Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие содержания деятельности руководителя.
Задачами курсовой работы для достижения поставленной цели являются следующие:
- раскрыть содержание деятельности руководителя (менеджера);
- рассмотреть коммуникативный процесс в организации;
- разобрать психологическую характеристику субъекта управления;
- провести экспериментальное исследование стилей руководителя посредством использования различных методов;
- подвести итоги экспериментального исследования.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
1. Содержание деятельности руководителя (менеджера)……………...4
1. Содержание деятельности руководителя………………………………...4
2. Коммуникативный процесс в организации………………………………9
3. Психологическая характеристика субъекта управления…………….. ..13
2. Экспериментальное исследование стиля Руководителя…………...24
2.1. Методы исследования и организации эксперимента……………………..31
2.2. Результаты эксперимента исследования стиля руководителя…………...32
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….40
………………………………………………………………45
Осознанность раскрывает структуру мотивации управленческой деятельности. Мотивы деятельности отражают соотношение двух типов ориентации личности: на содержание деятельности и на условия ее стимулирования. Ориентация на факторы, стимулирующие деятельность, свидетельствует об отношении руководителя к труду как средству удовлетворения потребностей, лежащих за пределами управленческого труда. Ведущее значение мотивов, отражающих содержание деятельности, свидетельствует о преимущественном отношении к труду как средству удовлетворения потребностей, непосредственно связанных с управленческим процессом.
Устойчивость характеризуется группой мотивов, раскрывающих осознание руководителем своих дальнейших перспектив. На этом этапе возможно проявление ряда противоречивых тенденций и мотивов. Это, прежде всего, различие между желательным и реальным, между потребностью к деятельности и возможностью ее реализации в будущем, противоречивое единство положительной и отрицательной модальности значимости, побуждения к дальнейшей управленческой деятельности.
В реальной управленческой деятельности организаторская направленность личности руководителя может проявляться в его отношениях с подчиненными, в стремлении определенным образом оценивать их действия, эмоционально реагировать на их поведение. В этом проявляется так называемая установка руководителя, характеризуемая качествами его личности.
Основные типы установок руководителей по отношению к подчиненным:
Однако
организованность коллективной деятельности
зависит не только от организаторских
качеств личности руководителя, но
и от проявления этих качеств в
реальной управленческой деятельности.
Вопрос о проявлении и формировании качеств
личности руководителя в его деятельности
должен рассматриваться в непосредственной
связи с тем, что деятельность руководителя
также существенно изменяется в результате
приобретения им новых качеств и изменения
существующих [2].
1.2.
Коммуникативный процесс
в организации
Коммуникативный процесс сложен. Он состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждый из этапов необходим для того, чтобы мысли и идеи одного индивида стали понятны другому. Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, стиль управления, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволяет изучать процессы межличностных коммуникаций.
Для
того чтобы обеспечить четкие и эффективные
коммуникации в организации, необходимо
знать и предотвращать
Итак, коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица – отправитель и получатель.
Отправитель – это любой индивид (в данном случае Руководитель), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.
Получатель – индивид (подчиненный), воспринимающий сообщение получателя.
Отсюда
образуется двусторонний коммуникативный
процесс, который представляет собой
способ, посредством которого сообщение
отправителя достигает
1. Рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель. Без этого шага не может быть самого сообщения.
2. Кодирование, то есть, идея зашифровывается с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.
3. Передача. После того как определена форма сообщения, осуществляется его передача, например, в виде служебной записки, телефонного звонка или беседы, т.е. отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
4. Получение. На четвертом шаге инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения, т.е. при устном общении быть хорошим слушателем.
5. Декодирование сообщения. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.
6. Принятие сообщения. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Именно получатель определяет принять ему сообщение в целом или частично. Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания.
7. Использование информации. Использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще. Данный шаг является решающим и зависит прежде всего от адресата.
8. Обеспечение обратной связи – присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д.
Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя. В результате получается развертывающаяся игровая ситуация, в которой отправитель может (и должен) корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом. Отправитель всегда нуждается в обратной связи и должен прилагать все силы к ее установлению.
Двусторонние коммуникации обеспечивают высокую степень удовлетворения отправителя и получателя, позволяют минимизировать искажения, достоверность сообщений существенно повышается[3, с.63].
Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам [4,с. 244]:
1.
По субъектам и средствам
2. По форме общения:
3. По каналам общения:
Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости.
4.
По организационному признаку (по
пространственному
5. По направленности общения:
В целях раскрытия особенностей структуры личности руководителя (субъекта управления) обычно используют сложившиеся в психологии представления о трех главных компонентах психики - психических процессах, состояниях и свойствах.
Среди
всех психических процессов
Термин социальная перцепция был предложен для обозначения восприятия "социальных объектов", под которыми подразумеваются "другие люди", социальные группы и даже "большие социальные общности". Социальная перцепция охватывает широкий круг явлений. Это, во-первых, индивидуальная перцепция (восприятие человека человеком). Она зависит от того, принадлежит ли человек к той же группе, что и воспринимающий, или - к другой группе (феномен "своего-чужого"). Во-вторых, это восприятие индивидом некоторых групп в целом, которое также различно в отношении своей и чужой группы. В-третьих, это так называемое межгрупповое восприятие группами друг друга, а также восприятие группой себя. Все эти виды социальной перцепции буквально пронизывают содержание управленческой деятельности, составляют основу ее коммуникативной функции. Они, однако, дополняются еще одним важным фактором - специфичностью перцепции в зависимости от того, в какой плоскости - субординационной или координационной - они развертываются. Это различия перцепции по вертикали и горизонтали. При изучении процессов социальной перцепции получен большой массив конкретных результатов, ряд которых имеет большое значение для практики управления.