Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;

Оглавление

Введение
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии.
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности.
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.15 Мб (Скачать)

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия  или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся  ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности  его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную  оценку им возникшей ситуации. Эта  оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния  ситуационной тревожности вместе с  ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы  обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя  на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная  оценка ситуации одновременно и автоматически  вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению  контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность  ситуации непосредственно зависит  от силы ситуационной тревожности, действенности  контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

 

1.2. Проблемы  и причины школьной тревожности.

Школьная  тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он "боится всего", "очень  раним", "мнителен", "повышенно  чувствителен", "ко всему относится  слишком серьезно" и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем  анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза и что  работа по ее преодолению крайне необходима.

Довольно высокий  уровень школьной тревожности детей  и, кстати, снижение у них самооценки характерны для периода поступления  детей в школу. Напомним, что адаптационный  период в первом классе продолжается обычно от одного до трех месяцев. После  этого, как правило, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка стабилизируются.

Таким образом, выделять детей со школьной тревожностью и  начинать с ними работу, с нашей  точки зрения, целесообразно лишь во второй четверти. Это, конечно, не исключает специальной работы по оптимизации прохождения ребенком адаптационного периода.

В чем причины  школьной тревожности? Прежде всего, причины  определяются природной нервно-психической  организацией школьника. Не в последнюю  очередь – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей  к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей  страхи и нежелание ходить в школу  вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или  нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники  с самой разной успеваемостью.

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности  тревожных детей в школе.

  • Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.
  • Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.
  • Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.
  • На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
  • При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

 

 

2. Эмпирическое  исследование школьной тревожности  у детей младшего школьного  возраста

2.1. Диагностика  тревожности детей младшего школьного  возраста.

В исследовании приняли  участие группа детей в количестве 25 мальчиков и 25 девочек. Методика проводились  в один день, что позволяло исключить  влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

Тест, разработанный  американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей.

Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит  из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного  – 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в  двух вариантах: для мальчиков (а) и  девочек (б). Лицо ребенка, являющегося  главным персонажем, на основном рисунке  не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру  и ракурсу точно соответствующие  контуру головы на основном. Рисунок  представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста (см. Приложение1).

Рисунки предъявляются  ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально  с каждым ребенком, в отдельном  помещении.

При предъявлении каждого  рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию:

Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) играет с малышами".

Ребенок и мать с  младенцем. "Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) гуляет со своей  мамой и малышом".

Объект агрессии. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое?"

Одевание. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) одевается".

Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) играет со старшими детьми".

Укладывание спать  в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать".

Умывание. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) в ванной".

Выговор. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?"

Игнорирование. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?"

Агрессивное нападение. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое?"

Уборка игрушек. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) убирает игрушки".

Изоляция. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?"

Ребенок с родителями. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) со своими мамой и  папой".

Еда в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) ест".

Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких  пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию  ситуаций на рисунках заносят в специальный  протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.

Образец протокола

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к  общему количеству предъявленных рисунков (14).

ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

Дети по ИТ разделяются  на 3 группы:

1) 0-20% – низкий  уровень тревожности;

2) 20-50% – средний;

3) свыше 50% – высокий.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности  эмоционального опыта ребенка в  различных ситуациях, которые могут  быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с  положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной  эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют  ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание  спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

Особенно высоким  проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать  в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях  отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности  могут обладать высокой степенью тревожности.

Дети, делающие отрицательный  эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним  уровнем тревожности.

Для уточнения источника  тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1,3,5,10 и 12 моделируют взаимоотношения  между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8, 9, 11 и 13 – взаимоотношения  между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает  один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как  к ситуациям типа "ребенок-взрослый", так и к ситуациям "ребенок-ребенок".

При интерпретации  данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается  как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или  аналогичной ситуации.

Высокий уровень  тревожности свидетельствует о  недостаточной эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным жизненным  ситуациям. Эмоционально позитивный или  эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений  ребенка со сверстниками, взрослыми  в семье, в школе.

Модификация методики. При предъявлении рисунков все время  дают одну и ту же инструкцию: "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка?" После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос "Почему?" Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики.

При использовании  авторского варианта дети в большинстве  случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки.

В модифицированном варианте возрастает степень свободы  для ответов детей, а, следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.

При интерпретации  результатов теста тревожности  для детей младшего школьного  возраста стало видно, что средняя  оценка у детей от 20 до 50 баллов, –  это показатель среднего и выше среднего уровня тревожности.

Замечено, что интенсивность  переживания тревоги, уровень тревожности  у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это  связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как  ее объясняют, чего опасаются. И чем  старше дети, тем заметнее эта разница.

Девочки чаще связывают  свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут  связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых "опасных  людей" – пьяниц, хулиганов и  т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей  или вне семьи: учителей, директора  школы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование  школьной тревожности. Методика  Филлипса.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное  состояние ребенка, его учебу  и деятельность, взаимоотношения  с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (Приложение 2).

Информация о работе Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста