Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55
Педагоги и врачи бьют тревогу - увеличилось количество пропусков занятий в связи с различными воспалениями. Чтобы хоть как-то сократить их, в школах в настоящее время вводится определенная форма одежды. Но после школы дети одевают то, что им нравится. Поэтому очень важно привить им желание носить такие вещи, которые не приносили бы вреда здоровью, объясняя при этом слова А. Л. Барто «следуя за модой, себя не изуродуй».
Рискованное поведение — этим понятием можно охватить довольно широкий спектр наших действий, включая самые привычные, которые мы повторяем каждый день. Риск в нашей жизни присутствует всегда. Даже когда мы дышим, есть риск заболеть гриппом. Но это непредсказуемый риск, иногда неизбежный. Задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы предотвратить тот риск, которые люди создают сами своими поступками и поведением. Поэтому в профилактике используется такой термин, как поведение высокой степени риска.
Под этим термином подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Почему именно «высокой степени риска» — потому, что даже переходя через улицу мы рискуем. Именно степень риска и умение определить его уровень позволяет человеку балансировать и принимать правильные решения. Так что если человек идет по дороге на красный свет с мыслью: «Проскочу» стараясь выиграть 1 секунду — это высокая степень риска. И попытка убедить его не бежать на «красный», а спокойно идти на «зеленый» — наша задача. А бежать можно и после перехода дороги, тем самым ускорив свое движение. А еще лучше выйти пораньше. 1 секунда стоит жизни. Но наша работа будет сделана не тогда, когда человек скажет «Вы правы», а тогда, когда загорится «красный» и он остановится и дождется «зеленого».
Задача профилактики
поведения высокой степени
Существует множество теорий, объясняющих происхождение поведения людей и пытающихся ответить на вопросы: чем определяется поведение человека, какие факторы оказывают влияние на формирование навыков действий в различных ситуациях, можно ли изменять модели поведения, как сформировать навыки безопасного поведения и предотвратить поведение высокой степени риска среди подростков и молодежи? В итоге, все ученые пришли к выводу: на человека оказывают значительное влияние как внутренние, так и внешние факторы. Их мнения разошлись только в том, какие из этих факторов имеют преобладающее значение. Одни ученые считали главными в формировании поведения внешние факторы, окружающую среду (место рождения, воспитание в семье, круг общения, образование), а другие — внутренние факторы: темперамент, характер, способности, интересы человека.
На одном полюсе находятся теории, утверждающие, что почти все навыки поведения являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. Если мы можем контролировать окружающую среду, мы можем контролировать и человека. Сюда относятся бихевиористские (от англ. Behavior — поведение) модели: теория «Стимул–реакция» Халла, Долларда, Миллера, теория «оперантного обусловливания» Скиннера, теория классического обусловливания Павлова. Они опираются на теорию научения, которая считает все действия человека результатом обучения. Поведение человека представляется как реакция на стимулы, находящиеся в окружающей среде, а для изменения поведения человека необходимо изменять стимулы, т.е. окружающую среду. При этом сходство в поведении объясняется сходством условий окружающей среды. В общем, смысл всех этих теорий сводится к тому, что человек ведет себя так, как его научили; все действия могут быть представлены в виде «стимул–реакция», на каждое событие или явление есть соответствующая только ему выученная форма поведения.
Этой позиции возражают те, кто считают основными внутренние качества. Психодинамическая теория Фрейда, феноменологическая теория Карла Роджерса, теория черт Оллпорта, трехфакторная теория Айзенка — звучит страшно, но суть всех этих теорий простая: ряд внутренних механизмов, таких как инстинкты, черты характера, темперамент, защитные механизмы, врожденные способности личности и мыслительные процессы и есть причины определенного поведения. Следовательно, только работая над собой, человек может изменить себя, свое поведение, пристрастия, и все то, что не устраивает в самом себе.
На основе вышеперечисленных представлений о поведении человека постепенно разрабатывались теории и модели, ставившие перед собой целью изучение способов влияния на формирование поведенческих навыков и их изменение. Эти модели применялись в различных областях психологии, социологии, педагогики, и в настоящее время успешно используются при проведении тренингов, обучающих программ и профилактических программ, основанных на принципе «равный — равному».
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Сущность профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков
Чтобы снизить
нарушения репродуктивного
Профилактика – это система комплексных – государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психолого-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, на всемирное укрепление здоровья населения [27].
Существуют 2 типа разделения профилактических мероприятий. По мнению одних авторов, данные мероприятия можно разделить на:
1.Социально - медицинские;
2.Медицинские.
По мнению других авторов, профилактика бывает следующих видов:
1.Первичная профилактика
2.Вторичная профилактика
3.Третичная профилактика
Первичная профилактика состоит в формировании у подростков таких убеждений, которые бы исключали возможность рискованного сексуального поведения и предупреждения возникновения различных заболеваний.
Фундаментом первичной профилактики является здоровый образ жизни. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении подростков, включая прежде всего меры просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, привычки- словом то, определяет в дальнейшем образ жизни человека.
Первичную профилактику может проводить не только медицинский работник, но и педагог.
Вторичная профилактика заключается в выявлении таких групп подростков, которые наиболее уязвимы по отношению к рискованному сексуальному поведению и применении к ним комплекса мер воспитательного воздействия и осуществления лечебных мероприятий.
Третичная профилактика нарушения репродуктивного здоровья реализуется в мероприятиях по социальной реабилитации и предупреждение осложнений заболеваний.
Основные усилия специалистов, занимающихся профилактикой нарушения репродуктивного здоровья, нужно сосредоточить на первичной профилактике, так как это, прежде всего, предотвращение неправильного образа жизни и рискованного сексуального поведения, а так же предупреждение причин нарушения репродуктивного здоровья до того, как они появились.
Чтобы первичная профилактика прошла успешно, педагог должен суметь создать привлекательность здорового образа жизни и обеспечить основные потребности подростка: самопознание, саморазвитие, общение, индивидуальности.
Согласно Квашеко В. П., можно выделить 3 модели первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков:
1.Образовательно-
2.Социальная модель
3.Медицинская модель
Образовательно - воспитательная модель заключается в том, чтобы научить ребенка противостоянию дурным примерам, научить беречь себе и свое здоровье, а также противостоять влиянию средств массовой информации и сверстников.
Социальная модель содержит в себе общественные мнения и настрой, а также социальную политику в области детей и молодежи.
Медицинская модель профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков заключается в распространении медицинских знаний и обучение этим знаниям других специалистов [9].
Таким образом, профилактика нарушений репродуктивного здоровья в подростковой среде является одной из самых важных и пока еще нерешенных педагогических проблем.
2.2 Профилактика
рискованного поведения
Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни».
Эмансипация (социология) — освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.
Кроме этого, формирование «Я - концепции» и собственной системы ценностей, процессы идентификации и социализации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознанно применительно к себе. Это приводит к расхождению между реальным поведением подростков и их установками к такому поведению.
Поэтому для подросткового возраста характерно рискованное поведение, обусловленное «пробами взрослой жизни» — курением, употреблением алкоголя, наркотиков и сексуальными практиками.
Существуют различные социокультурные и личностные факторы, приводящие подростков к рискованному поведению. Выделяют четыре группы факторов, влияющих на формирование отношения к рискованному поведению:
Уровень информированности, безусловно, в большой степени определяет то, как поведет себя подросток в критической ситуации, как отреагирует на предложение, например, «попробовать наркотик». Уровень заблуждений, связанных с последствиями рискованного поведения, часто выше в группе, кто уже практиковал такое поведение.
Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы, безусловно, относится низкая самооценка и частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание учреждений и специалистов, к кому можно обратиться за помощью. Кроме этого, играют роль и существующие позитивные или не сформированные установки подростков в отношении поведения высокой степени риска
Семейные факторы. К ним относятся: низкий уровень информированности родителей о проблеме, семейное неблагополучие, отстраненность родителей от своих детей, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат. Результаты показывают также и несостоятельность большинства родителей в вопросах, связанных с оказанием помощи своим детям, при возникновении у них проблем.
Социокультурные факторы во многом могут оказаться определяющими в отношении подростков к таким формам поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Широкая реклама сигарет и пива, направленная на молодежную аудиторию, и использующая образ молодежи, наличие и популярность мифов о наркотиках, существование среды потребителей наркотиков в молодежных клубах, при отсутствии созданных в семье установок на осознанный отказ от употребления психоактивных веществ (никотина, алкоголя, наркотиков) могут привести подростка к вполне сознательному стремлению попробовать то, что запрещается взрослыми, но присутствует в жизни взрослых.
Все вышеперечисленные факторы присутствуют в нашей жизни, и мы должны учитывать их последствия для здоровья молодежи. Однако важно представлять и перспективы работы по профилактике рискованного поведения молодежи.
В любом случае необходимо формировать информационное поле для молодежи в отношении риска потери здоровья при употреблении ПАВ, незащищенном сексе и других формах рискованного поведения. Повышение уровня информированности молодежи в отношении рискованного поведения позволит сформировать сознательное отношение к своему здоровью, запрос на необходимую информацию и предложить другие, новые способы досуга молодежи, не оказывающие разрушающего действия на их здоровье.
Для формирования информационного поля необходим определенный уровень знаний по проблеме у тех специалистов, кто будет в такой работе участвовать.
Модель стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент) утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий:
Стадия до осознания — Не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения;
Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться;
Стадия готовности к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим;
Стадия действий — Устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев;
Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев.
Таким образом, при организации профилактики рискованного поведения нужно помнить, что оно может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Степень риска и умение определить его уровень позволяет человеку балансировать и принимать правильные решения.