Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие содержания деятельности руководителя.
Задачами курсовой работы для достижения поставленной цели являются следующие:
- раскрыть содержание деятельности руководителя (менеджера);
- рассмотреть коммуникативный процесс в организации;
- разобрать психологическую характеристику субъекта управления;
- провести экспериментальное исследование стилей руководителя посредством использования различных методов;
- подвести итоги экспериментального исследования.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
1. Содержание деятельности руководителя (менеджера)……………...4
1. Содержание деятельности руководителя………………………………...4
2. Коммуникативный процесс в организации………………………………9
3. Психологическая характеристика субъекта управления…………….. ..13
2. Экспериментальное исследование стиля Руководителя…………...24
2.1. Методы исследования и организации эксперимента……………………..31
2.2. Результаты эксперимента исследования стиля руководителя…………...32
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….40
………………………………………………………………45
Личностный профиль руководителя во многом определяет стиль управленческой деятельности, стиль руководства. Стиль руководства, по мнению В.Г. Зазыкина, А.П. Чернышева, Р.Л. Кричевского и других, представляет собой систему управленческих воздействий, обусловленных спецификой задачи, взаимоотношениями с подчиненными и личностными особенностями руководителя. Перечисленные характеристики позволяют говорить об индивидуальном стиле руководства, под которым понимается особенность целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий на коллектив с целью эффективного выполнения управленческой деятельности и зависящей от личности руководителя.
Эффективность стиля руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует [12, с. 301].
Анализ стиля руководства опирается в основном на структуру личностно-деловых качеств руководителя. Можно говорить о нескольких группах руководителей, которые опираются на определенные стили деятельности.
1-я
группа опирается на личностно-
2-я группа опирается на стиль руководства, присущий личным качествам руководителя, — авторитарный (директивный), коллегиальный (демократический) и либеральный (попустительский).
3-я
группа опирается на
4-я
группа опирается на
Естественно, что только этими группами стиль руководства не исчерпывается. В научной литературе имеются исследования, которые выявляют личностные качества руководителя и их влияние на индивидуальный стиль руководства. Общий стиль руководства во многом определяется стилями, в иерархию которых входит руководитель определенного звена. Если он находится в системе авторитарного, жесткого руководства, то не может изменить и свой индивидуальный стиль, в противном случае он не станет успешным руководителем.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Лидерство - способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления. Чтобы руководить, необходима власть.
2.Власть - способность влиять на поведение людей, необходимая для эффективности организации потому, что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти.
3.Основные типы власти - это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.
4.Эффективность
какого-либо типа власти зависит от того,
считает ли исполнитель, что руководитель
может удовлетворить или не удовлетворить
его активную потребность, и от ситуации.
Поэтому у каждого метода есть плюсы и
минусы, и никто не способен руководить
людьми во всех ситуациях.
5.Власть,
основанная на принуждении, влияние через
страх -
эффективны только при условии, что они
подкрепляются от
личной системой контроля, которая, как
правило, требует больших затрат.
6.Из-за
меняющихся социальных ценностей руководители
организаций считают убеждение, партнерство
и участие самыми эффективными средствами
влияния на тех, кто не занимает
управленческих должностей, коллег, и
на тех, кто не является членом организации.
Эти методы действуют более медленно
и менее определенно, чем другие, но способствуют
повышению эффективности организации,
когда исполнитель мотивирован потребностями
более высокого уровня.
Влияние будет
самым сильным, когда исполнитель
очень высоко ценит ту потребность, к которой
апеллирует руководитель.
2.1. Методы исследования и организации эксперимента.
В исследовании были использованы психодиагностические методики, в частности, методику для определения стиля управления персоналом В.П. Захарова и методику для изучения коммуникативной установки В.В. Бойко.
В исследовании участвовало 22 работника ЗАО «Проплекс» г. Подольска. Из них: 1 управляющий компанией – 4,5%, 1 коммерческий директор- 4,5%, 3 экономиста – 13,6%, 5 бухгалтеров – 22,7%, 1 специалист ЭСБ – 4,5%, 1 менеджер по рекламе – 4,5%, 10 менеджеров – 45,7%. Все специалисты компании с высшим профессиональное образованием.
Методика В.П. Захарова позволяет выявить индивидуальный стиль управления у руководителя офиса [12, с. 336] (Приложение №1).
Методика
В.В. Бойко позволяет изучить
2.2.
Результаты эксперимента
исследования стиля
руководителя.
Согласно обработанным данным, были получены следующие результаты по методикам.
По
методике В.П. Захарова выявлено, что показатели
по коллективу работников компании ПРОПЛЕКС
имеют среднюю степень коммуникативной
толерантности 66,6 баллов; индивидуальные
же показатели коммуникативной толерантности
среди работников компании имеют следующие
показатели: у 18 человек – 81,8% средний
уровень и у 4 работников – 18,2% высокий
уровень (Таблица №1). У управляющего компанией
выявлен средний уровень индивидуальной
коммуникативной толерантности.
Уровни коммуникативной толерантности | Баллы | Количество | Процент |
Низкий уровень | 81-135 | - | - |
Средний уровень | 36-80 | 18 | 81,8 |
Высокий уровень | 0-35 | 4 | 18,2 |
Кроме
этого, данная методика позволила выявить
признаки негативной коммуникативной
установки в отношениях с окружающими
людьми, так среднегрупповые
№ | Показатели | Максимум баллов | Полученные баллы | Уровень негативной коммуникативной установки |
1. | Завуалированная жестокость | 20 | 25 | Высокий уровень |
2. | Открытая жестокость | 45 | 36 | Средний уровень |
3. | Обоснованный негативизм | 5 | 18 | Высокий уровень |
4. | Брюзжание | 10 | 9 | Средний уровень |
5. | Негативный опыт общения | 20 | 12 | Низкий уровень |
Всего: | 100 | 100 |
Кроме
этого, были получены данные по некоторым
поведенческим признакам, свидетельствующими
об общем уровне коммуникативной толерантности,
которая сопровождается в общении со стороны
людей различными эмоциями (Таблица
№3).
№ | Компоненты установки | Работники компании
N=21 |
Управляющий компанией
N=1 |
1. | Неприятие или непонимание индивидуальности человека | 7,9 | 3 |
2. | Использование себя в качестве эталона при оценке других | 9,7 | 8 |
3. | Категоричность или консерватизм в оценках людей | 9,3 | 7 |
4. | Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёров | 5,5 | 5 |
5. | Стремление переделать, перевоспитать партнёров | 8,2 | 6 |
6. | Стремление подогнать партнёра под себя, сделать его удобным | 8,5 | 6 |
7. | Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые вам неприятности | 6,6 | 4 |
8. | Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнёра | 3,9 | 4 |
9. | Неумение приспосабливаться к партнёрам | 7,2 | 6 |
В сумме: | 66,8 | 49 |
Полученные результаты позволяют подметить основные тенденции, свойственные взаимоотношениям с партнёрами, клиентами и среди сотрудников внутри коллектива.
По методике В.П. Захарова выявлен индивидуальный стиль управления персоналом в компании, он носит смешанный характер авторитарного и демократического стиля средней степени, что свидетельствует о хороших лидерских качествах управляющего, умении руководить действиями подчинённых, проявлении требовательности и настойчивости, стремлении воздействовать на коллектив силой приказа, принуждением и убеждением, личностной целеустремленности и эгоизме, а также устойчивом стремлении жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, иногда прислушиваться к мнению работников офиса.
Таким образом, анализ полученных в исследовании данных позволил сделать следующие выводы:
Человек, обладающий высокими коммуникативными навыками, всегда будет востребован и услышан в коллективе. Говоря о высокой коммуникации того или иного работника, подразумевается его психологическая культура общения. Важно отметить наиболее значимые моменты в общении с людьми: