Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

Соотношение между  этими двумя рядами явлений в  эмоциях опосредованно психическими процессами - простой рецепцией, восприятием, осмыслением, сознательным предвидением результатов хода событий или действий.

Эмоция отображает заключенное в потребности двойное  активно-пассивное отношение человека к миру.

Роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются  в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем подталкиванием к деятельности.

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия многообразных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с многообразными потребностями может иметь разное и даже противоположное - как позитивное, так и негативное - эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться противоположным - позитивным или негативным - эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направлении личности чувства, которое вызывает то или другое явление, более или менее мгновенно переходит в свою противоположность. Потому чувство человека не определимо соотношением с изолировано взятыми потребностями, а предопределенно их местом в структуре личности в целом. [73]

Таким образом, в «эмоциональном выгорании» играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный.

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

2.1.Организация  деятельности государственного  служащего в исполнительном  органе государственной  власти

Особое внимание следует уделить стрессогенности деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Выполняемая деятельность далеко не всегда отвечает физиологическим возможностям человека. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, а также состояние здоровья. В процессе трудовой деятельности человек систематически подвергается психоэмоциональным нагрузкам, связанным с чрезмерными требованиями, с низким уровнем контроля производственной ситуации, отсутствием возможности ее изменения и совершенствования, с низким уровнем социальной поддержки и, наконец, с ограниченными психологическими и физиологическими возможностями самих работающих.

По мнению В.Л. Марищук [45], вообще стресс в условиях работы происходит из-за неблагоприятного сочетания таких условий, как:

1) среда (социальное  и физическое окружение на  работе и в свободное время);

2) стоящая перед  работником задача (т.е. психическая  нагрузка, темп);

3) организационные  факторы (стиль руководства);

4) индивидуальные  факторы (личностные свойства).

1. Окружающая  среда.

Обычно в развитии профессионального стресса условия  играют не главную роль, а второстепенную. Было показано, что их основное психосоциальное  воздействие заключается в понижении толерантности работника к другим стрессорам и в снижении мотивации к работе. Условия рабочей среды госслужащего, включающие шум, плохую вентиляцию, неправильное освещение, а также жару или холод в рабочих помещениях, могут порождать как физические, так и психологические проблемы. Важно подчеркнуть, что физические условия работы приводят к тому, что работник становится более чувствительным к влиянию других источников стресса.

2. Факторы, связанные  с трудовыми задачами. [45]

Исследованиями  была установлена связь со стрессом таких факторов, как нагрузка умственной работой, информационная перегрузка, количественная недогрузка или перегрузка и темп работы. Необычный характер этой связи состоит в том, что она не является линейной, и поэтому для избежания негативных последствий для здоровья требуется некоторый баланс. Недостаток нагрузки почти также вреден для здоровья человека, как и перегрузка. Он может влиять и на психическое самочувствие, и на гормональную активность. Сидячее положение в работе госслужащего формирует комплексы привычек, влияющих и на другие стороны жизни, что повышает возможность риска для здоровья человека, вызванного профессиональной деятельностью. Количественная перегрузка представляет собой важный стрессор для госслужащих. Результат влияния перегрузки работой варьирует от психических нарушений до повышенного риска заболеваний нервной системы.

Темп работы - очень важный фактор рабочей нагрузки. Темп работы в большой степени  влияет на состояние здоровья работников госслужбы. Работа в сверхурочное время представляет собой еще один фактор рабочей нагрузки, приводящий к стрессу и ухудшению здоровья. Влиянию на здоровье сверхурочных работ посвящено очень мало литературы, но, тем не менее установлена взаимосвязь между работой в течение 50 и более часов в неделю и риском коронарных заболеваний, а также психических дисфункций. Сверхурочная работа способна влиять на здоровье еще и потому, что она отнимает время от семьи и от друзей, уменьшая этим положительные социальные контакты, помогающие легче переносить стрессовые ситуации.

3. Организационные  факторы. [45]

Два организационных  фактора играют особую роль в усилении связанного с работой стресса  и ухудшения здоровья работников госслужбы. Это: 1) включенность в работу, и 2) организационная поддержка, проявляющаяся в стиле руководства, поддержка в создании условий для профессионального роста. Недостаточная включенность в трудовую деятельность приводит к усилению негативного психологического настроя. Что же касается организационной поддержки, то установлено, что слишком строгое руководство, характеризующееся постоянной негативной обратной связью, приводит к высоким уровням стресса и плохому состоянию здоровья работающих.

На основании  выше изложенного можно говорить о принудительном психогенном эмоциональном стрессе, обусловленном у человека социальными, бытовыми и биологическими факторами жизнедеятельности.

Наряду с этим, следует иметь в виду, что эмоциональный  стресс может быть добровольным, когда  субъект сам, по собственной воле, ставит себя в экстремальные условия жизнедеятельности. В этом случае механизмы эмоционального стресса существенно отличаются от принудительного эмоционального стресса.

Карьера - это  еще один важный организационный  стрессор. Полученные при исследованиях  данные показали, что волнения, связанные с возможностью продвижения, служат важным стрессором, так как «обойденность» в продвижении приводит как к усилению стресса, так и к ухудшению здоровья.

Безопасность  является обратной стороной профессионального  роста. Угроза потерять работу - очень сильный стрессор, способный привести к таким серьезным нарушениям здоровья, как язвы, колиты, тяжелые эмоциональные стрессы, а также к увеличению числа жалоб на боли в мышцах и эмоциональные расстройства.

Контроль за выполнением работы является очень важным фактором профессионального стресса. Отсутствие контроля - это одна из основных причин психологических и физиологических дисфункций. Обеспечение достаточного контроля трудовой деятельности путем вовлечения работника в процесс принятия решения, а также при помощи использования им альтернативных трудовых операций может снизить стресс. Это также может повысить содержательные аспекты трудовой деятельности, так как придаст ей больше смысла и даст человеку удовлетворение от собственных достижений.

4. Индивидуальные  факторы.

По мнению Ю.В. Мойкина [61], существуют три основных источника профессионального стресса, связанные с особенностями самого индивида, - это:

1. факторы здоровья;

2. степень соответствия  профессиональной деятельности  работника его способностям, пристрастиям и предубеждениям относительно рабочей среды;

3. склад личности  человека.

Рассматривая  роль факторов здоровья, нужно иметь  ввиду, что физическая конституция  человека влияет на его способность  реагировать на окружающую среду. Неумение преодолевать неблагоприятные обстоятельства, обусловленное изначально малыми способностями или каким-либо заболеванием, может приводить к усилению стрессовых реакций. Поэтому работники, у которых уже возникали заболевания, вызванные стрессом, могут иметь большой риск к стрессу, связанному с работой. [61]

В изменении  реакции человека на различные ситуации, связанные с работой, важная роль принадлежит некоторым личностным качествам. К таким качествам  относится уровень экстраверсии или невротизма и дихотомия личности на типы А и В. Также много внимания уделяется типу личностей, вступающих в конфликт, и личностей, успешно адаптирующихся к условиям работы. [34]

Факторы, влияющие на нормальную работу госслужащего и  формирующие стрессовую ситуацию:

Социально-бытовые факторы:

1. семейные конфликты,  бытовые и жилищные проблемы;

2. болезни родных  и близких, смерть родственников,  разводы;

3. недостаточный  отдых перед работой из-за отсутствия  условий в семье и необходимости  вовремя прибыть на работу;

4. отсутствие средств на обучение и лечение, на отдых членов семьи и детей;

5. неадекватность  оплаты труда психофизиологическим  затратам в процессе работы;

6. общее падение  уровня жизни, безработица членов  семьи.

Производственно-трудовые факторы:

1. конфликты  в коллективе;

2. конфликты  с руководством;

3. работа в  условиях длительной монотонии  и однообразия обстановки рабочего  места;

4. специфика  графика работы;

5. несоблюдение  режима труда и отдыха;

6. низкая заработная  плата.

Личностные качества:

1. частичное  или полное несоответствие психофизиологических возможностей человека занимаемой должности;

2. особенности  темперамента, характера, тревожность  работника;

3. наличие тех  или иных заболеваний и отношение  человека к здоровому образу  жизни. [45]

В отношении  типа соответствия «работник - работа» следует отметить, что существует ряд подходов к определению и предсказанию профессионального стресса, где рассматривается связь между стрессом и уровнем соответствия человека условиям рабочей среды. В так называемых моделях соответствия «человек - среда» несоответствие между характеристиками человека и рабочей среды определяет степень стрессового ответа (защитного или плохоадаптированного поведения) и последующих симптомов, связанных со стрессом. Чем большее несоответствие, тем более сильный стресс испытывает работник.

Существует множество  разнообразных способов улучшения  или коррекции состояния человека. К их числу можно отнести и  такие традиционные для наук о  трудовой деятельности приемы, как  разработка оптимальных режимов  труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий.

Таким образом, стресс в условиях работы происходит из-за неблагоприятного сочетания таких  условий, как: среда, стоящая перед  работником задача, организационные факторы и индивидуальные факторы.

2.2. Факторы, влияющие  на развитие эмоционального  «выгорания» и  деформацию личности  государственного  служащего в исполнительном  органе государственной  власти

В психологии особое внимание уделяется вопросам влияния  стрессогенных факторов на работоспособность и надежность профессиональной деятельности человека. Исследователей интересует преимущественно анализ реакции человека на стресс, вызываемых внешними факторами среды. Исследования показали, что под воздействием стресса разной этиологии ухудшаются качества деятельности. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма при котором осложняется осуществление его функций.

Психофизиологический  подход к изучению функциональных состояний, как известно, предусматривает изучение функциональных состояний человека по параметрам деятельности, в том числе работоспособности, с учетом ее эффективности (по показателям точности выполнения задания, стабильности, помехоустойчивости, выносливости и т. д.). С точки зрения психофизиологической оценки функциональных состояний, это причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. При этом, если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстремальной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изменению внешней и внутренней сред, то и состояние человека следует понимать как системную реакцию.

Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы