Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья
Цель конкретизируют следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
Изучить психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
Рассмотреть направления работы классного руководителя;
Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков
Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10
1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14
Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков
2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков………………………………………………………...…..21
2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24
2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27
Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков
3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента………………………....37
3.2 Описание созидательно – преобразующего этапа эксперимента.…….…41
3.3 Описание контрольного этапа эксперимента...............................................45
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 772.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Министерство  образования Омской области

БОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения  репродуктивного здоровья подростков

 

Выполнила:

Кошевая Юлия Олеговна

Специальность 050702        

Организация воспитательной деятельности

Курс 4, группа 4-1

Научный руководитель:

Васильев Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2010


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1 Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков

    1. Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений…………………………………………………………………...…….6
    2. Физиологические и психолого – педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………10

1.3 Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков………………………………………………………………………..14

Глава 2 Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков

2.1 Сущность первичной профилактики нарушения репродуктивного  здоровья подростков………………………………………………………...…..21

2.2 Профилактика рискованного поведения подростков …………………….24

2.3 Особенности деятельности классного руководителя по педагогической профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков ………………………………………………………………………………..…...27

Глава 3. Эмпирическое исследование по внедрению комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков 

3.1 Описание  констатирующего этапа эксперимента………………………....37

3.2  Описание  созидательно – преобразующего  этапа эксперимента.…….…41

3.3 Описание  контрольного этапа эксперимента...............................................45

Заключение………………………………………………………………………49

Список литературы………………………………………………………………52

Приложения……………………………………………………………………...55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общая заболеваемость подростков за последние 10 лет увеличилась  на 66%, что в 3,5 раза больше, чем заболеваемость взрослых. Обращает на себя внимание рост эндокринных нарушений (в 3,8 раза), болезней моче - половой системы (в 2,9 раза), инфекционных и паразитарных (в 2,0 раза), отрицательное влияние которых для подросткового возраста особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции. И это по всей России! Что же стоит за этими цифрами и как их исправить? На эти вопросы мы и постараемся найти ответы.

Состояние репродуктивного  здоровья подростков  стало признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем. Медико-социальные исследования говорят о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в области репродуктивного здоровья. Подростки не могут сами обращаться в гинекологические службы в силу возрастных психологических особенностей (стыдливость и т. д.) и в силу недостаточной грамотности, потому что не могут объективно оценить те изменения, которые происходят в их организме в период полового созревания.

Согласно таким  авторам, как А.П. Баранов, В.П. Квашенко, И.И. Гребешева, примерно 70% девушек до 18 лет  и 50%  мальчиков уже имеют отклонения со стороны репродуктивной функции.

Это обстоятельство заставило создать в нашей  стране Концепцию охраны репродуктивного  здоровья населения на период 2000–2004 гг. и принять ее к реализации Министерством здравоохранения  и социального развития и Министерством  образования и науки РФ.

В основе этой политики лежат международные документы, ратифицированные нашей страной: Конвенция  ООН о правах ребенка и о  ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин; Всемирная  декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех».

Важнейшими  национальными документами в  сфере охраны репродуктивного здоровья населения являются: «Основы государственной  социальной политики по защите, развитию и выживанию детей», президентская  программа «Дети России», включающая 11 целевых программ, в том числе «Планирование семьи», «Безопасное материнство» и другие. Но наличие этих законов и программ, к сожалению, не обеспечивает улучшения репродуктивного здоровья населения.

 Поскольку  нарушения полового развития и репродуктивного здоровья возникают в пубертатном возрасте, на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья подростков становится одной из профилактических задач современной школы. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в нем изменениях в связи с половым созреванием. В последние годы школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведениями о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация представлена в этих курсах неполно и непоследовательно, а нравственное воспитание подменяется примитивным «чтением морали». Школа фактически сообщает подросткам гораздо меньше информации, чем следовало бы, и делает это позже, чем нужно.

Профилактическая  работа  по сохранению репродуктивного здоровья подростков должна стать одним из главных направлений работы  образовательных учреждений. В условиях образовательных учреждений можно выстраивать систему занятий, которую педагоги могут воплотить в жизнь.

Обозначенные  выше противоречия позволили сформулировать тему нашего исследования: «Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков».

Объект  исследования - процесс первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Предмет исследования - деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Гипотеза: Комплекс внеклассных воспитательных занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья будет эффективным, если при его разработке основываться на:

  • специфике организации педагогического воздействия на детей подросткового возраста;
  • разнообразных формах профилактики нарушения репродуктивного здоровья;
  • особенностях ученического коллектива.

Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья

Цель конкретизируют следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
  3. Изучить  психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
  4. Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
  5. Рассмотреть направления работы классного руководителя;
  6. Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Методы  исследования:

- Теоретический  анализ научной литературы по  проблеме исследования;

- Анализ понятийно-терминологической системы и понятий;

- Методы педагогической  диагностики – (беседа и анкетирование);

- Методы статистической  обработки результатов.

База исследования: МОУ «Камышловская СОШ» Любинского района Омской области, 8 класс.

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что автором был разработан и апробирован комплекс внеклассных воспитательных занятий, который может использовать в своей работе классный руководитель.

 

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

    1. Понятия репродуктивного здоровья и профилактики его нарушений

 

 

Здоровье - одно из главных составляющих нашей жизни - ни один нездоровый человек не может вести нормальную полноценную жизнь. Ему постоянно приходится себе в чем-то отказывать, чтобы сохранить свое здоровье на том уровне, который у него имеется на данный момент, или поднять его на более высокий уровень.

Существуют  различные определения понятию  «здоровье».

Здоровье - правильная нормальная деятельность организма [27].

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ).

А также указывается, что «здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа» [27].

Все определения  термина «здоровье» верны, однако ни одно из них не может претендовать на абсолютную точность. На здоровье влияют биологические, природные и социальные факторы. Здоровье населения в большей мере зависит от социальной среды и условий жизни людей.

К сожалению, сейчас понятие «абсолютно здоровый человек» утратило свое значение, на смену ему пришло «практически здоровый человек». Однако и данный термин стал исчезать, особенно когда речь заходит о здоровье в подростковой среде. Сами же подростки практически не задумываются о собственном здоровье, особенно о репродуктивном. Они живут одним днем, не задумываясь о будущем. И чтобы им потом не пришлось жалеть, мы уже сейчас должны помочь им понять, чем обернется в будущем небрежное отношение к своему здоровью, своей жизни и жизни своих будущих детей. Поэтому мы должны позаботиться о репродуктивном здоровье подростков.

В «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» под  редакцией В. И. Бородулина дается следующее определение термина «репродуктивность»:

Репродуктивность - воспроизведение организмами себе подобных. Следовательно, можно дать определение понятию «репродуктивное здоровье».

Согласно Всемирной  Организации Здравоохранения, репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов (1994 г.) Оценка информации о репродуктивном здоровье населения России имеет большое значение для выработки стратегии и тактики его сохранения и восстановления. Важнейшим стратегическим направлением социальной политики государства является профилактика, сохранение и укрепление здоровья населения, возрастная структура которого стабильно смещается в сторону старения. Это неизменно влечет за собой уменьшение числа детского населения и людей фертильного возраста.

Репродуктивное  здоровье — это состояние физического, умственного, и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать. Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, и право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды.

В связи с  вышесказанным следует рассмотреть  две группы прав, касающихся репродуктивного  здоровья человека.

1. Репродуктивные права — тот сегмент гражданских прав, который регулирует отношения между обществом и государством, возникающие по поводу воспроизводства жизни.

Репродуктивные  права включают в себя определенные права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах. В основе этих прав лежит признание базовых прав всех пар и отдельных людей принимать решения свободно и с определенной долей ответственности, о количестве, интервалах и сроках рождения своих детей, а также иметь информацию и средства для реализации этого.

Репродуктивное  поведение в современном обществе в значительной степени регулируется личным выбором людей.

2. Сексуальные права включают в себя права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах. Они включают право (свободу от насилия, дискриминации и жестокости) всех людей на:

  • Самый высокий из достижимых стандартов здоровья в отношении сексуальности, включая доступность услуг здравоохранения в сексуальной и репродуктивной сфере;
  • Искать, получать и передавать информацию, относящуюся к сексуальности;
  • Сексуальное образование;
  • Уважение к личной неприкосновенности;
  • Свобода в выборе партнера;
  • Свобода решать быть сексуально активным или нет;
  • Согласованные сексуальные отношения;
  • Согласованный брак;
  • Решение о том иметь детей или нет и когда иметь;
  • Добиваться удовлетворительной, безопасной и доставляющей удовольствие сексуальной жизни.

Информация о работе Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков