Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;
Введение
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии.
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности.
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".
Результаты нашего исследования среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в таблице 1 и рис.1.
Таблица 1
Результаты школьной тревожности по методике Филипса
Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 20 подростков (см. Рис.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% испытуемых.
Несколько повышена общая тревожность в школе у 36% испытуемых (18 человек) (см. Рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.
Нормальный уровень
тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала
1, нормальный уровень) имеют лишь 12
школьников, что составляет 24% испытуемых.
Школа и школьные требования, трудности
не являются для этих ребят травмирующими,
что создает условия для
Достаточно высокий процент испытуемых, 46% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20% (10человек), на повышенном уровне – 34% (17 человек) (см. Рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
У 58% испытуемых (29 человек)
присутствует страх самовыражения
(см. Рис.1, шкала 4, высокий уровень).
Этот факт свидетельствует о том,
что большинство детей
Несколько повышен уровень страха самовыражения 26% испытуемых, что составляет 13 школьников (см. Рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.
16% (8 человек) школьников
данной группы испытуемых не
имеют психологических и
Кроме того, сюда примешивается
еще и страх не соответствовать
ожиданиям окружающих (см. Рис.1, шкала
6, высокий уровень), который выявлен
у 60% школьников (30 респондентов). То есть,
дети боятся раскрыться еще и потому,
что тревожатся о том, насколько
"нормально" и "правильно" они
будут выглядеть в глазах окружающих.
Здесь наблюдается некоторое
противоречие – с одной стороны,
школьников волнует мнение о них
и оценки окружающих, но с другой
они боятся этого, так как, в результате
может пострадать их самооценка, а
также положение среди
У 24% испытуемых (12 человек)
несколько повышен уровень
16% испытуемых данной
выборки (8 человек) не испытывают
страха не соответствовать
Сравнительно небольшой
процент школьников, 30% – 15 человек,
испытывают фрустрацию потребности
в достижении успеха на высоком уровне
(см. Рис.1, шкала 3, высокий уровень).
Это говорит о том, что в
ситуации школьного обучения в их
поведении наблюдается
Более высокий процент испытуемых, а именно, 50% (25 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (см. Рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 10 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
60% (30 школьников) испытывают
сильный, и 30% (15 школьников) –
менее сильный страх в
Так же, 10% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).
Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.
У 50% испытуемых (25 школьников)
сильное эмоциональное
16% испытуемых (8 человек)
не испытывают проблем и
Эти данные соответствуют
данным уровня общей тревожности
в школе (см. Рис. 1, шкала 1), что может
объясняться следующим: оценка со стороны
учителей и родителей для детей
данной выборки является более значимой,
чем оценка ровесников. То есть, общая
тревожность в школе
Небольшое число школьников (8 человек, 16%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (см. Рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям.
62% испытуемых, 31 школьник
имеют нормальную
Рис. 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
1. Общая тревожность в школе.
2. Переживание социального стресса.
3. Фрустрация потребности достижения успеха.
4. Страх самовыражения.
5. Страх ситуации проверки знаний.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8. Проблемы и
страхи в отношениях с
Гипотеза нашего
исследования полностью нашла свое
подтверждение. Пользуясь этими
результатами, а также на основе
индивидуальных бесед, сделаны выводы,
что высокий уровень
1. Плохой подготовкой к урокам;
2.Боязнью выразить
свои возможности, так как
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным
вниманием и поддержкой
8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.
Заключение
Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.
Школьная тревожность
является одной из типичных проблем,
с которыми сталкивается школьный психолог.
Особое значение имеет исследование
изменений, происходящих в подростковом
возрасте, поскольку этот возраст
называют временем рождения личности.
В младшем подростковом возрасте
ребенок является еще типичным школьником,
и в связи с этим, школьная тревожность
влияет на развитие личности ребенка,
может стать устойчивым свойством,
чертой личности и темперамента. Если
для дошкольников и младших школьников
основными источниками
В психологии
существует понятие "
Мы считаем, чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д.
Так, детям с высокой
оценкой тревожности следует
формировать чувство
Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Список использованной литературы
1. Андреева И.Н.
Личностная тревожность как
Информация о работе Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста