Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;

Оглавление

Введение
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии.
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности.
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.15 Мб (Скачать)

2. Андреева И.Н.  Ситуативная и личностная тревожность  подростка

3. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

4..Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний /Вопросы психологии– 1993, №1.

5.Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

7. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.

8. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

9.Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.

8. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.

9. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1997.

11. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: "ВЛАДОС". – 1999, 287 с.

12. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика,1992.

13. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

14. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 1996, № 1.

15. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002

16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.

17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // "Психологическая наука и образование". – 1998, № 2.

18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 304 с.

19. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002, 612 с.

20. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.

21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2:

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1998.

23. Савина Е. Тревожные дети / Дошк.восп. – 1996, № 4.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1. Игра с младшими детьми

Рис. 2. Ребенок и  мать с младенцем

Рис. 3. Объект агрессии

Рис. 4. Одевание

Рис. 5. Игра со старшими детьми

 

 

 

   Рис. 7. Выговор

 

Рис. 6. Укладывание  спать в одиночестве

Рис. 8. Умывание

Рис. 9. Игнорирование

Рис. 10. Агрессивное  нападение

Рис. 11. Собирание  игрушек

Рис.12. Изоляция

Рис. 13. Ребенок с  родителями

Рис. 14. Еда в одиночестве

Приложение 2

Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит  из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

Обработка и интерпретация  результатов

При обработке результатов  выделяют вопросы; ответы на которые  не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому  вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие  с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число  несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить  о повышенной тревожности ребенка,  если больше 75 % от общего числа  вопросов теста – о высокой  тревожности.

2. Число совпадений  по каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное  состояние школьника, во многом  определяющееся наличием тех  или иных тревожных синдромов  (факторов) и их количеством.

Результаты

1) Число несовпадений  знаков ("+" – да, "-" – нет)  по каждому фактору (абсолютное  число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление  этих данных в виде индивидуальных  диаграмм.

3) Число несовпадений  по каждому измерению для всего  класса; абсолютное значение –  < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление  этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному  фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление  сравнительных результатов при  повторных замерах.

7) Полная информация  о каждом учащемся (по результатам  теста).

Содержательная  характеристика каждого синдрома (фактора).

Общая тревожность  в школе – общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное с  различными формами его включения  в жизнь школы.

Переживания социального  стресса – эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты (прежде всего  – со сверстниками).

Фрустрация потребности  в достижении успеха – неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения  – негативные эмоциональные переживания  ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и  переживание тревоги в ситуациях  проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу – особенности  психофизиологической организации, снижающие  приспособляемость ребенка к  ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями –  общий негативный эмоциональный  фон отношений со взрослыми в  школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Бланк

Текст опросника

1. Трудно ли тебе  держаться на одном уровне  со всем классом?

2. Волнуешься ли  ты, когда учитель говорит, что  собирается проверить, насколько  ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе  работать в классе так, как  этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе  временами, что учитель в ярости  от того, что ты не знаешь  урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса  бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе  хочется, чтобы учитель не торопился  при объяснении нового материала,  пока ты не поймешь, что он  говорит?

7. Сильно ли ты  волнуешься при ответе или  выполнении задания?

8. Случается ли  с тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что боишься  сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у  тебя колени, когда тебя вызывают  отвечать?

10. Часто ли твои  одноклассники смеются над тобой,  когда вы играете в разные  игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую  оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли  тебя вопрос о том, не оставят  ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли  ты избегать игр, в которых  делается выбор, потому что  тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами,  что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у  тебя возникает ощущение, что  никто из твоих одноклассников  не хочет делать то, чего хочешь  ты?

16. Сильно ли ты  волнуешься перед тем, как начать  выполнять задание?

17. Трудно ли тебе  получать такие отметки, каких  ждут от тебя родители?

18. Боишься ли  ты временами, что тебе станет  дурно в классе?

19. Будут ли твои  одноклассники смеяться над тобой,  ли ты сделаешь ошибку при  ответе?

20. Похож ли ты  на своих одноклассников?

21. Выполнив задание,  беспокоишься ли ты о том,  хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в  том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе  иногда, что ты в школе и  не можешь ответить на вопрос  учителя?

24. Верно ли, что  большинство ребят относится  к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли  ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы  будут сравниваться в классе  с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты  мечтаешь о том, чтобы поменьше  волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли  ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли  ты, что твое сердце начинает  сильно биться, когда учитель  говорит, что собирается проверить  твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли  кто-нибудь из твоих друзей, что  ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты  себя чувствуешь с теми из  твоих одноклассников, к которым  ребята относятся с особым  вниманием?

31. Бывает ли, что  некоторые ребята в классе  говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь,  теряют ли расположение те  из учеников, которые не справляются  с учебой?

33. Похоже ли на  то, что большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты  боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли  ты тем, как к тебе относятся  учителя?

36. Помогает ли  твоя мама в организации вечеров,  как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли  тебя когда-нибудь, что думают  о тебе окружающие?

38. Надеешься ли  ты в будущем учиться лучше,  чем раньше?

39. Считаешь ли  ты, что одеваешься в школу  так же хорошо, как и твои  одноклассники?

40. Часто ли ты  задумываешься, отвечая на уроке,  что думают о тебе в это  время другие?

41. Обладают ли  способные ученики какими-то особыми  правами, которых нет у других  ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли  ты тем, как к тебе относятся  одноклассники?

44. Хорошо ли ты  себя чувствуешь, когда остаешься  один на один с учителем?

45. Высмеивают ли  временами твои одноклассники  твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли  ты, что беспокоишься о своих  школьных делах больше, чем другие  ребята?

47. Если ты не  можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот  расплачешься?

48. Когда вечером  ты лежишь в постели, думаешь  ли ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49. Работая над  трудным заданием, чувствуешь ли  ты порой, что совершенно забыл  вещи, которые хорошо знал раньше?

Информация о работе Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста