Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа
В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими (см. § 2);
б) неотъемлемое свойство государства.
§ 1. Понятие государственной службы.
§ 2. Виды государственной службы
§ 3. Принципы государственной службы
§ 4. Система правовых актов о государственной службе.
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
Список использованной литературы
Курсовая: Государственная служба
Государственная служба
Содержание
§ 1. Понятие государственной службы.
§ 2. Виды государственной службы
§ 3. Принципы государственной службы
§ 4. Система правовых актов о государственной
службе.
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
Список использованной литературы
§ 1. Понятие государственной службы.
В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими (см. § 2);
б) неотъемлемое свойство государства.
Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.
Государственная служба опосредуется
правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих
правовой статус государственных служащих,
в том числе условия и порядок
прохождения государственной
Административное право
обслуживает прежде всего государственное
управление. Оно определяет административно-правовой
статус главным образом
Специфическая концепция государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее Закон Российской Федерации о государственной службе). В трактовке этого Закона она под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.
Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».
К категории «А» относятся
государственные должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституциями, уставами субъектов
Российской Федерации для
К категории «Б» относятся
государственные должности, учреждаемые
в соответствии с законодательством
Российской Федерации для посредственного
обеспечения исполнения полномочий
лицами, замещающими государственные
должности вышеуказанной
К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Должности категорий «Б»
и «В» образуют государственные
должности государственной
Уяснение данного
Представляется, что такое решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.
Перечень государственных
должностей и государственных должностей
государственной службы дается соответственно
в Реестре государственных
К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.
В Законе об основах государственной
службы имеется неопределенность относительно
того, в каких органах учреждаются
государственные службы. В нем
сказано — «в федеральных органах
государственной власти, органах
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также в
иных государственных органах, образуемых
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации». Во-первых, не все государственные
органы являются органами исполнительной
власти; во-вторых, необходимо уточнить,
какие государственные органы подразумеваются
под «иными». Несомненно, что ими
являются территориальные органы, создаваемые
федеральными органами исполнительной
власти для осуществления своих
полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ).
Кроме того, Конституцией Российской
Федерации обозначена Администрация
Президента Российской Федерации. При
всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую
природу, здесь учреждаются
Закон Российской Федерации
об основах государственной службы
умалчивает об «иных государственных
органах» субъектов Российской Федерации,
имеющих законные основания для
образования их и учреждения в
них государственных
Таким образом по букве
и смыслу Закона об основах государственной
службы государственную службу осуществляет
юридически ограниченный круг лиц: только
те лица, которые замещают государственные
должности государственной
За этот круг выведены лица,
реально концентрирующие в
Однако Закон об основах
государственной службы не является
актом, содержащим универсальную трактовку
понятия государственной службы
исключающим иные аспекты раскрытия
этого понятия. Например, Законом
Российской Федерации от 11 февраля
1993 года «О воинской обязанности и
военной службе» военная служба
определяется «как особый вид государственной
службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, органах
внешней разведки федеральных органах
государственной безопасности». Для
такого понимания государственной
службы имеются объективные
§ 2. Виды государственной службы
Деление государственной службы на виды обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности
В соответствии с принципом федерализма различаются:
а) Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации);
б) государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся в их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной службы).
В совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов находящаяся
лишь кадры судебных и правоохранительных
органов (кстати, судьи являются лицами,
замещающими государственные
Актом, специально посвященным
регламентации основных вопросов федеральной
государственной службы, является Закон
об основах государственной
Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной, службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т.д.
Как отмечалось, Конституция
Российской Федерации в прямой форме
не затрагивает вопроса о
В таком же ведении находится
установление общих принципов организации
органов государственной
Закон Российской Федерации
об основах государственной службы
является, в сущности, «стержневым»,
ибо содержит по определенным вопросам
нормы, которые обязаны соблюдаться
при регламентации и
В настоящее время важные
полномочия в области государственной
службы субъектов Российской Федерации
осуществляются на федеральном уровне.
Например, Указом Президента Российской
Федерации установлен порядок назначения
на должность и освобождения от должности
глав администраций субъектов
Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении.
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции Российской Федерации «Судебная власть» является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы.
Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.
§ 3. Принципы государственной службы
Основные принципы государственной
службы закреплены в Конституции
Российской Федерации или вытекают
из нее. Виды этих принципов конкретизированы
в Законе Российской Федерации об
основах государственной