Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55
Ответственная реализация прав человека предполагает, что все люди уважают права друг друга.
Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы. Оно также включает в себя и сексуальное здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных отношений, а не только лишь консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым путем. Неотъемлемой частью заботы о репродуктивном здоровье является профилактика.
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней [27].
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: чтобы сохранить и преумножить репродуктивное здоровье молодежи, и в частности подростков, нужно не только разработать систему мероприятий по профилактике его нарушений, но и реализовать ее в жизни. Таким образом, мы сможем вооружить подрастающее поколение необходимыми знаниями о сохранении и преумножении репродуктивного здоровья.
В психологической литературе существуют различные подходы к определению возрастных границ подросткового возраста. В различных источниках можно увидеть, что возрастные границы подросткового возраста определяются по-разному. Анализируя различную литературу, мы посчитали наиболее целесообразным остановиться на возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Он определяет границы подросткового возраста от 10-11 до 13-14 лет [20].
Одна из существенных особенностей подросткового возраста - бурное физическое развитие и половое созревание.
В возрасте примерно 12- 13 лет перестает функционировать зобовая железа. Это приводит к усилению работы гипофиза. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной сиcтемы (возбуждение преобладает над торможением). Поэтому в этом возрасте мы наблюдаем повышенную раздражимость, вспыльчивость, обидчивость, неадекватную реакцию на критику, апатию или беспричинную агрессию. Их поведение приобретает аффективный характер.
Подростки прибавляют в росте, однако прирост мышечной массы отстает от роста костей. Подростки выглядят худыми, сутулыми, неуклюжими. При этом некоторые из них испытывают мышечную боль, что также приводит к раздражительности.
Подростки часто
жалуются на боли в области сердца.
Это происходит из-за того, что наблюдается
дисбаланс в развитии кровеносной
системы. Сердце растет быстрее, чем
увеличивается просвет
В связи с усиленной работой гипофиза у подростков появляются вторичные половые признаки, усиленное потоотделение, появляются подростковые прыщи.
Физиологическая перестройка всего организма в подростковом возрасте отражается в некоторых психологических особенностях. Поэтому естественно и нормально в этом возрасте будет появление полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, эмоций и желаний.
Педагогическая практика считает подростковый возраст трудным. Физические изменения - лишь часть процесса взросления. Одновременно с ними подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко не полный перечень того, что подросток испытывает в этот период жизни [14].
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию. В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими он обретает чувство личности. У школьника существенно меняется его общественная позиция и положение в коллективе. В связи с этим к нему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны учителей, родственников, со стороны общества и коллектива, в котором он находится [19].
Большую часть своего времени подросток проводит в школе. Однако он ходит туда уже не ради учебы и интереса, как он делал это в начальной школе, а ради возможности общения не только с представителями своего пола, но и с противоположным. Следствием этого является падение успеваемости и плохая дисциплина на уроках. В этом возрасте ребенок предъявляет большие требования к педагогу, но его больше интересует не качество преподавания, а личность педагога.
Подростки объединяются в группки. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что подталкивает его группа. Поэтому если в группу вошли в моду вредные привычки или определенный стиль одежды, то подросток принимает условия группы из-за боязни быть отвергнутым. Он совсем не задумывается о том, чем это может обернуться в будущем. Очень часто подростки стремятся быть похожими на своего кумира. Они перенимают его привычки, стараясь подражать ему во всем: одеваются как он, перенимают поведение. И опять не думают о себе.
В то же время подростки оценивают мир и устанавливают свое к нему отношение. Они входят в мир житейских отношений, сталкиваются с людьми по линии принципов, которые они теоретически усвоили и с которыми подходят к оценке поведения людей и общественных явлений прямолинейно и бескомпромиссно. Подростки - критики во всем, всякая фальшь их возмущает и разочаровывает.
В период полового
созревания появляется чувство сексуальности.
Сексуальность — это
Поэтому очень важно в этом возрасте работать со всей группой. А еще необходимо учитывать, что они стремятся встать рядом со взрослыми, ничем не отличаясь от них. Но они еще не готовы выполнять все те требования, которые присущи миру взрослых. И вместе с тем подросток хочет, чтобы признали его индивидуальность, неповторимость, оригинальность, самобытность - его право чем- то выделиться. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.
Таким образом, опыт показывает, что при учете своеобразия соматического и духовного развития подростка трудности, связанные с этим возрастом, не являются тормозом для всестороннего формирования его личности. Напротив, опытные педагоги утверждают, что этот возраст является самым плодотворным. Главнейшим условием работы с подростком является пристальное внимание к индивидуальному развитию, возникновению новых потребностей.
Вокруг нас достаточно факторов, предметов и явлений, которые при взаимодействии с нашим организмом, негативно влияют на здоровье. В различных источниках мы можем найти информацию и об ухудшении экологии, и о наркомании, о и курении, и об алкоголизме. Не обошли средства массовой информации и моду.
Чтобы выявить факторы, влияющие на сохранение или нарушение репродуктивного здоровья подростков, мы проанализировали различную литературу и выявили следующие факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков:
Чтобы подробнее узнать о том, каким образом эти факторы влияют на репродуктивное здоровье подростков, мы рассмотрим каждый из них в отдельности.
1.Наследственность - присущее всем организмам свойство сохранять и передавать потомству характерные для них признаки, особенности строения, функционирования и индивидуального развития. Однако, передаются не только какие-либо определенные признаки, но и различные заболевания. К сожалению, педагогическая профилактика не в силах предотвратить проявление наследственных заболеваний. Этим вопросом занимается медицина [27].
2.Современная экология оказывает губительное воздействие на весь организм человека. Различные вредные вещества, выбрасываемые в окружающую среду, поступают в наш организм и оседают в нем. Это все сказывается на потомстве: ведь все больше и больше детей с самого рождения имеют серьезные заболевания. Виноваты в этом взрослые, которые вовремя не уследили за своим здоровьем. Употребляя воду, мы даже не задумываемся о том, сколько же вредных химических веществ там содержится. Эти вещества потом накапливаются в нашем организме, вызывая в последствие различные заболевания и внутриутробные мутации плода. Радиоактивные вещества отрицательно влияют на потенцию и способность к деторождению. Особенно это влияние заметно на детях и подростков, организм которых еще не развит и не способен противостоять мощному натиску внешней среды и научно- технического прогресса. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: хочешь сберечь свое здоровье - береги планету.
3. Образ жизни. В контексте проблемы репродуктивного здоровья следует говорить о следующих составляющих образа жизни:
- Вредные привычки;
- Одежда (молодежная мода);
- Рискованное поведение.
Среди вредных привычек следует выделить те, которые наиболее часто наблюдаются в подростковом возрасте:
Курение. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: мочевыделительная, пищеварительная и кровеносная системы, половые железы. Подросткам в этом возрасте нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками: физическими, психическими и умственными. Курение же замедляет физическое и психическое развитие подростков. Оно в первую очередь сказывается на нервной и сердечно - сосудистой системе. Люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Курение затрудняет доступ кислорода к органам, которые из-за этого работают «на износ». Отсюда и преждевременное старение организма, неуспеваемость в учебе, невозможность выносить ребенка или даже зачать его. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к эпилепсии.
Наркомания - тяжелая и трудноизлечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических веществ, основным признаком которой является пристрастие к какому-либо химическому веществу, вызывающее измененное восприятие реальности [28].
В первую очередь наркомания угнетает психику, разрушая клетки головного мозга и нервную систему. При употреблении наркотиков снижается интерес к учебе, возникают резкие смены настроения, появляются агрессивность, озлобленность.
Под воздействием наркотических веществ организм не может работать нормально. Детский и подростковый организмы наиболее сильно подвержены наркотической зависимости. Начиная употреблять наркотики в подростковом возрасте редко (менее 15% ) доживают до 30-40 лет. Дети родителей - наркоманов имеют серьезные осложнения со здоровьем, часто наблюдаются мертворождения или выкидыши. Так что если не вооружить подростков достаточным количеством нужной информации, не предупредить вовремя, то может случиться большая беда, которая грозит всему населению нашей планеты.
Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, связанная с употреблением алкоголя. Мы не зря говорим об алкоголизме, так как в подростковой среде уже давно появился термин «пивной алкоголизм». Употребляя алкоголь, подростки не задумываются о том, какой вред они себе наносят. А ведь именно потому, что организм растет, возникает наиболее сильная алкогольная зависимость. Для еще пока детского организма каждая капля алкоголя губительна. Последствия потребления алкоголя ужасны! Во-первых, из-за употребления алкоголя снижается успеваемость, мышление. Во- вторых, разрушаются клетки печени, ослабляется иммунитет, поражаются нервные и половые системы. У девушек ослабляются мышцы матки. Следствием этого может быть неспособность выносить ребенка в более зрелом возрасте. У юношей алкоголь очень сильно влияет на потенцию. Отсюда так много молодых людей, которые имеют проблемы с мочеполовой системой.
Одежда. В подростковом возрасте одну из главных ролей играет внешний вид. Ведь то, что мы носим, говорит о нас многое. Но в бурный период подросткового развития дети зачастую утрируют моду, чтобы привлечь к себе внимание. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность в саморекламе, которая проявляется в открытой вызывающей форме. Примером этого являются какие-либо социальные движения, микрокультуры (хиппи, панки, готы, эмо и т.д.), а также демонстративное поведение (тату, пирсинг, скарификация). Таким образом, подростки решают проблему повышения своего социального статуса. Сейчас на подростках мы видим одежду, которая зачастую не соответствует погоде и сезону. Последствия ношения одежды не по сезону могут губительно сказаться на организме. Это может привести к воспалениям мочеполовой системы, нарушениям функционирования молочных желез и к бесплодию. Ношение тесной обуви и одежды может привести к деформации костей.