников в  учебно-воспитательном процессе

Развитию нравственных представлений  у младших школьников была посвящена  опытно-педагогическая работа, проведённая  в 4 «а» классе МБОУ СОШ№ 9 ст. Староминской . Нами был проведен педагогический эксперимент на базе школы, состоящий из 3 этапов:

  1. Констатирующий эксперимент
  2. Формирующий эксперимент
  3. Контрольный эксперимент

Цель опытно-экспериментальной  работы: теоретическое обоснование  и экспериментальная проверка возможности  формирования нравственных представлений в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Цель констатирующего  эксперимента:  выявить уровень сформированности нравственных представлений у младших школьников .

Задачи:

  • Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
  • Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

Для решения первой задачи этого мы использовали  эмпирические методы- педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.

Методики и диагностики:

  1. Диагностика нравственной самооценки.
  2. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
  3. Диагностика нравственной мотивации.

Целью диагностической методики «Диагностика нравственной самооценки»  было выявление уровня сформированности нравственной самооценки. ( см. приложение 1)

       В ходе проведения диагностики нравственной самооценки было выявлено, что высокий уровень нравственной самооценки характерен для Кати Г., Димы К., Димы П., Андрея Т., Лизы Т. Ребята воспитаны, знают и соблюдают правила поведения в обществе, среди взрослых, сверстников, одноклассников. Они добры, вежливы, внимательны, отзывчивы, тактичны, сдержаны. У остальных учащихся класса выявлен средний уровень нравственной самооценки. Ребята знают правила и нормы поведения в обществе, но ни всегда им руководствуются. Отрадно заметить, что с низким уровнем нравственной самооценки учащихся в этом классе не выявлено.

       Целью  проведения диагностической методики  «диагностика отношения к жизненным  ценностям» было выявление уровня  развития отношения к жизненным  ценностям.(см. приложение 2)

В ходе проведения Диагностики  отношения к жизненным ценностям  было выявлено, что высокий уровень  у 11 человек.  Для ребят важно  быть добрыми, иметь верных друзей. Им важно здоровье их родителей. Ребята способны сочувствовать и помогать людям. У остальных детей в  классе был выявлен средний уровень  отношения к жизненным ценностям. Учащиеся обладают такими же качествами, но может быть они у них не достаточно развиты. Низкого  уровня отношения  к жизненным ценностям не выявлено.

            Целью проведения диагностической  методики «Диагностика нравственной  мотивации» было выявление уровня  развития нравственных мотивов. (см. приложение 3)

В ходе проведения диагностики  нравственной мотивации было выявлено, что высокий уровень нравственной мотивации наблюдается  у Влада  С., Лизы Т. они готовы в любую минуту прийти на помощь, отзывчивы, способны сочувствовать и сопереживать. Низкий уровень нравственной мотивации выявлен у Леры Б. Дениса Г. Даниила Ш Саши Ш. у остальных ребят в классе выявлен средний уровень нравственной мотивации.

             После проведения диагностик нами была составлена сводная таблица. (см. приложение 4)

В ходе сопоставления полученных данных диагностик мы увидели, что у  Лизы Т., выявлен высокий уровень  сформированности нравственных представлений. Лизы Т знает правила и нормы поведения в обществе, следует им и соблюдает их. У 21 ребёнка в классе средний уровень сформированности нравственной мотивации. Ребята способны терпеливо, бережно относиться друг другу, всегда помогут однокласснику в трудную минуту. В классе положительный эмоциональный климат.

2 этап Формирующий эксперимент

Цель: с помощью разнообразных  методов, форм, средств работы формировать нравственные представления у младших школьников.

Задачи:

  1. Развитие нравственных качеств, используя разные упражнения, тренинги, педагогические ситуации.
  2. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных представлений в ходе проведения классных часов.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Каждый из этих уровней состоит  из элементов, составляющих суть нравственного  мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень  состоит из нравственных чувств и  эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Рациональный, или умственный, уровень  содержит моральные знания - понятия  о смысле жизни и счастье, добре  и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме  понятий, к моральным знаниям  относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

            За основу мы взяли теорию Л.И.Божович, которая выделила 6 этапов формирования нравственных качеств личности воспитанников.

          В ходе работы на первом этапе ребёнок под руководством учителя знакомился с правилами и нормами поведения в обществе.

        Следующим этапом являлось  воспитание правильных, нравственно-ценных мотивов поведения. Учащиеся под руководством учителя, зная правила и нормы поведения в обществе с помощью включения их в определенные педагогические ситуации должны были выбрать для себя мотив поведения, а выбор мотива и характеризовало школьника. Ведь с приходом в школу в 1-2 классах учащиеся руководствуются только теми требованиями и мотивами, которым учит их учитель. Только благодаря личному примеру и неоднократному повторению правил поведения, учащиеся овладели этими нормами к 3-4 классу и следуют им, уже не задумываясь. Учащимся  предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят  упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые  рисовали, рассматривали картинки в  книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что - то из дощечек  и рядом Витя тоже строил. Ему  не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался  дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер  стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и  сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что  не купил хлеб. Он решает, что до прихода  мамы он еще успеет это сделать. В  это время кто - то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы - дядя Сережа. Он работает с папой и  часто заходит к нам. Увидев, что  это дядя Сережа, Миша…

Информация о работе Формирование нравственных представлений младших школьников