Деловая игра "Мозговой штурм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:19, методичка

Краткое описание

Цели и задачи деловой игры
Деловая игра "Мозговой штурм" - продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом "мозгового штурма". Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д.

Файлы: 1 файл

Мозговой штурм.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

"Мозговой  штурм" - способ  генерации новых  идей 

     

Цели  и задачи деловой  игры

Деловая игра "Мозговой штурм" - продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся  решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом "мозгового штурма". Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д.

Порядок проведения деловой игры

1. Постановка  проблемы.

    Обоснование задачи для поиска решения. Определение  условий коллективной работы, выдача студентам правил поиска решения  и поведения в процессе "мозговой атаки". Формирование нескольких рабочих  групп по 3-5 человек и экспертной группы, обязанностью которой будут разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей. Время -10 мин.

2. Разминка.

    Упражнения  в быстром поиске ответов на поставленные вопросы. Задача этого этапа -помочь студентам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.). Время -10 мин.

Задание.

    Какое применение можно найти для женской  пудреницы? (Дайте максимум идей.) 

3. "Мозговая  атака" - поставленной проблемы.

    Предварительно еще раз уточняется задача, напоминаются правила поведения в ходе игры. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех студенческих рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Время -10-15 мин.

Задание 1.

    Предложите  несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директором колледжа.

Задание 2.

    Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы  сократить число пропусков занятий?

Задание 3.

             Ваши идеи по предупреждению  пивного алкоголизма среди молодежи.

Время на выполнение каждого задания - 5 мин. 

4. Оценка  и подбор наилучших идей.

    Пока  эксперты на основе избранных критериев  отбирают идеи, рабочие группы отдыхают. Время -10-15 мин.

5. Сообщение  о результатах "мозговой атаки".

    Обсуждение  итогов работы, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения.

Правила деловой игры

  1. Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает даже авторство блестящих идей.
  2. Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
  3. "Мозговой штурм" требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.
  4. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.
  5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки - они мешают построению и формированию новых идей.
  6. Следует воздерживаться от перешептываний, переглядывании, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.
  7. "Мозговая атака" не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций - важнейшее условие успешного творческого поиска.
  8. Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.
  9. Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще не разрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.
  10. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
  11. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
  12. В ходе игры допускаются и приветствуются дополнения и усовершенствования идей, предложенных вами или другими участниками "мозговой атаки".
  13. Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.
  14. Тщательно, но корректно формулируйте свои мысли, не огорчайтесь, если вас не поймут, сделайте попытку еще раз изложить идею.
  15. Не ждите одобрений или осуждений вашего предложения со стороны коллег, лучше подумайте, как его можно усовершенствовать.
  16. Не обращайтесь к руководителю "мозговой атаки" за поддержкой - до окончания игры он не имеет права на публичную оценку.
  17. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.
  18. Используйте способ комбинирования приемов, решений, подсчетов, оценок; попытайтесь струировать некоторую систему из казалось бы чуждых друг другу частей.
  19. Осмысливая выдвинутую для решения проблему, можно попытаться сделать все наоборот; ставить задачу, обратную данной, изменить последовательность действий, операций, расположение деталей т.д.
  20. Попробуйте для решения данной проблемы использовать известные вам способы и приемы, применение которых в других ситуациях дает положительные результаты.
  21. Оценка и решение поставленной задачи не обязательно могут быть найдены только в фирме, попытайтесь вспомнить интересные неожиданные разрешения сходных проблем в других деятельности.
  22. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме: уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно доработать до уровня установленных фирмой границ.
  23. В процессе "мозговой атаки" меньше обращайте внимание на возможные последствия, думайте о том, насколько ваше предложение может быть существенным для фирмы, в которой вы работаете.
  24. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную и психическую энергию человека
  25. За пять минут до начала игры попытайтесь ответить на следующие вопросы:
    • заслуживает данная проблема моего внимания?
    • что дает ее решение?
    • кому и для чего это нужно?
    • что произойдет, если ничего не менять?
    • что случится, если я не выдвину ни одной идеи?
 
 
 
 
  • заслуживает данная проблема моего  внимания?
 
  • что дает ее решение?
 
  • кому  и для чего это  нужно?
 
  • что произойдет, если ничего не менять?
 
  • что случится, если я  не выдвину ни одной  идеи?
 

Правила деловой игры

  1. Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает даже авторство блестящих идей.
  2. Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
  3. "Мозговой штурм" требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.
  4. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.
  5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки - они мешают построению и формированию новых идей.
  6. Следует воздерживаться от перешептываний, переглядывании, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.
  7. "Мозговая атака" не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций - важнейшее условие успешного творческого поиска.
  8. Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.
  9. Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще не разрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.
  10. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
  11. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
  12. В ходе игры допускаются и приветствуются дополнения и усовершенствования идей, предложенных вами или другими участниками "мозговой атаки".
  13. Разрешается задавать вопросы участникам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.
  14. Тщательно, но корректно формулируйте свои мысли, не огорчайтесь, если вас не поймут, сделайте попытку еще раз изложить идею.
  15. Не ждите одобрений или осуждений вашего предложения со стороны коллег, лучше подумайте, как его можно усовершенствовать.
  16. Не обращайтесь к руководителю "мозговой атаки" за поддержкой - до окончания игры он не имеет права на публичную оценку.
  17. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.
  18. Используйте способ комбинирования приемов, решений, подсчетов, оценок; попытайтесь структурировать некоторую систему из казалось бы чуждых друг другу частей.
  19. Осмысливая выдвинутую для решения проблему, можно попытаться сделать все наоборот; ставить задачу, обратную данной, изменить последовательность действий, операций, расположение деталей т.д.
  20. Попробуйте для решения данной проблемы использовать известные вам способы и приемы, применение которых в других ситуациях дает положительные результаты.
  21. Оценка и решение поставленной задачи не обязательно могут быть найдены только в данном учреждении, попытайтесь вспомнить интересные неожиданные разрешения сходных проблем в других видах деятельности.
  22. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме: уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т.д.
  23. В процессе "мозговой атаки" меньше обращайте внимание на возможные последствия, думайте о том, насколько ваше предложение может быть существенным для учреждения.
  24. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную и психическую энергию человека
 
 
 
 
 
 

ЭКСПЕРТНАЯ  ГРУППА 
 
 
 

ГРУППА 1 
 
 
 

ГРУППА 2 
 

ЭКСПЕРТ 

ЭКСПЕРТ 

ЭКСПЕРТ 

Разминка

    Какое применение можно  найти для женской  пудреницы? (Дайте  максимум идей.) 

Разминка 

    Какое применение можно  найти для женской пудреницы? (Дайте максимум идей.) 

Разминка

    Какое применение можно  найти для женской  пудреницы? (Дайте  максимум идей.) 

Задание 1

    Предложите  несколько идей, которые  вы реализуете, если вас назначат директором колледжа.  

Задание 1

    Предложите  несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директором колледжа.  

Задание 1

    Предложите  несколько идей, которые  вы реализуете, если вас назначат директором колледжа.  

Задание 2

    Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы  сократить число  пропусков занятий? 

Задание 2

    Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы  сократить число  пропусков занятий? 

Задание 2

    Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы  сократить число  пропусков занятий? 
     

Задание 3

             Ваши идеи по  предупреждению пивного  алкоголизма среди молодежи. 

Задание 3

             Ваши идеи по  предупреждению пивного  алкоголизма среди  молодежи. 

Задание 3

             Ваши идеи по  предупреждению пивного  алкоголизма среди  молодежи.

Информация о работе Деловая игра "Мозговой штурм"