Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 772.50 Кб (Скачать)

5. Классный час «Суд над сигаретой»

Цель: рассказать о влиянии курения на организм.

Описание: для данного занятия заранее были розданы роли. Все учащиеся имели право высказать свое мнение по данной проблеме. Актеры отлично сыграли свои роли. После суда ребята задавали вопросы о влиянии курения на организм, о кодировании от курения, о влиянии курения на потомство. Ребята сказали, что узнали много нового о возникновении табачной зависимости и о ее влиянии на организм.

6. Диспут «Можно или нет?»

Цель: рассказать о последствиях ранней половой жизни.

Описание: вместе с детьми мы стараемся найти ответ на вопрос о том, во сколько лет безопаснее всего начинать половую жизнь. Подростки высказывают свое мнение, оспаривают выдвинутые точки зрения, с интересом рассматривают иллюстрации. Также были использованы элементы игры «Молекула». Ребятам очень понравилось данное занятие – материал очень их заинтересовал. Некоторые ребята высказали пожелания пообщаться по данному вопросу индивидуально.

7. Классный  час  «СПИД не спит»

Цель: рассказать о возникновении СПИДа и его  влиянии на организм.

Описание: данный классный час включал в себя такие формы, как викторина, беседа, ролевая игра. На этом занятии мы с детьми обсуждали причины заболевания СПИДом, возможности его лечения. Ребята отвечали на вопросы ведущего, внимательно выслушивали правильные ответы, активно участвовали в обсуждении поставленных вопросов. У каждого учащегося была возможность поделиться своими впечатлениями. Занятие пошло ребятам на пользу – они узнали много нового о профилактике СПИДа и ВИЧ.

8. Диспут «Следуя за модой, себя не изуродуй»

Цель: рассказать о влиянии молодежной моды на здоровье.

Описание: это  занятие было посвящено влиянию  молодежной моды на организм. Подростки увлеченно слушали новую для них информацию, высказывали свое мнение по данному вопросу. Некоторые ребята пытались оспорить мнение о безвредности молодежной моды, однако после демонстрации слайдов и иллюстраций их попытки выступить в защиту многих молодежных модных тенденций угасли. Приятно было видеть и слышать от классного руководителя, что после занятий девочки стали одеваться теплее – на них реже можно было видеть топы, открывающие талию и поясницу, и тонкие колготы зимой. Юноши перестали ходить в летних кроссовках зимой и сменили их на более теплую обувь.

9. «Здоровая мода»

Цель: закрепить  знания детей о влиянии молодежной моды на здоровье.

Описание: на данном занятии был роздан набор материала, из которого каждая команда должна была сделать наряд, соответствующий  зимнему сезону, учитывающий недостатки современной моды. В набор входили  газеты, скотч, ножницы, целлофан, фольга, пластиковые бутыли, мишура, поролон. Ребятам было очень интересно и увлекательно создавать свою коллекцию, а затем представлять ее перед всем классом. Они могли проявить свое творчество и фантазию. Показ коллекций одежды прошел просто великолепно. Школьники были в восторге и благодарили организаторов.

10. Деловая  игра «Репродуктивное здоровье  и факторы риска»

Цель: систематизировать  и обобщить знания и представления детей о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье.

Описание: данное занятие является итоговым. Среди ребят была проведена игра «Репродуктивное здоровье и факторы риска», где «факторы» и «представители ЗОЖа» стремились перетянуть на свою сторону «сомневающихся». В конце занятия мы обсудили игру, назвали причины, по которым следует вести здоровый образ жизни, и подвели общий итог всех занятий. Каждый ребенок мог высказать свое мнение и дать оценку комплексу занятий, а также назвать достоинства и недостатки. Всем данные занятия понравились, и дети высказали сожаление о том, что эта деловая игра была последней.

Данный комплекс занятий соответствовал интересам  и потребностям детей, а также учитывал особенности ученического коллектива. Они с удовольствием посещали каждое занятие. Практически вся представленная информация была для них новой. Также полученные знания и представления в некоторой степени повлияли на поведенческие установки учащихся: ребята стали одеваться по погоде, девочки практически перестали носить джинсы с заниженной талией и топы, открывающие поясницу, а мальчики перестали носить кроссовки зимой. Один из ребят убрал пирсинг из брови и «туннель» из уха. Педагоги отметили положительные тенденции в поведении подростков относительно здорового образа жизни.

 

 

3.3 Описание контрольного этапа эксперимента

 

 

На контрольном  этапе эксперимента мы провели повторное анкетирование с целью выявления эффективности разработанного нами комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков. Ответы школьников заносились в соответствующую таблицу (см. приложение 5).

При обработке данных анкеты и сравнения их с результатом констатирующего эксперимента мы выявили следующее: уровень представлений по данной проблеме увеличился. На контрольном этапе высокий уровень представлений имеют трое учащихся (15%), средний – 16 учащихся (80%), и только у одного учащегося по-прежнему можно увидеть низкий уровень представлений по данной проблеме (см. приложение 6).

Проанализировав ответы учащихся и сравнив их с  результатами, полученными на первом этапе педагогического эксперимента, мы можем констатировать положительную динамику в представлениях по вопросам репродуктивного здоровья (см. приложение 7).

На контрольном  этапе на вопрос о том, какой орган  больше всего страдает из-за употребления алкоголя, 10% учащихся ответили, что это поджелудочная железа; 15% учащихся считают, что это сердце; и уже 75% респондентов указали, что это печень. Таким образом, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос увеличилось на 40%.

О влиянии употребления алкоголя на функционирование моче – половой системы теперь знают уже 50% учащихся. 35% опрашиваемых считают, что только употребление алкоголя в больших количествах влияет на половые органы, 15% считают влияние алкоголя незначительным. Исходя из этого, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 35%.

На вопрос о  воздействии безалкогольного пива на организм 15% опрошенных считают, что  от него нет никакого вреда. 10% считают  его воздействие возможным, если выпито большое количество. 5% не знают  о воздействии безалкогольного пива на организм. Теперь 70% уверены в негативном воздействии безалкогольного пива на организм. Таким образом, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 55%.

О том, что курение  может привести к раку легких, знают  лишь 60% опрошенных. 30% считают, что это возможно, если курить только крепкие сигареты. 10% считают возникновение рака легких независимым от курения.

На вопрос о  том, можно ли стать наркоманом после  приема первой дозы наркотика, 10% детей  ответили отрицательно. 10% считают это возможным только в том случае, если наркотик сильнодействующий. 5% опрошенных не знают ответа на поставленный вопрос. Теперь 75% дают утвердительный ответ на поставленный вопрос. Исходя из этого, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 55%.

Неизлечимой болезнью в современном мире опрошенные считают  СПИД, так ответили 95%. 5% считают, что это хламидиоз. Таким образом, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 25%.

10% считают, что в выборе одежды нужно руководствоваться модными  тенденциями. 20% считают, что нужно носить удобную одежду. 20% считают приемлемым носить модную и удобную одежду. Теперь 50% уверены, что одеваться следует по погоде. Исходя из этого, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 45 %.

О том, что, по мнению врачей, половую жизнь можно начинать в 18-22 года знают только 80% респондентов. 15% читают допустимым начало половой жизни в 16-18 лет, 5% остановились на возрасте 13-15 лет. Таким образом, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 75%.

На вопрос о  том, может ли аборт повредить  здоровью девушки, уже 85% ответили утвердительно. 5% учащихся читают, что аборт не вредит здоровью девушки, если его делают опытные врачи. Исходя из этого, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 65 %.

О том, что такое репродуктивное здоровье, теперь знают и могут объяснить 30% учащихся. Знают, но не могут правильно сформулировать ответ 50%; 15% опрошенных лишь могут предположить, о чем идет речь. Не имеют никакого представления о репродуктивном здоровье 5% учащихся. Таким образом, количество детей, правильно ответивших на данный вопрос, увеличилось на 30%.

Сравнение результатов первого  и третьего этапов педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанного нами комплекса внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков (см. приложение 8). Позитивная динамика изменения представлений школьников о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье подростков, составила 48,5%.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данный эксперимент  подтвердил актуальность обозначенной темы. Профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья подростков должна стать одним из ведущих направлений работы педагогов, психологов, педагогов - организаторов, социальных педагогов.

В рамках темы в  первой главе нашего исследования мы рассмотрели такие понятия, как здоровье, репродуктивность, профилактика, репродуктивное здоровье. Далее мы изучили физиологические и психологические  особенности подросткового возраста. Данный возраст характеризуется усилением функционирования желез внутренней секреции и появлением вторичных половых признаков. Поэтому естественно и нормально в этом возрасте будет появление полового влечения  и соответствующих мыслей, чувств, эмоций и желаний.

Затем, проанализировав  различную литературу, мы выявили  три фактора, негативно влияющих на репродуктивное здоровье подростков: наследственность, экология и образ жизни.

Более подробно мы изучили третий фактор, так как  его негативное влияние больше всего  подвержено изменению. Он включает в  себя: вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм), молодежную моду и рискованное поведение.

Во второй главе  мы рассмотрели сущность первичной профилактики и особенности деятельности классного руководителя по ее осуществлению.

Сущность первичной  профилактики заключается в вооружении знаниями, которые способствуют формированию у подростков таких убеждений, которые бы исключали возможность рискованного поведения и предупреждали возникновение различных заболеваний.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении подростков, включая, прежде всего, меры просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, привычки - словом все то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека.

Кроме того, мы выяснили, что первичную профилактику может проводить не только медицинский работник, но и педагог. Педагогическая профилактика - одно из звеньев первичной профилактики. Педагогическая профилактика включает в себя процессы обучения и воспитания детей и снижение риска нарушения репродуктивного здоровья подростков. Данную работу в рамках школы осуществляют педагоги и классные руководители.

Кроме того, во второй главе мы изучили существующие формы профилактической работы с  подростками и определили те, которые  наилучшим образом подходят для осуществления первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья.

Третья глава  нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной  работе, которая проходила в три этапа. На первом этапе нами было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты: у школьников не сформировано понятие «репродуктивное здоровье», только у 5% опрошенных выявлен высокий уровень представлений о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье.

С целью первичной  профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков нами был разработан и апробирован комплекс из десяти внеклассных воспитательных занятий, а затем на контрольном этапе педагогического эксперимента проведена повторная диагностика методом анкетирования.

Сравнение результатов  диагностики на констатирующем и  контрольном этапах педагогического  эксперимента показывает, что уровень представлений о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, повысился. В целом по группе количество учеников с высоким уровнем представлений по данной проблеме увеличилось на 10%.

Информация о работе Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков