Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При научных исследованиях практически невозможно определить вероятность появления какого-либо события или признака и поэтому приходится ограничиваться частью как оценкой для вероятности, определяемой при некотором конечном числе испытаний. В математической статистике выделяют два фундаментальных понятия: генеральная совокупность как, то, что подлежит изучению, и выборка - как, то, что реально изучается. Выборка должна адекватно отображать генеральную совокупность. Совокупность называется практически счетное множество некоторых объектов (элементов). В нашем случае совокупность - эмоциональное выгорание.
t -критерий Стьюдента
относится к методам сравнения
между собой двух или
Методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента применяется тогда, когда необходимо установить удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для измерения которого предназначался. В нашем эксперименте данными качествами являются психологические характеристики личности государственного гражданского служащего, которые влияют эмоциональное выгорание.
Для нахождения t - критерий Стьюдента необходимо определить выборочные дисперсии.
Определение выборочных дисперсий для двух сравниваемых выборок значений (в нашем случае - это сравнение по методикам).
Расчеты производились по формулам дисперсионного анализа для связанных выборок:
n·
S1-? =1/n·? (x к1 -x1)? ;
к=1
n
S2-? =1/n·? (x к1 -x2)? ; где
к=1
S1-? - выборочная дисперсия первой переменной
S2-? - выборочная дисперсия второй переменной
х1- среднее значение переменной по одной выборке данных
x 2 - среднее значение переменной по второй выборке данных
n - число частных значений переменных в выборке
t -критерий Стьюдента вычисляется по формуле:
t= v r? (n-2), df = n-2,
1-r?
где r - коэффициент корреляции для сгруппированных данных.
n - число частных значений переменных в выборке (психологические признаки).
Сгруппированные данные - это данные (средние величины) по каждой методике, мы вычисляем по каждой таблице t - критерий Стьюдента.
Интерпретация
результатов в математической статистике
носит количественный анализ, а не
описательный характер, т. е. можно говорить
о достоверности и
Расчет проводился с помощью компьютерных стандартных пакетов программ для математической обработки данных. Нами использовался статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".
Распределение t определяется по таблице. [Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Изд-во Ленинградского университета, 1972.]
Корреляционный анализ проводился с помощью метода Стьюдента. Использовались следующие методики: Феномен эмоционального выгорания и его диагностирование, Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Методика «Якоря карьеры», Методика «Анкета».
Результаты исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5
Выявление связи между влиянием феномена эмоционального выгорания на личностную агрессивность и конфликтность, ценностные ориентации в карьере
Карьерная ориентация | Феномен эмоционального выгорания | |
Профессиональная компетентность | Нет связи | |
Менеджмент | Нет связи | |
Автономия (независимость) | (p ? 0,01) | |
Стабильность работы | (p ? 0,05) | |
Стабильность места жительства | (p ? 0,05) | |
Служение | (p ? 0,05) | |
Вызов | (p ? 0,01) | |
Интеграция стилей жизни | (p ? 0,05) | |
Предпринимательство | Нет связи | |
Вспыльчивость | (p ? 0,01) | |
Напористость | (p ? 0,05) | |
Обидчивость | (p ? 0,01) | |
Неуступчивость | (p ? -0,01) | |
Бескомпромиссность | (p ? -0,01) | |
Мстительность | (p ? 0,01) | |
Нетерпимость к мнению других | (p ? 0,01) | |
Подозрительность | (p ? 0,05) | |
Позитивная агрессивность | (p ? 0,05) | |
Негативная агрессивность | (p ? -0,05) | |
Конфликтность | (p ? 0,05) | |
Мотивация на работу | (p ? 0,05) | |
Личностная направленность | (p ? 0,01) | |
Эмоциональное состояние на работе | (p ? 0,05) | |
Эмоциональное состояние дома | (p ? 0,05) | |
Климат взаимоотношений дома | (p ? 0,05) | |
Отношения с другими людьми | (p ? 0,05) | |
Корреляционный анализ показал, что существует значимая положительная связь (p ? 0,05) между стабильностью работы, стабильностью места жительства, служением, интеграцией стилей жизни, напористостью, подозрительностью, позитивной агрессивностью, конфликтностью и эмоциональным выгоранием, мотивация на работу, эмоциональное состояние на работе, эмоциональное состояние дома, климат взаимоотношений дома, отношения с другими людьми. Это говорит о том, что личности, которые придают особое значение стабильности работы, испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти личности отождествляют свою работу со своей карьерой. Для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для них неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе. Для личностей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Данные личности часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Напористость говорит о том, что личности умеют добиваться того, что им нужно с помощью личностностной черты напористости. Подозрительность и конфликтность говорят о том, что личности склонны подозрительно относиться к чему-либо новому, склонны проявлять конфликтность. Позитивная агрессивность говорит о том, что личности склонны проявлять агрессивность в целях самозащиты. Все эти факторы негативно влияют на эмоциональное выгорание. Мотивация на работу, говорит о том, что у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и есть желание общаться с людьми. Эмоциональное состояние на работе, эмоциональное состояние дома, климат взаимоотношений дома, говорит о том, что эмоциональное состояние на работе и дома взаимосвязаны, неблагополучия в семье влияет на настроение на работе, и наоборот, взаимоотношения на работе влияют на отношениях в семье. Отношения с другими людьми, говорит о том, что отношения в коллективе и с другими людьми (посетителями) влияет на настроение и эмоции человека.
Существует значимая отрицательная связь (p ? -0,05) между негативной агрессивностью и эмоциональным выгоранием. Это говорит о том, что личности, которые склонны проявлять агрессивность в целях нападения и причинения вреда другому человеку, в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию.
Существует положительная связь (p ? 0,01) между автономией (независимостью), вызовом, вспыльчивостью, обидчивостью, мстительностью, нетерпимостью к мнению других и эмоциональным выгоранием, личностная направленность. Это говорит о том, что личности испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Личности считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Для одних личностей вызов представляет более трудная работа, для других это -- конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Личности в меньшей степени склонные к необдуманным, спонтанным решениям основанным на эмоциях в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию. Личности склонны к обидчивости, могут проявлять мстительность. Личности нетерпимо относятся к мнению других, особенно, если оно противоречит их собственному. Личностная направленность, говорит о том, что работа дает возможность реализовать в ней свои личные ценности.
Существует отрицательная
связь (p ? -0,01) между неуступчивостью,
бескомпромиссностью и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический
анализ показал, что понятие «выгорания»
обычно используется для обозначения
переживаемого человеком
Одним из показателей
синдрома «эмоционального выгорания»
в профессиональной деятельности является
состояния психической
«Синдром выгорания» -- сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания -- это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.
Описанные исследователями основные проявления профессионального «выгорания» сводятся к следующему: в физическом отношении человек постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек - человек». Психические состояния самого государственного служащего являются одним из важнейших условий его труда и оказывают значительное влияние на население. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает государственный служащий в процессе сложного взаимодействия с населением, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье государственного служащего. Выгорание - дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности.
Экспериментальное
исследование показало, что у испытуемых
преобладает несложившийся
Исследование личностной направленности показало, что у испытуемых преобладает мотивация на работу. У данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и есть желание общаться с людьми.
Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы