Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – изучить понятие государственной  службы и проанализировать её место  в системе государственного управления.
Объектом данного исследования является институт государственной  службы РФ.
Предметом исследования выступает  процесс развития российской, госслужбы  в РФ.
Источниковая база исследования. Выбор  темы исследования обусловил необходимость использования все совокупности имеющихся источников. Их условно можно подразделить на 4 группы: а) нормативные акты; б) литература и периодическая печать по теме исследования; в) архивные материалы; г) документы официального делопроизводства.
Введение……………………………………………………………………………...3
 
Глава 1. Государственная  служба как социально-правовой
институт и сфера деятельности…………………………………………………...6
 
Глава 2. Основы правового  статуса и классификации
государственных служащих……………………………………………………...15
 
Глава 3. Профессионально-культурное обеспечение 
государственной службы………………………………………………………….24
 
Заключение…………………………………………………………………………31
 
Список использованной литературы…………………………………………...34
Принципиально важным является непрерывное развитие государственных служащих, обусловленное темпами роста научного знания, динамикой обновления технологий, информационным «взрывом» и т.д. Человек, чтобы поспевать за временем (не отставать), должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении. Можно выделить, по меньшей мере, три группы элементов, обеспечивающих это развитие2:
формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие);
структура сквозного (от 
поступления до выхода в отставку) 
профессионального роста 
общественное мнение об исполнении должностных функций и поведении государственных служащих.
В целом это очень 
большая и комплексная 
Государственная служба представляет собой сложную систему, что требует создания соответствующих структур и процедур (технологий) управления ею. К ним относятся стандарты, реестры, нормативы исполнения государственных должностей, содержание экзаменов на замещение государственных должностей, правила аттестации, квалификационные характеристики различных категорий государственных служащих и многое другое. Для разрешения служебных конфликтов в государственном аппарате должны создаваться специальные структуры.
Государственная служба, 
формируемая как единый публичный 
социально-правовой институт, требует 
согласованной организации 
Важно любые правовые 
акты и организационные действия 
в области государственной служ
Госслужба всегда связана с властью. В ней много императивного, должного, необходимого, обязательного, того, что непременно следует осуществлять независимо от желания или воли лица, находящегося на госслужбе или с ней соприкасающегося. Здесь проявляется отличие госслужбы от иных видов трудовой деятельности, где частноправовые отношения регулируются гражданским законодательством.
Концепция государственной службы как института ведения публичных дел, иначе государственных дел, восходит к римской традиции понимания демократического государства как республики (Res Publicus – дело общее, публичное дело народа). Государство становится фактическим общенациональным институтом лишь благодаря формированию государственной службы как действительной службы народу, его праву и закону.
Государство есть общее 
дело народа – этот тезис получил 
международное правовое закрепление 
в Международном пакте о 
Ведение государственных дел установлено как общая для институтов выборной власти и государственной службы функция, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражданин. При этом избранные лица, равным образом и государственные служащие, осуществляя функции по ведению государственных дел, осуществляют не своё собственное, личное право, а совокупное, точнее публичное право всех граждан государства.
Государственная служба строится на определённых принципах3.
К принципам, определяющим демократическую сущность государственной службы, относятся те, реализация которых способствует воплощению идеалов социальной справедливости в государственно-служебной практике.
В Российской Федерации государственная служба строится на принципах, установленных Законом «О государственной службе в Российской Федерации» (14 июня 2003г.):
верховенства Конституции Российской Федерации;
служения народу Российской Федерации;
законности;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
гуманизма и социальной справедливости;
единства системы 
гласности;
профессионализма и компетентности государственных служащих;
подконтрольности и подотчётности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение ими своих служебных обязанностей;
добровольности поступления граждан на государственную службу;
равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службу в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
стабильности государственной 
службы в целях обеспечения 
экономической, социальной и правовой защищённости государственных служащих.
Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп. С одной стороны – системы правовых институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти. А с другой, – совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в госаппарате для воплощения социальной роли государства.
Такое единство придает 
государственной службе параметры 
социального публично-
Государственная служба имеет многоцелевой функционально-деятельностный характер, что позволяет обеспечивать исполнение всего объема полномочий структур государственного аппарата и является основанием для её структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной государственно-служебной деятельности.
Дифференциация госорганов 
по предмету их ведения, т.е. по объему 
и структуре реализуемых 
Государственная служба, направленная на исполнение государственных задач и функций, существует в государственных органах различных организационно-правовых форм и имеющих различную организационную структуру. При этом они могут видоизменяться в результате преобразований, реорганизаций, межсистемных организационных изменений и т.п. В зависимости от принадлежности государственного органа к тому или иному виду государственно-властной деятельности (законодательной, исполнительной или судебной) определяется и название государственной службы.
По принципу разделения 
властей различают 
представительной (законодательной) власти, называемую парламентской;
исполнительной власти, 
называемую правительственной, т.е. осуществляемую 
в аппарате правительства и органах исполн
судебной власти, называемую судебной, т.е. осуществляемую в аппарате судов всех инстанций.
Характерной особенностью в функционировании видов госслужбы являются различия в компетенции и предметах этих государственных органов.
Общая или общеадминистративная 
(управленческая) госслужба – это 
служба в органах госвласти общей 
компетенции, т.е. в органах, содержание 
государственно-служебной 
президентская госслужба: в Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных госорганах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента.
парламентская госслужба: 
в палатах Национального 
правительственная госслужба: 
в Правительстве и его 
исполнительная госслужба: в министерствах, иных органах госуправления, их территориальных подразделениях; местных исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
Специализированная госслужба – это реализация особо установленных полномочий госслужащими с соответствии с их профессиональной специализацией в госорганах, имеющих особую (специальную) компетенцию, и осуществляющих преимущественно однородную деятельность (по соответствующим предметам ведения). Специализированная госслужба выделяется как вид гражданской госслужбы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции соответствующих госорганов, а также необходимого специального профессионального образования для исполнения полномочий по соответствующим государственным должностям.
К специализированной государственной службе можно отнести:
госдолжности в 
контрольно-надзорную госслужбу: в органах Комитета госконтроля, органах Прокуратуры;
в госнотариате (государственных нотариальных конторах), называемую нотариальной госслужбой;
финансово-кредитную госслужбу (в Нацбанке);
избирательную госслужбу (ЦИК по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате).
Специальные функции 
и специальная компетенция 
в Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
в таможенных органах (ГТК), называемая таможенной госслужбой.
(Действие закона о 
госслужбе Российской 
Глава 2. Основы правового статуса и классификации государственных служащих
Правовой статус госслужащего определяется законодательством в связи с замещением государственной должности, т.е. в отличие от рабочих, крестьян (фермеров), предпринимателей служащие – это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре управления, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее. В Законе «О государственной службе в Российской Федерации» государственная должность определяется как штатная единица госоргана с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, это элементная (базовая) штатная единица государственного управления.
Должностное лицо – это 
государственный служащий, который 
постоянно, временно или по специальному 
полномочию осуществляет функции представителя власти, т.е. наделен 
распорядительными полномочиями в отношении 
органов, не находящихся у него в подчинении, 
и лиц, не находящихся в служебной зависимости 
от него. Эти должностные лица выполняют 
организационно-
При конкурсном отборе в зарубежных странах обычно создаются две комиссии: для отбора допущенных к конкурсу и для определения победителя (обязательная рекомендация для назначения на должность). Конкурс для высшего и среднего чиновничества может напоминать экзамен (иногда даже письменный), для некоторых групп используется так называемое интервью (беседа, иногда с контрольными вопросами). Может проводиться конкурс письменных документов (Германия). Для низших государственных служащих практикуется собеседование и проверка практических навыков.
Чиновники, т.е. лица, относящиеся к классифицированной государственной службе, обладают привилегией несменяемости: они остаются на службе при смене партий у власти, создании нового правительства и замене министров. Однако некоторые высокопоставленные чиновники заменяются, особенно если это личные сотрудники президента, премьер-министра, министров или если такие должности носят политический характер. В этом случае по американской терминологии при назначении на должность действует не «система заслуг» (конкурс), а «система добычи». Новый президент или правительство, сформированное партией, пришедшей к власти, заменяют многих должностных лиц (в том числе губернаторов в субъектах федерации или в областях, если эти губернаторы не избираются, а назначаются центром), но заместители министров обычно остаются на своих постах, продолжая рутинную работу.