Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
Профилактическую работу в области сохранения репродуктивного здоровья необходимо вести как медицинским работникам, так и педагогам, психологам, родителям, поскольку существуют различные методы и средства по профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков.
Педагогическая профилактика является одним из звеньев первичной профилактики. Педагогическая профилактика включает в себя процессы обучения и воспитания детей и снижение риска нарушения репродуктивного здоровья подростков. Данную работу в рамках школы осуществляют педагоги и классные руководители.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса [4].
Такие авторы, как Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова выделяют следующие возможные направления воспитательной деятельности:
Направление 1- «Здоровье». Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения
Направление 2- «Интеллект». Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде
Направление 3- «Общение». Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений
Направление 4- «Нравственность». Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила
Направление 5- «Досуг». Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности
Направление 6- «Гражданин». Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Направление 7- «Семья». Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Поскольку одним
из ведущих направлений
Существуют
различные подходы к
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что условиями эффективности программ по первичной профилактике являются следующие:
Существуют различные виды программы педагогической профилактики. Они могут отличаться направленностью (возраст, социальное положение), масштабом реализации (областные, городские), институциональностью (школьные, комплексные) и спецификой используемых методик.
Конечной целью этих программ является снижение риска рискованного сексуального поведения в подростковой среде и нарушения репродуктивного здоровья. А также развитие поведенческих навыков детей и высокий уровень адаптации в обществе.
При профилактической работе с подростками на базах образовательных учреждений используются различные варианты работы.
В задачи
программ педагогической
В России используются различные подходы к построению соответствующих программ. Условно их можно разделить на три группы:
В первой группе программ центральное место занимает программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни», созданная коллективом авторов Российской ассоциации «Планирование семьи» (РАПС) на основе «Концепции полового воспитания подростков». В предисловии к программе сказано, что «половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, который включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты». А основной задачей является «формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, и принятие осознанного решения, умение сказать «нет» в ситуации, когда подросток не готов к таким отношениям».
При разработке программы было учтено мнение самих подростков 14-18 лет о наиболее важных и трудных для них вопросах, а также мнение родителей и педагогов. Эти мнения были изучены в ходе социологического исследования в шести регионах России.
Вторая группа включает многочисленные программы по формированию здорового образа жизни, в которых половое просвещение является лишь одним из разделов. Наиболее ярким образцом подобной программы можно считать «Региональную программу пропаганды здорового образа жизни», осуществляемую Фондом Сороса «Культурная инициатива». Программа представляет собой пять книг, посвященных пропаганде здорового питания, профилактике курения, алкоголизма и наркомании, СПИДа и основам сексуальности человека. Вся программа объединена общей концепцией, рассматривающей здоровье как единое целое, состоящее из физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного компонентов. Подробно описывается методика обучения, принципы взаимодействия между учителем и учениками при изучении каждого указанного компонента.
К третьей группе относятся программы, где вопросы полового просвещения рассматриваются в контексте профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании. В условиях негативного отношения официального общественного мнения к половому просвещению, сегодня оно фактически ведется в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи. Эта работа осуществляется, как правило, при финансовом и методическом участии зарубежных фондов. Примером такого подхода может служить «Учебное пособие для подростков и молодежи «Учимся жить в эпоху СПИДа» и др.
Данные программы реализуются через различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).
Организационными формами профилактики нарушения репродуктивного здоровья могут быть:
Американский педагог и автор многих книг по половому воспитанию Эрик Джонсон после долгих лет практики пришел к выводу, что любая программа полового воспитания наряду с биологическими и физиологическими аспектами пола и репродукции должна обязательно содержать определенную систему ценностей [3,22].
Данными ценностями являются следующие:
Верная информация лучше, чем отсутствие информации или неверная информация; верная информация позволяет нести ответственность за свои действия, в то время как незнание порождает только безответственность.
Ответственным называется действие, совершенное с учетом всех его возможных последствий, положительных и отрицательных, краткосрочных и отдаленных. Действие, совершенное без учета его последствий, является безответственным.
Сексуальные импульсы – это сила, и, как любая другая сила, они могут быть использованы во благо или во зло. Поэтому человек должен контролировать свои импульсы и направлять их на достижение благих целей. (В качестве примеров других сил, которые при ответственном использовании приносят большую пользу, а при отсутствии знаний и контроля приводят к трагедии, называют, например, автомобили и огонь.)
Что бы ни делал человек, он должен заботиться о благополучии и удовлетворении потребностей всех людей, которых касаются его поступки, в том числе, не забывая о себе и об обществе в целом.
Каждый человек уникален и заслуживает нашего внимания, уважения и любви.
Хорошо, когда у человека имеется возможность побеседовать и поспорить с другими людьми, обсудить возникающие у него вопросы и мысли, сравнить их с чужими мыслями, выказать свои чувства и узнать о чувствах других
Из всего этого следует, что основной способ охраны репродуктивного здоровья подростков - проведение первичной профилактики нарушений репродуктивного здоровья подростков, которую на базе школы могут осуществлять как классные руководители, так и педагоги. Она состоит в том, чтобы создавать такие условия и формировать такие убеждения, которые бы исключали риск возникновения рискованного сексуального поведения.
Учитывая психологические и личностные особенности подростков для передачи информации необходимо использовать такие методы и формы, где информация не сообщается в готовом виде, а подросток может сам высказать свою точку зрения по данной проблеме. Таким образом, проанализировав различную литературу по организации профилактической работы, мы выделяем следующие формы профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков.