Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. [37]

Основными направлениями  в изучении адаптации стали определение  этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов  структуры этого феномена, стратегий  развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития.

Психофизиологические  данные помогают на практике различать  состояния психической адаптации  и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты адаптационных систем, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека. [2]

Последствием  отрицательного эмоционального возбуждения  является так называемое постстрессовое состояние или депрессия. При сильном эмоциональном стрессе в возбуждение приходит вся вегетативная система и эмоциональная сфера. Оно, как правило, выражается в появлении чувства усталости, вялости, желании прекратить работу, отдохнуть. Работоспособность человека заметно снижается. После рабочего дня госслужащие ощущают шум или тяжесть в голове, иногда головную боль, общую разбитость, снижение аппетита, нарушения сна. [73]

Если источником развития стрессового состояния  являются эмоциогенные воздействия, переживания (страх, ярость, чрезмерное чувство ответственности, «душевная боль» в связи с гибелью близких людей, предательство друзей, чувство презрения к самому себе за совершенную подлость и т.п.) - тогда стресс называют «эмоциональным».

Эмоции - обязательный компонент стресса у человека. Они становятся преимущественно заметными при психологических и информационных стрессорах.

Негативные условия  труда и производственные конфликты  определяют производственный стресс. Он может быть различным для разных видов деятельности, профессионального труда.

Перегрузка в  интеллектуальном труде госслужащего без надлежащего отдыха и переключения вызывает психический стресс, который  особенно негативно сказывается  на мыслительной деятельности и ведет  к резкому снижению памяти. [37]

В исследованиях  вопросов эмоционального стресса сначала  Леви [45], а затем Г. Селье [69], все  эмоционально-стрессовые состояния, связанные  с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные  с положительными эмоциональными реакциями - как эустресс. Подразделив первоначальное понятие стресса на две разновидности - дистресс и эустресс, Г. Селье способствовал тому, что в сферу применимости этих новых понятий попали практически все физиологические явления, в том числе и сон. [69]

По мнению А.А. Китаева-Смык [34], термин «стресс» встречается  в современной литературе как  обозначающий следующие понятия:

1. сильное неблагоприятное,  отрицательно влияющее на организм  воздействие;

2. сильная неблагоприятная  для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3. сильные, как  неблагоприятные, так и благоприятные  для организма реакции разного  рода;

4.неспецифические  черты (элементы) физиологических  и психологических реакций организма  при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5.неспецифические  черты (элементы) физиологических  и психологических реакций организма,  возникающих при всяких реакциях  организма.

Автор наиболее адекватно признает последнюю из указанных трактовок термина «стресс». Он также признает возможным понимание стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. [34]

В.А. Бодров [7] использует термин «стресс» в следующих значениях.

Любые внешние  стимулы или события, которые  вызывают у человека возбуждение  или напряжение (чаще употребляются  термины «стрессор», «стресс-фактор»).

Субъективная реакция - внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения.

Физическая реакция  организма на предъявляемые требования или вредоносные воздействия. [7]

А.Б. Леонова [42] считает утомление монотонию, напряженность, различные формы психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием условий труда основными видами функциональных состояний. Состояние является продуктом включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом положительное влияние на успешность самой деятельности. При этом эффективность понимается не только как результативность, но и как приспособленность системы к достижению поставленной перед ней задачи. [42]

Одной из предпосылок  противостояния эмоциональному стрессу является присущая некоторым людям высокая эмоционально-волевая устойчивость. Напротив наличие низкой эмоциональной устойчивости, повышенной эмоциональной возбудимости способствуют развитию негативных проявлений стресса (возникновению дистресса). При этом сочетание высоких физических и эмоциональных нагрузок может вызывать развитие стресса даже у опытных, хорошо тренированных спортсменов. Это сопровождается снижением иммунной реактивности и негативными физиологическими и биохимическими реакциями.

Важна, конечно, и продолжительность стресса: бессонная  ночь и бессонная неделя, беспрерывные умственные нагрузки, работа за компьютером, отсутствие перерывов и отдыха на рабочем месте. [45]

Таким образом, степень воздействия стресса  зависит от самого человека - его физической подготовки, возраста, типа и состояния нервной системы, особенностей личности, профессиональной подготовки. Все эти факторы необходимо рассматривать во взаимосвязи.

2.3.  
Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»

Психологическая гигиена -- это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы  и условия окружающей среды образ  жизни, благотворно влияющие на психологическое  развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье предполагает состояние полного  душевного равновесия, умение владеть  собой, способность быстро приспосабливаться  к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение  болезненных психических реакций  работника государственной службы в процессе профессионального общения -- серьезная задача психологической  гигиены.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для работника государственной службы является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание -- это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что работнику государственной службы часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и на-выки самообладания.

Профессиональная  помощь при «эмоциональном сгорании», мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом  предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим  работником.

Профессиональный  и личностный сценарии работника государственной службы тесно взаимосвязаны. Карьера -- это сознательно выбранный и реализуемый работником государственной службы путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. На карьеру могут влиять и внешние факторы -- социально профессиональная среда, тип профессиональной организации случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Работнику государственной службы необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов.

Основные задачи психологической гигиены профессиональной деятельности - разработка и осуществление  совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.

Для кадров государственной службы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Компетентность  специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента - фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимство-вания опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы -- курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация -- завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов государственной службы являются:

1 - развития знаний, навыков и умений.

2 - улучшения  условий труда и отдыха.

3 - развития содержания  труда.

4 - развития средств  труда.

5 - развития мотивации.

6 - изменения  оплаты труда.

7 -социальная  защита.

8 - система психологической разгрузки, снятия напряжения 
после рабочего дня.

9 - система улучшения  психологического климата в коллективе.

Доминирующими факторами сохранения психического здоровья и профессионального развития персонала в структурах государственной  службы являются первая, третья и девятая. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в последнее время появились большие возможности для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения квалификации.

Во-вторых, содержание труда, выполняемого различными работниками государственной службы, более или менее отстоялось в связи со становлением самой системы как сферы трудовой занятости. Однако наряду с этим общим процессом существуют типичные проблемы, которые требуют «развивающих решений»: более точное распределение должностных задач, обязанностей и прав; исключение дублирования при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и психологических нагрузок, и др.

В-третьих, посильной  оказалась проблема улучшения психологического климата в коллективе. В значительной мере это происходит благодаря «нарыванию» ситуации «Если не мы, то кто? » Постоянно работать в психологическом дискомфорте оказывается довольно тяжело и люди стремятся привести в действие неформальные рычаги влияния на отношения между собой, чтобы вывести их на более высокий или, по крайней мере, «компромиссный» уровень.

Психологический профессиональный отбор имеет большое  психогигиеническое значение в работах  связанных со сложными условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые климатические условия). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространённых профессиях, где отбор практически не проводится - это специалисты по социальной работе и психологи, чей труд требует профессионально значимые качества. Немногие люди испытывают желание лицом к лицу сталкиваться с несчастьем других.

Желание помогать не следствие стремления к власти. Работник государственной службы идёт на огромный риск, на него воздействует вся гамма общественных явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление».

В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности.

Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы