Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»
1.2. Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
2.3. Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследование личностной направленности показало, что преобладает мотивация на работу (25,71%). Это говорит о том, что у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и есть желание общаться с людьми.
На втором месте, личностная направленность (20%). Это говорит о том, что работа дает возможность реализовать в ней свои личные ценности.
На третьем месте, эмоциональное состояние на работе, эмоциональное состояние дома, климат взаимоотношений дома (14,28%). Это говорит о том, что эмоциональное состояние на работе и дома взаимосвязаны, неблагополучия в семье влияет на настроение на работе, и наоборот, взаимоотношения на работе влияют на отношениях в семье.
На последнем месте, отношения с другими людьми (11,42%). Это говорит о том, что отношения в коллективе и с другими людьми (посетителями) влияет на настроение и эмоции человека.
Таким образом, у личностей преобладает мотивация на работу у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и есть желание общаться с людьми.
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (см. Приложение 2 ).
Личностная агрессивность и конфликтность исследовалась с помощью Методики «Личностная агрессивность и конфликтность».
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Исследование личностной агрессивности и конфликтности
Уровни | |||||||
Личностная агрессивность и конфликтность | Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол.
Исп. |
% | Кол.
Исп. |
% | Кол.
Исп. |
% | ||
Вспыльчивость | 5 | 14,28 | 13 | 37,14 | 17 | 48,57 | |
Напористость | 2 | 5,71 | 29 | 82,85 | 4 | 11,42 | |
Обидчивость | - | 21 | 60 | 14 | 40 | ||
Неуступчивость | 3 | 8,57 | 9 | 25,71 | 23 | 65,71 | |
Бескомпромис-сность | 20 | 57,44 | 14 | 40 | 1 | 28,57 | |
Мстительность | 2 | 5,71 | 4 | 11,42 | 29 | 82,85 | |
Нетерпимость к мнению других | 2 | 5,71 | 7 | 20 | 26 | 74,28 | |
Подозрительность | - | 24 | 68,57 | 11 | 31,42 | ||
Позитивная агрессивность | 1 | 28,57 | 22 | 62,85 | 12 | 34,28 | |
Негативная агрессивность | 2 | 5,71 | 3 | 8,57 | 30 | 85,71 | |
Конфликтность | 3 | 8,57 | 24 | 68,57 | 8 | 22,85 | |
Исследование
личностной агрессивности и конфликтности
показало, что среди высоких показателей
преобладает бескомпромиссность (57,44%).
Это говорит о том, что личности
склонны принимать
Среди средних показателей преобладает напористость (82,85%). Это говорит о том, что личности умеют добиваться того, что им нужно с помощью личностностной черты напористости.
На втором месте, подозрительность и конфликтность (65,57%). Это говорит о том, что личности склонны подозрительно относиться к чему-либо новому, склонны проявлять конфликтность.
На третьем
месте, позитивная агрессивность (62,85%).
Это говорит о том, что личности
склонны проявлять
На последнем месте, обидчивость (60%). Это говорит о том, что личности склонны к обидчивости.
Среди низких показателей
преобладает негативная агрессивность
(85,71%). Это говорит о том, что
личности склонны проявлять
На втором месте, мстительность (82,85%). Это говорит о том, что личности могут проявлять мстительность.
На третьем месте, нетерпимость к мнению других (74,28%). Это говорит о том, что личности нетерпимо относятся к мнению других, особенно, если оно противоречит их собственному.
На четвертом месте, неуступчивость (65,71%). Это говорит о том, что личности в своем поведении не склонны проявлять уступчивость.
На последнем
месте, вспыльчивость (48,57%). Это говорит
о том, что личности в меньшей
степени склонны к
Таким образом,
преобладает
4. Методика «Якоря карьеры».
Ценностные ориентации в карьере исследовались с помощью Методики «Якоря карьеры».
Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Исследование ценностных ориентаций в карьере
Карьерная ориентация | Низко выраженная карьерная ориентация | Ярко выраженная карьерная ориентация | |||
Кол-во испытуемых | % | Кол-во испытуемых | % | ||
Профессиональная компетентность | 22 | 62,28 | 13 | 37,14 | |
Менеджмент | 19 | 54,28 | 16 | 45,71 | |
Автономия (независимость) | 18 | 51,42 | 17 | 48,57 | |
Стабильность работы | 9 | 25,71 | 26 | 74,28 | |
Стабильность места жительства | 19 | 54,28 | 16 | 45,71 | |
Служение | 9 | 25,71 | 26 | 74,28 | |
Вызов | 23 | 65,71 | 12 | 34,28 | |
Интеграция стилей жизни | 8 | 22,85 | 27 | 77,14 | |
Предпринимательство | 32 | 91,42 | 3 | 8,57 | |
Исследование
ценностных ориентаций в карьере
показало, что среди ярко выраженных
показателей преобладает
На втором месте, стабильность работы, служение (74,28%). Это говорит о том, что личности, которые придают особое значение стабильности работы, испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти личности отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие личности, как правило, отличаются невысоким уровнем притязаний. Данные личности часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны.
Среди низко выраженных показателей преобладают предпринимательство (91,42%). Это говорит о том, что личностям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других - это не их, они - предприниматели по духу, и цель их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании - собственный бизнес.
На втором месте, вызов (65,71%). Это говорит о том, что личности считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Для одних личностей вызов представляет более трудная работа, для других это -- конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять.
На третьем месте, профессиональная компетентность (62,28%). Это говорит о том, что личности, прежде всего, ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с их специальностью. Важнейшими критериями карьеры для них является постоянное совершенствование их опыта и знаний и признание их профессионализма. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Так как они талантливы и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, люди этой категории испытывают чувство причастности, возникающее из содержания их работы, развивают и совершенствуют свои навыки.
На четвертом месте, менеджмент, стабильность места жительства (45,71%). Это говорит о том, что личности рассматривают свою специализацию как ловушку и признают, что важно знать несколько функциональных областей. Они развивают знания и опыт на уровне своего бизнеса или своей отрасли. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них- управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами - это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития - власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для них неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.
На последнем месте, автономия (51,42%). Это говорит о том, что личности испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной позиции.
Таким образом,
преобладает интеграция стилей жизни,
для личностей карьера должна
ассоциироваться с общим стилем
жизни, уравновешивая потребности
человека, семьи и карьеры. Они
хотят, чтобы организационные
4. Корреляционный анализ.
Функциональное состояние как объект диагностики и прогнозирования должно рассматриваться в качестве иерархической системы. К высшему уровню относится субъективный компонент, отражающий личностное отношение человека к самому себе и окружающему. На втором и третьем местах находятся соответственно интеллектуальный и сенсомоторный компоненты, характеризующие наличный уровень способностей индивида к деятельности. Наконец, четвертое место в иерархии занимает физиологический компонент, информирующий о функциональных резервах организма и готовности к профессиональной деятельности. Достоверность экспериментальных прогнозов значительно возрастает при исследовании взаимосвязи отдельных компонентов функционального состояния с уровнем работоспособности или эффективности деятельности с помощью корреляционного анализа.
Статистические критерии оценивания и проверки гипотез нами использовался корреляционный анализ, который проводился с помощью метода корреляции Стьюдента. t - критерий Стьюдента (методы сравнения между собой нескольких элементарных статистик (средних).
Методами статистической
обработки результатов
С помощью методов корреляционного анализа, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между величинами, которые исследуют в данном эксперименте.
Статистическим критерием называют правило, обеспечивающее надежное поведение, т.е. принятие истиной и отклонение ложной гипотезы с высокой вероятностью. Из-за массовости случайных явлений, выступающих объектами научных исследований, приходится отличать то, что должно быть изучено от того, что реально может быть изучено и изучается.
Информация о работе Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы