Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

Факторы эмоционального выгорания  работников государственной  службы

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Основные  теоретические подходы к изучению  феномена эмоционального «выгорания»

1.2. Личностные  и профессиональные факторы эмоционального  «выгорания»

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО  В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

2.1. Организация  деятельности государственного  служащего в исполнительном органе государственной власти

2.2. Факторы, влияющие  на развитие эмоционального «выгорания»  и деформацию личности государственного  служащего в исполнительном органе  государственной власти

2.3. Методы психологической  гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

3.1. Методы и процедура исследования

3.2. Анализ результатов  исследования и их обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек - человек». Психические состояния самого государственного служащего являются одним из важнейших условий его труда и оказывают значительное влияние на население. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает государственный служащий в процессе сложного взаимодействия с населением, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье государственного служащего. Выгорание - дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности.

Объектом  исследования являлся феномен эмоционального выгорания у работников государственной службы.

В качестве предмета исследования выступали факторы эмоционального выгорания у работника государственной службы.

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ  феномена «эмоциональное выгорание» и представить его психологическое содержание (на материале отечественной и зарубежной литературы).

2. Определить  сущность феномена «выгорания»  и особенности его проявления  в профессиональной деятельности  личности.

3. Проанализировать  специфику организации и содержания деятельности государственных служащих в исполнительных органах государственной власти совместного подчинения.

4. Исследовать  влияние социально-психологических  факторов (личностных, ролевых, организационных)  на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности государственного служащего.

5. Проанализировать  связи эмоционального выгорания  государственных служащих с их  социально-демографическими характеристиками, с индивидуальными особенностями  осознанной саморегуляции, с порядком и содержанием труда, требованиями и ресурсами работы.

6. Описать методы  предотвращения и профилактики  синдрома эмоционального выгорания.

В ходе изучения феномена «выгорания» нами была выдвинута  гипотеза: на развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности государственного служащего (вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность), а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения к коллективе, карьерная ориентация (профессиональная компетентность, стабильность, интеграция стилей жизни и другие) и т.д.

Высокий уровень  эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности государственных служащих может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость.

Для проверки гипотез  и решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей государственных служащих.

Для исследования уровня эмоционального выгорания у  государственных служащих была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В..

Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации государственных служащих были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146), Методика «Якорь карьеры», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.

Методологической  основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей как Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского и др.

Научная новизна работы состоит в изучении структуры и распространенности феномена профессионального выгорания у государственных служащих. В исследовании выявлены факторы, влияющие на степень его выраженности, - как индивидуальные (социально-демографические параметры, особенности стиля саморегуляции деятельности), так и организационные (порядок и содержание деятельности, требования работы, ресурсы работы). Исследование показало, что структура синдрома выгорания у государственных служащих аналогична структуре синдрома у представителей других профессий: ядро синдрома выгорания составляют переживания истощения и обесценивания труда, выгорание сопровождается снижением эффективности профессиональной деятельности. Было показано, что социально-демографические факторы и содержание труда не оказывают существенного влияния на подверженность государственного служащего выгоранию, в то время как организация труда, взаимодействие с сотрудниками государственной структуры и индивидуальные особенности саморегуляции в значительной степени связаны с развитием синдрома выгорания. Выявлены психологические факторы, обусловливающие восприятие определенных условий деятельности в качестве профессиональных трудностей.

Анализ факторов эмоционального выгорания у государственных  служащих показал что феномен  «выгорания» проявляется при  переживаемом человеком состояния  физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

Исследование  проводилось на базе исполнительного  органа Правительства Санкт-Петербурга Администрации района Санкт-Петербурга в 2007-2008 году.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, методами математический статистики - метод определения достоверных значимых различий средних величин по критерию Стьюдента и корреляционный анализ.

Практическая  значимость. Выявление, как организационных условий, так и особенностей саморегуляции деятельности, способствующих увлеченности работой, раскрытию потенциала работника и его эмоциональному благополучию на работе важно для профилактики профессионального выгорания государственных служащих. Данные методики позволяют получать информацию, способствующую определению уровня выгорания, его коррекции и профилактике его развития, и тем самым - сохранению государственного служащего как здоровой личности и эффективного профессионала.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 . Основные теоретические  подходы к изучению  феномена «эмоционального  выгорания»

Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Впервые на эту  проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки -- выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса -- «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания».

Понятие «выгорание»  впервые было использовано в середине 1970-х годов американским психиатром Г. Фройденбергером для характеристики психологического состояния специалистов, интенсивно и тесно общающихся с  посетителями в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Американский  психиатр использовал термин -- «эмоциональное сгорание», который был введен для  характеристики психологического состояния  здоровых людей, находящихся в интенсивном  и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

Понятие выгорания  обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами. [78]

К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания»  как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому феномену. [33]

Первоначальные  исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический  характер. Но в 1981 г. Маслач, одна из ведущих  специалистов по изучению «эмоционального  сгорания», детализировала этот феномен  как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане -- утрату профессионального мастерства. [46]

Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы