Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 772.50 Кб (Скачать)

Во время  занятий наиболее целесообразно использовать следующие формы:

  • Групповую дискуссию;
  • Ролевые игры;
  • Мозговой штурм;
  • Наглядные методы обучения.

Групповая дискуссия позволяет участникам выразить свое мнение. За счет этого идет расширение опыта по заданной теме. В процессе любой дискуссии идет переоценка не только знаний, но и поведения, формируются новые ценности. Важно помнить, что количество участников должно варьироваться от 8 до 12 человек.

Ролевые игры - воспроизведение жизненных ситуаций по тематике занятия. Ролевые игры помогают преодолеть психологические барьеры. Также во время ролевых игр происходит выработка и апробация новых навыков поведения. При проведении ролевых игр следует помнить, что обсуждаются не игровые моменты, а чувства участников и трудности при попытке вести себя определенным образом.

Мозговой штурм - быстрое включение участников в работу.              Ведущий должен быть внимательным ко всем участникам. Идеи, высказанные в рамках «мозгового штурма», служат основой для формирования активной позиции участников по обсуждаемым вопросам.

В качестве наглядных методов обучения можно использовать кинофильмы, слайды, видеоролики, мультимедийные презентации, плакаты. Различные иллюстрации и видеоматериалы делают занятия более эффективными. Однако их демонстрация должна занимать небольшое количество времени и сопровождаться обсуждением.

Сегодня реализуется много  программ профилактики нарушения репродуктивного  здоровья. Основные цели этих программ заключаются в том, чтобы снизить  риск приобщения детей к рискованному сексуальному поведению и повысить уровень их социальной адаптации. Данные программы реализуются через различные формы и методы.

Таким образом, в настоящее время существует большое число методологических подходов профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков, которые имеют различную степень воздействия на подростков и могут быть не связаны между собой. Следствием из этого является задача интеграции существующих методологических подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента и его результатов

 

 

Сделанные нами выводы в теоретических главах показали, что вопросы сохранения и предупреждения нарушений  репродуктивного здоровья подростков являются актуальными на сегодняшний день. Для первичной профилактики нарушений репродуктивного здоровья подростков необходимо внедрение в работу педагогов системы вне учебных занятий по первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков.

Во время прохождения  преддипломной квалификационной практики на базе МОУ «Камышловская СОШ» Любинского района Омской области нами была проведена  исследовательская работа, состоящая  из трех этапов:

  1. Констатирующий этап – проведение анкетирования с целью выявления представлений по данной проблеме среди подростков, а также определения потребностей, касающихся получения информации о факторах, влияющих на репродуктивное здоровье и способах его сохранения.
  2. Созидательно – преобразующий – разработка и апробация комплекса занятий по первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков.
  3. Контрольный этап – проведение анкетирования с целью оценки эффективности комплекса занятий по первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков.

На базе МОУ  «Камышловская СОШ» Любинского района Омской области был проведен эксперимент с целью выявления представлений, касающихся репродуктивного здоровья подростков, а также факторах, нарушающих его.

В нашем эксперименте принимали участие ученики 8 класса, из них 9 девочек и 11 мальчиков. Возраст опрашиваемых – 13-15 лет. Мы исследовали знания, социальные установки и роль школы и родителей в вопросах, касающихся нарушения репродуктивного здоровья подростков. Для получения данных нами была проведена диагностика методом анкетирования. Для этого на основе сборника «Мы выбираем мир без наркотиков» под редакцией И.И. Тарадановой и О.Н. Моисеевой нами была составлена специальная анкета «Я и мое здоровье» (см. приложение 1).

 Часть  вопросов данной анкеты были направлены на выявление представлений о последствиях влияния вредных привычек на здоровье. Вторая часть вопросов была направлена на выявления представлений о влиянии молодежной моды на здоровье. Третья часть вопросов выявляла представления о последствиях рискованного поведения для здоровья. Анкета также содержала вопросы, позволяющие сделать выводы об участии родителей и педагогов в половом воспитании учащихся.

Ответы учащихся заносились в соответствующую таблицу (см. приложение 2).

При обработке данных анкеты были получены следующие результаты: ребята имеют плохие представления о последствиях влияния вредных факторов на здоровье, поскольку только у одного учащегося (5%) выявлен высокий уровень представлений о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье. И только двое учащихся (10%) имеют средний уровень представлений по данной проблеме. У остальных учащихся (85%) выявлен низкий уровень представлений по данной проблеме (см. приложение 3).

Анализ ответов  школьников показал следующие результаты.

На вопрос о  том, какой орган больше всего  страдает из-за употребления алкоголя, 20% учащихся ответили, что это «поджелудочная железа», 25% учащихся считают, что это «сердце», 20% остановили свой выбор на «бронхах» и только 35% учащихся указали, что это «печень».

О влиянии употребления алкоголя на функционирование моче – половой системы знают лишь 15% учащихся. Из 20 опрошенных 30% считают, что употребление только большого количества алкоголя влияет на половые органы, 25% считают влияние алкоголя незначительным, а 30% учащихся считают, что употребление алкоголя не влияет на половые органы.

На вопрос о  воздействии безалкогольного пива на организм 45% опрошенных считают, что от него «нет никакого вреда»; 25% считают «негативным воздействие безалкогольного пива, если его выпито большое количество»; 15% учащихся «не знают» о воздействии безалкогольного пива на организм. И только 15% респондентов уверены в негативном воздействии безалкогольного пива на организм.

О том, что курение  может привести к раку легких, знают лишь 20% опрошенных; 45% считают, что это возможно, если курить только крепкие сигареты; 10% учащихся считают возникновение рака легких независимым от курения; 10% не знают о возможности возникновения рака легких из-за курения.

На вопрос о  том, можно ли стать наркоманом после  приема первой дозы наркотика, 60% детей ответили отрицательно; 35% считают это возможным только в том случае, если наркотик сильнодействующий; 5% опрошенных не знают ответа на поставленный вопрос. Таким образом, никто из детей не дал верного ответа на поставленный вопрос.

Неизлечимой болезнью в современном мире опрошенные считают  СПИД, так ответили 70% учащихся; 15% считают, что это герпес, 10% опрошенных считают неизлечимой болезнью хламидиоз, и 5% респондентов вообще не знают ответа на поставленный вопрос.

Из 20 учащихся 35% считают, что в выборе одежды нужно руководствоваться модными  тенденциями; 45% считают, что нужно носить удобную одежду; 15% считают приемлемым носить модную и удобную одежду. И только 5% уверены, что одеваться следует по погоде.

О том, что по мнению врачей половую жизнь можно начинать в 18-22 года знают только 5% респондентов; 50% читают допустимым начало половой жизни в 16-18 лет; 30% респондентов остановились на возрасте 13-15 лет; а 15% детей не знают ответа на поставленный вопрос.

На вопрос о  том, может ли аборт повредить  здоровью девушки, лишь 20% учащихся ответили утвердительно; 5% считают, что аборт может привести к снижению иммунитета; 25% уверены, что аборт не вредит здоровью; 50% учащихся читают, что аборт не вредит здоровью девушки, если его делают опытные врачи.

О том, что такое  репродуктивное здоровье 20% опрошенных знают, но не могут правильно сформулировать ответ; 30% опрошенных лишь могут предположить, о чем идет речь. Не имеют никакого представления о репродуктивном здоровье 50% учащихся.  Из этого следует, что у ребят не сформировано понятие «репродуктивное здоровье».  

Кроме того, из результатов анкеты мы выяснили отношение детей  к своему здоровью и степень участия родителей и школы в его сохранении. Например, из 20 учащихся только 10 считают, что ответственность за здоровье лежит на них самих, а все остальные указывают на родителей и медицинских работников. Только 15% детей общаются дома с родителями по вопросам полового созревания.  В школе данная тема затрагивалась только в рамках уроков биологии и не одно внеклассное занятие не было посвящено проблеме репродуктивного здоровья (см. приложение 4).

Таким образом, полученные результаты подтверждают актуальность нашего эксперимента и делают возможным реализацию комплекса внеклассных воспитательных занятий по первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков на созидательно-преобразующем этапе эксперимента.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

3.2 Описание созидательно-преобразующего этапа эксперимента

 

 

На созидательно-преобразующем  этапе педагогического эксперимента мы апробировали  разработанный нами комплекс из десяти внеклассных воспитательных занятий:

1. Беседа «Репродуктивное здоровье - что это?»

Цель: раскрыть понятие «репродуктивное здоровье» и влияющих на него факторов.

Описание: на первом этапе работы мы познакомились с классом. Далее мы совместно с подростками дали определение термину «репродуктивное здоровье», при этом они могли высказать свои предположения по поставленному вопросу. Затем мы рассмотрели составляющие репродуктивного здоровья и факторы, которые на него влияют, а также развитие здравоохранения в нашем государстве.

В начале нашей беседы подростки были не слишком активны, так как не понимали, о чем пойдет речь. Но к концу занятия они уже более уверенно высказывали сое мнение по данному вопросу. В конце беседы мы совместно составили план дальнейших занятий и список интересующих их тем по данному вопросу.

  1. Интеллектуальное казино «Жидкий яд»

Цель: выявить  знания учащихся о вреде алкоголя на здоровье.

Описание: сначала ребята растерялись, так как казино было для них новой формой занятия. Но после оглашения правил, они почувствовали себя свободнее, стали совещаться в командах, сообща определять на какой вопрос ставить фанты, дополняли друг друга, спорили. На некоторые вопросы дети не знали ответов. Ведущий отвечал сам, тем самым давая ребятам возможность узнать что-то новое. Подростки были удивлены тем, что раньше спирт продавался исключительно в аптеках и в качестве яда. Ребятам очень понравилась наше казино. В конце мы подвели итоги игры и наградили победителей.

3. Беседа  «Мы в ответе за будущее»

Цель: способствовать формированию ценностного отношения к репродуктивному здоровью.

Описание: данная беседа направлена на препятствие употреблению наркотических веществ. Мы показали ребятам, к чему может привести употребление наркотических веществ в будущем и как это может сказаться на потомстве. Ребята были активны, задавали интересующие их вопросы. Большая часть таких вопросов была направлена на уточнение информации о влияние алкоголя и курения на организм человека. Школьники делились своим мнением по данному вопросу, обсуждали иллюстрации. В конце занятия учащиеся попросили дать более подробную информацию о вреде курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Исходя из данной просьбы, мы решили остановиться на данных вопросах подробнее.

4. Театрализованное представление «Не отнимай у себя завтра»

Цель: рассказать о последствиях употребления наркотиков.

Описание: для  данного спектакля некоторым  ребятам заранее были розданы  роли. Они с большим желанием приступили к репетиции. Ребятам понравилось данное занятие – события перекликались с жизненными ситуациями. После спектакля на обсуждении они задавали нам массу вопросов о вреде наркомании, о СПИДе, о наркотических веществах.

Информация о работе Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков