Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – изучить понятие государственной службы и проанализировать её место в системе государственного управления.
Объектом данного исследования является институт государственной службы РФ.
Предметом исследования выступает процесс развития российской, госслужбы в РФ.
Источниковая база исследования. Выбор темы исследования обусловил необходимость использования все совокупности имеющихся источников. Их условно можно подразделить на 4 группы: а) нормативные акты; б) литература и периодическая печать по теме исследования; в) архивные материалы; г) документы официального делопроизводства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственная служба как социально-правовой
институт и сфера деятельности…………………………………………………...6

Глава 2. Основы правового статуса и классификации
государственных служащих……………………………………………………...15

Глава 3. Профессионально-культурное обеспечение
государственной службы………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennaya_sluzhba_9194243632.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Правовое положение  государственного служащего в Российской Федерации определено законом «О государственной службе в Российской Федерации».

У чиновников существуют особые права, некоторые привилегии и дополнительные обязанности. Важнейшее среди их прав – дискреционные полномочия. Это значит, что чиновник вправе принимать решения, причем не только в отношении подчиненных ему органов или лиц, но и не подчиненных учреждений и граждан, но эти решения принимаются в пределах полномочий, установленных законом, и в рамках закона. К числу привилегий чиновников относятся упомянутое право несменяемости (чиновник выходит в отставку по достижении пенсионного возраста и не может быть заменен по политическим мотивам), повышенное материальное обеспечение со стороны государства. В ряде стран чиновникам назначаются повышенные пенсии, им предоставляется жилье, медицинское обслуживание, транспорт, в Великобритании чиновники самых высоких рангов получают более высокую заработную плату, чем министры, но в некоторых европейских странах материальные привилегии чиновников невелики.

Вместе с тем чиновники  имеют дополнительные обязанности. Действует принцип лояльности (верности) государству. Он нередко распространяется не только на чиновников, но и некоторых других государственных и муниципальных служащих (например, на преподавателей в Германии). Чиновники должны защищать интересы государства и не могут отдавать предпочтений каким-либо партиям, общественным объединениям, группам населения. Поэтому они не могут быть членами политических партий, посещать их собрания, участвовать в митингах и демонстрациях. Некоторые государственные служащие (например, военнослужащие) в отдельных странах не имеют избирательных прав, многим категориям государственных служащих запрещено участвовать в забастовках (поступая на работу, они подписывают соответствующий документ).

В большинстве стран  мира к государственным служащим относятся только лица, занимающие государственные должности в  государственных органах. Служащие государственных вузов, музеев, библиотек, медицинских учреждений и т.д. не считаются государственными служащими.

При поступлении на государственную  службу действует принцип равного  доступа к ней. На государственную  службу могут быть приняты граждане данного государства, достигшие определенного возраста, обладающие профессиональным образованием, владеющие государственным языком (в некоторых странах их может быть несколько: например, два – в Финляндии, четыре – в Швейцарии). Не могут быть приняты на государственную службу лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, если они лишены судом права занимать государственную должность. Препятствует принятию на государственную службу наличие определенного заболевания (это должно быть подтверждено заключением медицинского учреждения), близкое родство или свойство с другими непосредственно подчиненными государственными служащими, иностранное гражданство, отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне (если работа связана с этим), отказ от представления сведений о доходах и имуществе6.

После представления  требуемых документов издается приказ о назначении лица на государственную  должность.

В государственном управлении участвуют классифицированные государственные  служащие, т.е. имеющие классные чины, ранги, звания, от которых в определенной степени зависят их полномочия и материальное положение. «Простые» государственные служащие, муниципальные служащие, если им не предоставлены полномочия государственных органов и государственных должностных лиц, государственным управлением не занимаются. Лица, находящиеся на высших государственных должностях (премьер-министр, председатели палат парламента, министры и др.), могут быть выделены в особую категорию. Они занимают свою должность не в результате назначения, а путем выборов или иным способом и обычно к собственно государственной службе не относятся. Поэтому нередко различают политические и административные должности.

В разных странах число  классных чинов, рангов неодинаково (например, в Великобритании – четыре, в Японии – 15). Обычно выделяют классы администраторов, профессионалов, исполнителей и др. В органах Европейского союза выделяют четыре категории в соответствии с должностными обязанностями: «А» – административный и консультативный персонал; «В» – исполнители; «С» – канцелярский персонал; «Д» – обслуживание. В Совете Европы, в НАТО таких категорий три. Существует категория «L», включающая, в частности переводчиков. Обычно не включаются в число государственных служащих министры. Они считаются политическими деятелями, занимают не административную, а политическую должность. Особенно это относится к парламентарным республикам и монархиям, где министрами становятся видные деятели той партии (партий), которая завоевала на выборах большинство голосов и имеет большинство мест в парламенте.

Классность государственных  служащих в Российской Федерации  определена в ст. 11 Закона «О государственной  службе в Российской Федерации» и  имеет свою специфику.

Для государственных  служащих устанавливается высший класс  и 12 классов, из которых 12 класс является низшим.

Государственным должностям Премьер-министра Российской Федерации, Председателя Совета Республики Национального  собрания Российской Федерации, Председателя Палаты представителей Национального  собрания Российской Федерации, Главы  Администрации Президента Российской Федерации, Государственного секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателя Комитета государственного контроля Российской Федерации, Председателя Правления Национального банка Российской Федерации, Управляющего делами Президента Российской Федерации и их заместителей, а также председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов соответствует высший класс государственного служащего.

Министрам Российской Федерации может  быть присвоен высший класс государственного служащего в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Присвоение классов осуществляется7:

Президентом Российской Федерации  – в отношении руководящих  работников республиканских органов  государственного управления, председателей  областных и Минске го городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Российской Федерации;

Премьер-министром Российской Федерации  – в отношении государственных  служащих республиканских органов  государственного управления, назначаемых Правительством Российской Федерации, в том числе по согласованию с Президентом Российской Федерации;

председателями областных и  городского исполнительных комитетов  – в отношении председателей  городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным государственным  служащим осуществляется на основании  заявления государственного служащего  или представления его руководителем  комиссии по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Соотнесение классов государственных  служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Российской Федерации или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям государственных  служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке  и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими  их правовой статус.

Присвоение классов  производится в последовательном порядке  в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12-10-й класс, составляет не менее одного года, 9-7-й класс – не менее двух лет, 6-4-й класс – не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Государственным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и  медалями Российской Федерации и  СССР, и государственным служащим, которым присвоены почетные звания Российской Федерации и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих.

Досрочное повышение  в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.

Лицам, поступающим на государственную службу впервые, класс  государственного служащего присваивается  не ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа государственной  службы соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее одного месяца с момента назначения на государственную должность.

О присвоенном классе вносится запись в трудовую книжку государственного служащего.

В случае ненадлежащего  исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, он может быть понижен в классе, но не более чем на один класс.

Понижение либо восстановление в классе лиц, указанных в части  первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном для присвоения им классов.

Государственные служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не представляются к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий в  соответствии с законодательством.

При переходе государственного служащего по собственному желанию на низшую должность, возвращении на государственную службу, с которой он ранее уволился, выходе в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется присвоенный класс.

Существуют общие права  и обязанности, установленные для всех государственных служащих, независимо от должности, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью. Одни из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право государственного служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие связаны с «внешними» отношениями (например, посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности).

К общим обязанностям относятся: поддержка конституционного строя, защита прав и законных интересов  граждан, своевременное рассмотрение обращений граждан, общественных объединений, предприятий, организаций и принятие по ним решений, обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь граждан, и др.

Поступающий на государственную  службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты и ограничения. Они призваны обеспечивать высокий моральный облик государственного служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции. Ряд запретов связан с социально-экономической сферой. Государственному служащему запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Он не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при исполнении государственной службы, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе через доверенных лиц и для получения прибыли без привлечения наемного труда), состоять членом управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (например, кооператива). Он может состоять в таком управляющем органе, только если это ему поручено по службе. Государственному служащему запрещено участвовать в забастовках.

Ряд запретов имеют целью  пресечение коррупции. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в своем государственном органе или в том, который ему непосредственно подчинен. Он обязан представлять данные о принадлежащей ему доле в уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждение (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений и др.) от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. При поступлении на государственную службу, а затем ежегодно государственный служащий представляет сведения о доходах и имуществе.

Существуют и политические ограничения. Государственный служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять членом политических партий, использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, не может их пропагандировать, заявлять о том или ином отношении к ним. Однако политические ограничения не относятся, как правило, к должностным лицам категории «А».

Некоторые ограничения  и требования имеют преимущественно  моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу, ибо это отражается и на отношении граждан к государству. Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездок членов семьи, служебный телефон для звонков личного характера).

Для обеспечения эффективной  работы в сфере государственного управления государственному служащему  предоставляются государственные  гарантии: соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания при обучении), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия государственного социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).

За успешное и добросовестное исполнение своих обязанностей, за выполнение заданий особой важности, сложности, срочности государственные служащие получают поощрения: объявление благодарности, премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, занесение на доску почета, в книгу почета. За особые заслуги государственные служащие награждаются орденами, медалями, им присваиваются почетные звания. Возможно досрочное присвоение классного чина, повышение в должности.

Информация о работе Государственная служба