Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:25, реферат
Цель работы – проанализировать сущность метода мозгового штурма.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю возникновения метода;
2) Изучить сущность метода и этапы мозгового штурма;
3) Описать в чем заключается успех метода.
Введение
1. История появления и суть метода.
2. Метод мозгового штурма.
2.1. Сущность метода мозгового штурма.
2.2. Этапы и правила мозгового штурма.
2.3. Успех мозгового штурма.
Заключение
Список используемой литературы
Государственное учреждение образования
«Республиканский институт высшей школы»
Кафедра
философии и методологии
Реферат
Метод мозгового штурма
Исполнитель
(ФИО, уч.степень, уч.звание)
Минск 2012
Содержание
Введение
1. История появления и суть метода.
2. Метод мозгового штурма.
2.1. Сущность метода мозгового штурма.
2.2. Этапы и правила мозгового штурма.
2.3. Успех мозгового штурма.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Темп современной деловой
жизни кажется таким быстрым,
решения принимаются на ходу, и
складывается впечатление, что совсем
нет и времени и места для
творчества, и тем более для "специального
процесса по организации творчества".
Метод "мозгового штурма" имеет
большую известность и
Цель работы – проанализировать сущность метода мозгового штурма.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю возникновения метода;
2) Изучить сущность
метода и этапы мозгового
3) Описать в чем заключается успех метода.
Объектом данной работы – мозговой штурм, как метод коллективного принятия решения.
Предмет данной работы – это процесс принятия коллективного решения при помощи метода мозгового штурма.
1. История появления и суть метода.
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году. Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему. Несмотря на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. |
Поиском вариантов
их решения занимался узкий
круг специалистов высокого
Итак, для того, чтобы
идеи приняли специалисты, они
должны быть выдвинуты
2. Метод мозгового штурма.
2.1. Сущность метода мозгового штурма.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Основной целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением. Метод "мозгового штурма" как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи. Существует также метод "обратного мозгового штурма", при котором группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание проблемы и определение ее роли в развитии управления. Метод "двойного мозгового штурма" предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли. Существует и метод "конференции идей", который реализуется по специальной технологии их презентации. Использование метода "мозгового штурма" может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.
2.2. Этапы и правила мозгового штурма.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1. Постановка проблемы.
Предварительный этап. В начале
этого этапа проблема должна
быть четко сформулирована. Происходит
отбор участников штурма, определение
ведущего и распределение
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
* Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
* Полный
запрет на критику и любую
(в том числе положительную)
оценку высказываемых идей, так
как оценка отвлекает от
* Необычные
и даже абсурдные идеи
* Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
* участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
* члены комиссии,
обрабатывающие предложенные
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи
высказаны, производится их анализ, развитие
и отбор. В итоге находится
максимально эффективное и
2.3. Успех мозгового штурма.
Успех мозгового штурма сильно
зависит от психологической атмосферы
и активности обсуждения, поэтому
роль ведущего в мозговом штурме очень
важна. Именно он может «вывести из
тупика» и вдохнуть свежие силы в
процесс. Это достигается путем
включения в проблему, информационного
наполнения ее содержания, процедурного
регулирования работы группы, психологической
поддержки творческой активности, регулирования
поля поиска (расширение, ограничение
или сужение), концентрации внимания
на ключевых факторах поиска. Все это
механизм управления коллективным творчеством,
используемый ведущим. Он должен стимулировать
полемику и критику, точность аргументации,
практическую направленность, предельную
конкретность, сравнительный анализ,
использование расчетов. Этими критериями
он регулирует творческую деятельность
аналитиков и направляет ее на позитивные
результаты. Один из вариантов методики
мозгового штурма хорошо знаком нам
по любимой не одним поколением телезрителей
передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически
запрещается критика
Заключение
Мозговой штурм - это неиссякаемый
источник новых идей и нестандартных
решений. Методика мозгового штурма
хорошо известна и уже несколько
десятилетий успешно