Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;

Оглавление

Введение
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии.
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности.
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.15 Мб (Скачать)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

Результаты нашего исследования среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в таблице 1 и рис.1.

Таблица 1

Результаты  школьной тревожности по методике Филипса

Как мы видим, по результатам  исследования (таблица 1) тревожности  в школе с помощью теста  Филлипса, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 20 подростков (см. Рис.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% испытуемых.

Несколько повышена общая тревожность в школе  у 36% испытуемых (18 человек) (см. Рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти  дети склонны переживать тревожность  разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в  процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного  обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.

Нормальный уровень  тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют лишь 12 школьников, что составляет 24% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности  не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального  функционирования, развития ребенка  в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий  процент испытуемых, 46% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения  с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Однако, процент  школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20% (10человек), на повышенном уровне – 34% (17 человек) (см. Рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что  эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно  окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 58% испытуемых (29 человек) присутствует страх самовыражения (см. Рис.1, шкала 4, высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя "центром вселенной". Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на "суд" окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от окружающих.

Несколько повышен  уровень страха самовыражения 26% испытуемых, что составляет 13 школьников (см. Рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь  на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения  присутствует лишь в определенных ситуациях  или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен  не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими  эмоциями.

16% (8 человек) школьников  данной группы испытуемых не  имеют психологических и эмоциональных  трудностей в самопредъявлении и самораскрытии (см. Рис. 1, шкала 4, нормальный уровень). Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается  еще и страх не соответствовать  ожиданиям окружающих (см. Рис.1, шкала 6, высокий уровень), который выявлен  у 60% школьников (30 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" и "правильно" они  будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое  противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них  и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а  также положение среди сверстников, что для ребенка является очень  болезненным. Исходя из этого, можно  предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.

У 24% испытуемых (12 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует  о том, что желание социального  одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим  мотивом. То есть, школьники в некоторой  степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

16% испытуемых данной  выборки (8 человек) не испытывают  страха не соответствовать ожиданиям  окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, нормальный  уровень). Для этих детей наиболее  значима собственная оценка происходящего,  ориентация на собственные ценности  и идеалы.

Сравнительно небольшой  процент школьников, 30% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности  в достижении успеха на высоком уровне (см. Рис.1, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в  ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный  психический фон, который не позволяет  им развивать свои потребности в  успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное  отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют  школьника на неудачу, а успехи его  воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в  свои силы и способности. Возможно так  же и то, что фрустрация потребности  достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.

Более высокий процент  испытуемых, а именно, 50% (25 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (см. Рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для  них факторы, которые мешают в  достижении успеха. Однако, влияние  этих факторов не столь сильно, и  при некоторых усилиях со стороны  школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 10 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение  о том, что ситуация школьного  обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

60% (30 школьников) испытывают  сильный, и 30% (15 школьников) –  менее сильный страх в ситуации  проверки знаний (см. Рис. 1, шкала  5, высокий и повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется  тем, что, по мнению этих  учеников, учителя предъявляют к  ним завышенные требования, вследствие  чего, могут негативно оценить  их, а негативные оценки, как говорилось  выше, крайне болезненны для подростков  и представляют угрозу их положению  среди сверстников, самооценке. Возможно  и то, что эти школьники настолько  неуверенны в себе, собственных  знаниях и силах, что само  ожидание проверки знаний тревожит  их, а общение с учителем приносит  только негативные эмоции.

Так же, 10% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).

Стоит заметить и  тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих  страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько  оценка учителя, как взрослого.

У 50% испытуемых (25 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых (17 школьников) (см. Рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).

16% испытуемых (8 человек)  не испытывают проблем и страхов  в отношениях с учителями (см. Рис. 1, шкала 8, нормальный уровень).

Эти данные соответствуют  данным уровня общей тревожности  в школе (см. Рис. 1, шкала 1), что может  объясняться следующим: оценка со стороны  учителей и родителей для детей  данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая  тревожность в школе обусловлена  переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число  школьников (8 человек, 16%) имеют высокую  тревожность вследствие низкой физиологической  сопротивляемости стрессу (см. Рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении  этих школьников наблюдается сниженная  приспособляемость к ситуациям  стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям.

62% испытуемых, 31 школьник  имеют нормальную физиологическую  сопротивляемость стрессу (см. Рис.1, шкала 7, нормальный уровень), что  свидетельствует о том, что  возможные предпосылки для возникновения  тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок трудности  межличностных  отношений

Рис. 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

1. Общая тревожность  в школе.

2. Переживание социального  стресса.

3. Фрустрация потребности  достижения успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации  проверки знаний.

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и  страхи в отношениях с учителями.

Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими  результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности  вызван:

1. Плохой подготовкой  к урокам;

2.Боязнью выразить  свои возможности, так как дети  считают, что они будут оценены  ниже, чем их сверстники, которые  показывают высокий уровень знаний  и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением  со стороны учителя высоких  требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями  родителей;

7. Недостаточным  вниманием и поддержкой родителей;

8. Не замечание  учителем и родителями успехов  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неблагополучие  адаптации ребенка к школе  проявляется, прежде всего, в высокой  тревожности.

Школьная тревожность  является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст  называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность  влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности  является семья, то для подростков и  старшеклассников такая роль значительно  уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы.

 В психологии  существует понятие "внутренняя  позиция", под которой подразумевается  совокупность всех отношений  ребенка к действительности, сложившаяся  в определенную систему.

Мы считаем, чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д.

Так, детям с высокой  оценкой тревожности следует  формировать чувство уверенности  и успеха. Им необходимо смещать  акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева И.Н.  Личностная тревожность как проблема  психического здоровья подростка  (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие:Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.

Информация о работе Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста