Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные
теоретические подходы к
1.2. Личностные
и профессиональные факторы
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие
на развитие эмоционального «
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек - человек». Психические состояния самого государственного служащего являются одним из важнейших условий его труда и оказывают значительное влияние на население. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает государственный служащий в процессе сложного взаимодействия с населением, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье государственного служащего. Выгорание - дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности.
Объектом исследования являлся феномен эмоционального выгорания у работников государственной службы.
В качестве предмета исследования выступали факторы эмоционального выгорания у работника государственной службы.
Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.
В соответствии
с целью и предметом
1. Провести анализ
феномена «эмоциональное
2. Определить
сущность феномена «выгорания»
и особенности его проявления
в профессиональной
3. Проанализировать специфику организации и содержания деятельности государственных служащих в исполнительных органах государственной власти совместного подчинения.
4. Исследовать
влияние социально-
5. Проанализировать
связи эмоционального
6. Описать методы
предотвращения и профилактики
синдрома эмоционального
В ходе изучения феномена «выгорания» нами была выдвинута гипотеза: на развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности государственного служащего (вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность), а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения к коллективе, карьерная ориентация (профессиональная компетентность, стабильность, интеграция стилей жизни и другие) и т.д.
Высокий уровень эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности государственных служащих может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость.
Для проверки гипотез и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей государственных служащих.
Для исследования уровня эмоционального выгорания у государственных служащих была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В..
Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации государственных служащих были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146), Методика «Якорь карьеры», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей как Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского и др.
Научная новизна работы состоит в изучении структуры и распространенности феномена профессионального выгорания у государственных служащих. В исследовании выявлены факторы, влияющие на степень его выраженности, - как индивидуальные (социально-демографические параметры, особенности стиля саморегуляции деятельности), так и организационные (порядок и содержание деятельности, требования работы, ресурсы работы). Исследование показало, что структура синдрома выгорания у государственных служащих аналогична структуре синдрома у представителей других профессий: ядро синдрома выгорания составляют переживания истощения и обесценивания труда, выгорание сопровождается снижением эффективности профессиональной деятельности. Было показано, что социально-демографические факторы и содержание труда не оказывают существенного влияния на подверженность государственного служащего выгоранию, в то время как организация труда, взаимодействие с сотрудниками государственной структуры и индивидуальные особенности саморегуляции в значительной степени связаны с развитием синдрома выгорания. Выявлены психологические факторы, обусловливающие восприятие определенных условий деятельности в качестве профессиональных трудностей.
Анализ факторов эмоционального выгорания у государственных служащих показал что феномен «выгорания» проявляется при переживаемом человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.
Исследование проводилось на базе исполнительного органа Правительства Санкт-Петербурга Администрации района Санкт-Петербурга в 2007-2008 году.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, методами математический статистики - метод определения достоверных значимых различий средних величин по критерию Стьюдента и корреляционный анализ.
Практическая значимость. Выявление, как организационных условий, так и особенностей саморегуляции деятельности, способствующих увлеченности работой, раскрытию потенциала работника и его эмоциональному благополучию на работе важно для профилактики профессионального выгорания государственных служащих. Данные методики позволяют получать информацию, способствующую определению уровня выгорания, его коррекции и профилактике его развития, и тем самым - сохранению государственного служащего как здоровой личности и эффективного профессионала.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 . Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки -- выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса -- «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания».
Понятие «выгорание»
впервые было использовано в середине
1970-х годов американским психиатром
Г. Фройденбергером для
Американский психиатр использовал термин -- «эмоциональное сгорание», который был введен для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами. [78]
К. Кондо определяет
синдром «эмоционального
Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане -- утрату профессионального мастерства. [46]
Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы