Содержание деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие содержания деятельности руководителя.
Задачами курсовой работы для достижения поставленной цели являются следующие:
- раскрыть содержание деятельности руководителя (менеджера);
- рассмотреть коммуникативный процесс в организации;
- разобрать психологическую характеристику субъекта управления;
- провести экспериментальное исследование стилей руководителя посредством использования различных методов;
- подвести итоги экспериментального исследования.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
1. Содержание деятельности руководителя (менеджера)……………...4
1. Содержание деятельности руководителя………………………………...4
2. Коммуникативный процесс в организации………………………………9
3. Психологическая характеристика субъекта управления…………….. ..13
2. Экспериментальное исследование стиля Руководителя…………...24
2.1. Методы исследования и организации эксперимента……………………..31
2.2. Результаты эксперимента исследования стиля руководителя…………...32
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….40
………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Исаева И ПМУ 21-09 Содержание деятельности руководителя.doc

— 240.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

   (ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ)

      __________________________________________ 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
 
 
 
 

по дисциплине: Психология личности

на тему: Содержание деятельности руководителя 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила студентка 2-го

                                                                                             курса заочной формы  

                                                                                             обучения гр. ПМУ 21-09

                                                                                             Исаева И.Е.

                                                                                             Руководитель: Володин А.А 
 

Допуск к защите:

_________ Володин  А.А. 
 
 

      Обнинск 2011

      Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Содержание  деятельности руководителя (менеджера)……………...4
    1. Содержание  деятельности руководителя………………………………...4
    1. Коммуникативный процесс в организации………………………………9
    1. Психологическая характеристика субъекта управления…………….. ..13
  1. Экспериментальное исследование стиля  Руководителя…………...24

2.1. Методы исследования  и организации эксперимента……………………..31

2.2. Результаты  эксперимента исследования стиля руководителя…………...32

Заключение……………………………………………………………………...38

Список  литературы…………………………………………………………….40

Приложение  №1………………………………………………………………....41

Приложение  №2…………………………………………………………………45

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность темы курсовой работы. Менеджеру, руководителю любого звена важно обладать хорошими коммуникативными навыками, учитывать индивидуальные особенности подчинённых для того, чтобы успешно направлять и руководить персоналом на любом, малом или крупном предприятии. В настоящее время менеджеру необходимо улучшать свои коммуникативные способности для того, чтобы эффективно управлять коллективом, повышать свой профессиональный уровень, вырабатывать индивидуальный стиль руководства организацией. Эффективное общение сверху вниз помогает подчиненным понимать, принимать и реагировать на все изменения в деятельности организации.

      Предметом курсовой работы является содержание деятельности руководителя.

      Объектом  курсовой работы является деятельность руководителя.

      Целью курсовой работы является раскрытие содержания деятельности руководителя.

      Задачами курсовой работы для достижения поставленной цели являются следующие:

    - раскрыть содержание деятельности руководителя (менеджера);

    - рассмотреть  коммуникативный процесс в организации;

    - разобрать  психологическую характеристику субъекта управления;

      - провести  экспериментальное исследование  стилей руководителя посредством  использования различных методов;

    - подвести итоги экспериментального исследования.

     Методологическая  основа. Теоретические положения, выдвинутые в работах учёных: Ковалёва В.В., Арсеньева Ю.Н., Забродина Ю.М., Старобинского Э.Е., Шепеля В.М., Платонова Ю.П., Погореловой Т.В., Ревы В.С., Чернышева В.Н., Левина К., Коно Т., Басса Б., и разработанные в трудах: «Содержание деятельности руководителя», «Управление персоналом. Модели управления», «Психология личности и управление человеческими ресурсами», «Основы теории коммуникации», «Теория управления персоналом», «Деловое общение», «Деловая психология», «Эффективность труда управления персоналом», «Человек и персонал в управлении». Практическая часть курсовой работы выполнена исходя из работ ученых: Захаров В.П. – определение стиля управления персоналом, Бойко В.В. – изучение коммуникативной установки.

     Методы  исследования. Для достижения цели работы применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, беседа, тестирование.

      Структура работы: курсовая работа состоит из 48 листов, на которых обозначены: введение, две главы, заключение, список литературы, два приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА).

1.1 Содержание деятельности руководителя

     Известно, что одни люди успешнее справляются  с какими-то видами деятельности, другие — нет; что темп овладения какой-либо деятельностью и достигаемые в ней результаты у разных людей различны. Это обычно объясняют наличием способностей у человека к конкретному виду деятельности. Любая способность представляет собой систему качеств личности. Например, так называемые технические способности включают в себя специфически развитую наблюдательность, пространственное воображение и особый склад мышления. Способности к изобразительной деятельности обусловлены высокой чувствительностью зрительного анализатора, образной памятью и рядом сенсорных качеств, выражающихся в координации движений рук. В общем виде способность можно определить как систему индивидуально-психологических качеств человека, отвечающих требованиям данного вида деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.

     Наряду  с организаторскими способностями, на эффективность деятельности руководителя, как показывают исследования, оказывает влияние организаторская направленность его личности.

   Анализ  различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места  в структуре личности позволяет сделать следующие обобщения:

  1. Направленность является стержневым и многогранным свойством личности, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие.
  2. Направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности.
  3. Направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности.

   На  основании системно-параметрического подхода, была разработана и апробирована методика измерения психологических  характеристик направленности личности руководителя (ПХЛР), к характеристикам которой были отнесены: определенность, валентность, специфичность, креативность, удовлетворенность, целеустремленность, сопротивляемость, избирательность, осознанность и устойчивость.

   Так, определенность характеризует уровень сформированности у руководителей интересов, склонностей и стремлений к организаторской деятельности, направленной как на решение производственных задач, так и на создание позитивного морально-психологического климата.

   Валентность раскрывает степень связи организаторской направленности с другими видами направленности личности (эмоционально-нравственной и мировоззренческой) и характеризует проявление у руководителя стремления к справедливости, внимательности к людям, увлеченности выполняемым делом, чувства ответственности за результат. Важную роль играет общественно-политическая активность руководителя, его идейная убежденность и искренность.

   Специфичность раскрывает степень взаимосвязи организаторской направленности руководителя с психологической структурой его управленческой деятельности. Для раскрытия этой структуры необходимо воспользоваться характеристиками функциональных компонентов психологической структуры профессиональной деятельности:

  1. гностический компонент связан с умениями оперировать знаниями, приводить их в мобилизационную готовность для решения производственных задач, анализа достоинств и недостатков в деятельности, как подчиненных, так и своей собственной;
  2. проектировочный и конструктивный компоненты связаны с умением определить перспективы планирования работы, как конкретного работника, так и всего коллектива в целом, при этом важное значение имеет правильное формулирование задач, стоящих перед коллективом, как в производственной, так и в воспитательной работе;
  3. организаторский компонент связан с умением организовать деятельность, как всего коллектива, так и отдельного его члена, большое значение имеет организация руководителем и своей собственной деятельности таким образом, чтобы она наиболее адекватно отражала задачи по организации коллектива;
  4. коммуникативный компонент психологической структуры управленческой деятельности руководителя связан с умениями в области установления целесообразных взаимоотношений в официальной и неофициальной обстановке [1, с. 312].

   В том случае, когда в психологической  структуре деятельности ведущими являются гностические и коммуникативные умения, тесно связанные с организаторской направленностью личности, руководитель организации (коллектива) достигает высокой результативности своей деятельности.

   Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя. Она характеризует связь направленности с организаторскими способностями. Необходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития двух важнейших свойств личности руководителя — потребностями и интересами к организаторской работе.

   Удовлетворенность характеризует эмоциональное отношение руководителя к своей деятельности и оказывает решающее влияние на ее результативность. Велико значение руководителя в создании атмосферы взаимопонимания в коллективе, но и настроение, эмоциональный тонус руководителя зависит от настроения коллектива. На психологическом уровне удовлетворенность выражается соотношением субъективной оценки того, что человек отдает группе, коллективу, обществу, и что он получает взамен. Удовлетворенность руководителя обусловлена тремя факторами: содержанием труда, стимулированием труда и социально-психологическими условиями трудовой деятельности.

   Целеустремленность, прежде всего, раскрывает волевые качества личности руководителя. Управленческая деятельность по существу является волевой деятельностью. Целеустремленность как волевое качество личности связана со способностью человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять своим поведением.

   Сопротивляемость — параметр, характеризующий субъективно-осознаваемые руководителем трудности, которые он преодолевает в своей практической, управленческой деятельности. В преодолении этих трудностей и проявляется организаторская направленность руководителя.

   Избирательность, осознанность, устойчивость являются параметрами, раскрывающими мотивационную сферу личности руководителя.

   Так, избирательность характеризуется мотивами выбора руководителем своей управленческой деятельности, при этом важное значение имеет структура мотивов организаторской деятельности. Эти мотивы разделяются на смыслообразующие, придающие деятельности личностный смысл, и на мотивы, выполняющие роль побудительных стимулов. Такое разделение раскрывает отношение руководителя к предстоящей деятельности и характеризует мотивационную сферу его личности. В этой иерархии проявляются как объективные мотивы выбора управленческой деятельности (например, материальное стимулирование, удобное расположение и режим работы), так и мотивы, которые отражают субъективную сторону управленческого труда.

Информация о работе Содержание деятельности руководителя