Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – изучить понятие государственной службы и проанализировать её место в системе государственного управления.
Объектом данного исследования является институт государственной службы РФ.
Предметом исследования выступает процесс развития российской, госслужбы в РФ.
Источниковая база исследования. Выбор темы исследования обусловил необходимость использования все совокупности имеющихся источников. Их условно можно подразделить на 4 группы: а) нормативные акты; б) литература и периодическая печать по теме исследования; в) архивные материалы; г) документы официального делопроизводства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственная служба как социально-правовой
институт и сфера деятельности…………………………………………………...6
Глава 2. Основы правового статуса и классификации
государственных служащих……………………………………………………...15
Глава 3. Профессионально-культурное обеспечение
государственной службы………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………...34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственная служба как социально-правовой
институт и сфера деятельности…
Глава 2. Основы правового статуса и классификации
государственных
служащих……………………………………………………..
Глава 3. Профессионально-культурное обеспечение
государственной
службы………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что институт государственной службы является неотъемлемой составляющей правовой системы государства, а государственные служащие – основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.
В любом государственно-
Государственный аппарат – это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.
В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно – правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
Развитие государственной
службы Российской империи и ее законодательного
регулирования в дореволюционно
После 1917 года вопросы государственной службы не вписывались в коммунистическую идеологию, и, по мнению одного из административистов 20-х гг. А. Колесникова, госслужба вполне могла регламентироваться «правилами Кодекса законов о труде». И не было «решительно никаких оснований для того, чтобы создавать особые правила о советской службе».
Вопрос о государственной
службе долгое время не поднимался
в советской правовой науке. Лишь
в конце 40-х в начале 50-х годов
в советской науке
В Российской Федерации понятие, принципы, организационно-правовые основы государственной службы, правовой статус госслужащего, особенности прохождения госслужбы, актуальные вопросы правового регулирования государственной гражданской, правоохранительной, военной службы исследовали известные ученые – правоведы А.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилов, С.В. Манохин, К.С. Бельский, А.В. Оболонский, А.В. Гусев и др.
В России многие теоретико-правовые вопросы государственной службы, проблемы правового регулирования и организации государственной службы, административно-правовые проблемы государственной службы освещаются в диссертационных исследованиях известных ученых-правоведов Ю.Н. Старилова, А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, Д.Н. Овсянко. Заслуживают внимания диссертационные исследования российских ученых И.В. Кулешова и Е.Е. Столяровой, Н.В. Новоселовой, труды которые посвящены историко-правовому анализу законодательства Российской Империи второй половины XIX – начала ХХ вв. о гражданской государственной службе, изучению обязанностей, прав государственного служащего и исследованию службы в таможенных органах.
Определенный вклад в изучение истории отечественного опыта организации советской и российской госслужбы и современного состояния госслужбы внесли российские ученые – историки В.И. Куликов, В.П. Мельников, В.Г. Нечипоренко и др.
Цель настоящей курсовой работы
– изучить понятие
Объектом данного исследования является институт государственной службы РФ.
Предметом исследования выступает процесс развития российской, госслужбы в РФ.
Источниковая база исследования. Выбор темы исследования обусловил необходимость использования все совокупности имеющихся источников. Их условно можно подразделить на 4 группы: а) нормативные акты; б) литература и периодическая печать по теме исследования; в) архивные материалы; г) документы официального делопроизводства.
Глава 1. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера деятельности
Профессия государственного служащего - институт государственной службы: сущность, социально-правовые основы, принципы - законодательство о государственной службе Российской Федерации
В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.
Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.
Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Российской Федерации» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».
Цели государственной
службы состоят в упорядочении и
повышении эффективности
Важно, чтобы в организационно-
Иными словами,
она выполняет связующую роль
между государством и
Главный критерий выделения её сущности заключен в её основном предназначении – профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества1.
Сущность госслужбы имеет социальную обусловленность, так как преследует общественно-полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам. Решая многие общественные и государственные задачи, госслужба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна служить обществу. Если конкретизировать, то это – функции социальной организации, планирования и прогнозирования, разработки и исполнения решений, социальной коммуникации, координации, контроля, информирования. На современном этапе функционирования госслужбы все более доминирующей становится тенденция производства государственных социальных услуг – образовательных, воспитательных, правовой защиты, безопасности и т.д. Если исходить из сущности госслужбы как административной деятельности, то можно выделить такие функции: информационно-аналитические, организационно-технические, экспертные, соблюдения управленческих процедур и выполнения управленческих решений, финансово-хозяйственные, правовые, кадровые.
Основными направлениями деятельности государственной службы являются:
а) формирование общественно-политических и государственно-правовых предпосылок, поддерживающих реальную взаимосвязь государственного аппарата с жизнью граждан;
б) определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля за этим, составление реестра государственных должностей и обеспечение его практической реализации;
в) обоснование финансовых
и иных материальных затрат на содержание
государственного аппарата; классификация
издержек по отдельным видам
г) создание условий выявления и отбора людей для государственной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качества; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т.д.), статистический учёт государственных служащих;
д) подержание в коллективах государственных органов такого делового и социально-психологического микроклимата, который бы гарантировал точное исполнение государственных должностей, способствовал бы творческому росту государственных служащих, благоприятствовал бы рациональным служебным отношениям;
е) организация системы подготовки, переподготовки т повышения квалификации государственных служащих; анализ актуальности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.
Социальная роль госслужбы, её социальный статус предопределены характером общественно-экономического строя, политической систем, типом государства, внутренним устройством госаппарата, характером механизма его функционирования, персональным составом корпуса госслужащих. В конечном счете, эффективность госслужбы, её социальная полезность определяются тем, как, каким образом и насколько качественно она обслуживает потребности человека, помогает ему в жизни.
Для эффективного функционирования госслужбы необходимы определённые социальные и правовые условия. Так, в демократическом обществе социальную основу составляют прежде всего приоритеты и ценности гражданского общества, правового демократического государства, интересы, права и свободы человека и гражданина (обеспечение и защита прав и свобод личности, верховенство закона, гласность, демократизм службы и т.п.)
Правовую основу госслужбы составляют юридические нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики её осуществления. В юридическом смысле госслужба принадлежит к публично правовой сфере, регулирующей общественную, государственную жизнь человека.
Публичное право гарантирует общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Это право реализуется нормами международного права, различных отраслей публичного права (конституционного, трудового, финансового, уголовного и т.д.
Корпоративное (административно-служебное) право регулирует законоустановленный социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права, ординарных (тематических) законов о госслужбе.
Субъективное право гарантирует право гражданина на равнодоступность при поступлении на госслужбу, исполнение замещаемой государственной административной должности. Это право регламентируется главным образом нормой конституционного права.
Государственное управление,
которое приобретает все