Метод мозгового штурма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать сущность метода мозгового штурма.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю возникновения метода;
2) Изучить сущность метода и этапы мозгового штурма;
3) Описать в чем заключается успех метода.

Оглавление

Введение
1. История появления и суть метода.
2. Метод мозгового штурма.
2.1. Сущность метода мозгового штурма.
2.2. Этапы и правила мозгового штурма.
2.3. Успех мозгового штурма.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.17 Кб (Скачать)

 

Государственное учреждение образования

«Республиканский  институт высшей школы»

 

Кафедра философии и методологии университетского образования 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Метод мозгового штурма

 

 

 

 

 

 

Исполнитель                     Руководитель     

    (ФИО, уч.степень, уч.звание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

Содержание

 

Введение

1. История появления и суть метода.

2. Метод мозгового штурма.

2.1. Сущность метода мозгового  штурма.

2.2. Этапы и правила  мозгового штурма.

2.3. Успех мозгового штурма.

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Темп современной деловой  жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и  складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для  творчества, и тем более для "специального процесса по организации творчества". Метод "мозгового штурма" имеет  большую известность и практическое распространение. Использование его  показало бесспорную эффективность  в творческом решении многих сложных  исследовательских и не только исследовательских  проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Исследование - это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объяснение сложного. Поэтому в исследованиях  метод "мозгового штурма" имеет  особое значение. С его помощью  можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Цель работы – проанализировать сущность метода мозгового штурма.

Задачи работы:

   1) Рассмотреть историю  возникновения метода;

   2) Изучить сущность  метода и этапы мозгового штурма;

   3) Описать в чем заключается успех метода.

Объектом данной работы –  мозговой штурм, как метод коллективного  принятия решения.

Предмет данной работы –  это процесс принятия коллективного  решения при помощи метода мозгового  штурма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История появления и суть метода.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки  в конце 30-х годов. В это время  совладелец крупной рекламной фирмы  Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый  подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом  книги А. Осборна "Управляемое  воображение: принципы и процедуры  творческого мышления" в 1953 году. Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную  процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. |

 Поиском вариантов  их решения занимался узкий  круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме  простых исполнителей. Привычным  ответом на вопрос о причинах  такого положения является указание  на материальное стимулирование. Ведь творческие способности  есть у всех людей. Ответ  был найден Осборном при детальном  рассмотрении процедуры включения  "новичка" в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются  специалистами на профессиональном  языке с привлечением специальных  терминов, на базе глубокого знания  происходящего, внутренне  действующих эффектов.  |  |

 Итак, для того, чтобы  идеи приняли специалисты, они  должны быть выдвинуты оформленными "по всем правилам" - таково  широко распространенное мнение. И требуется испытание идеи, ее  надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение  новичков и неспециалистов к  решению даже очень важных  для предприятия вопросов. Важнейшим  элементом метода, предложенного  Осборном, является снятие этого  ограничения. "Почему бы не  разделить каждую проблему таким  образом, чтобы одна часть опытных  экспертов позаботилась об изыскании  фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой" - пишет А. Осборн. В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Осборн указывает на появление нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю". Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую обычно и «клюет» покупатель. Надо отдать должное исследовательскому таланту Осборна. Он уяснил главное - поиску идеи мешает психологическая инерция, наша привычка к «накатанному» пути, шаблонным решениям. Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее мешает поиску нового сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И еще он заметил, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе - они критически осмысливаются. Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком на судах широко тогда известной серии «Либерти», перевозивших военные грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились жертвой первой же торпедной атаки вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике. Решив снять напряжение в самое опасное, дневное время плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен. После войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время одним из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений. В проведении мозгового штурма есть несколько этапов и четкие правила «игры». Этапы состоят из подготовки, проведения штурма, оценки и отбора идей, проработки и развития наиболее ценных из них. Правила проведения мозгового штурма несложны. 1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д. 2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают. 3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача - за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств. 4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись). 5. Руководит брейнстормингом ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем. |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод мозгового штурма.

2.1. Сущность метода мозгового  штурма.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Основной целью "мозгового  штурма" является поиск как можно  более широкого спектра идей и  решений исследуемой проблемы, выход  за границы тех представлений, которые  существуют у специалистов узкого профиля  либо у людей богатым прошлым  опытом и определенным служебным  положением. Метод "мозгового штурма" как метод исследования проблем  и поиска их решения имеет множество  разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается  в том, что все участники творческого  процесса фиксируют на специальных  карточках свои идеи относительно решения  какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в  случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную  оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать  и новые идеи. Существует также  метод "обратного мозгового штурма", при котором группа генерации  идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности  их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание  проблемы и определение ее роли в  развитии управления. Метод "двойного мозгового штурма" предполагает подготовительную работу в генерации  идей, затем их постановку без анализа  и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли. Существует и метод "конференции идей", который реализуется по специальной технологии их презентации. Использование метода "мозгового штурма" может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

2.2. Этапы и правила  мозгового штурма.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

   1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале  этого этапа проблема должна  быть четко сформулирована. Происходит  отбор участников штурма, определение  ведущего и распределение прочих  ролей участников в зависимости  от поставленной проблемы и  выбранного способа проведения  штурма.

   2. Генерация идей. Основной этап, от которого во  многом зависит успех всего  мозгового штурма. Поэтому очень  важно соблюдать правила для  этого этапа: 

      * Главное  — количество идей. Не делайте  никаких ограничений. 

      * Полный  запрет на критику и любую  (в том числе положительную)  оценку высказываемых идей, так  как оценка отвлекает от основной  задачи и сбивает творческий  настрой. 

      * Необычные  и даже абсурдные идеи приветствуются.

      * Комбинируйте  и улучшайте любые идеи.

   3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки  обычно создают две группы:

   * участники, предлагающие  новые варианты решения задачи;

   * члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. 

Различают индивидуальные и  коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует  коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом  мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так  и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных  чинов или рангов, то рекомендуется  заслушивать идеи в порядке возрастания  ранжира, что позволяет исключить  психологический фактор «соглашения  с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится  максимально эффективное и часто  нетривиальное решение задачи.

 

2.3. Успех мозгового штурма.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы  и активности обсуждения, поэтому  роль ведущего в мозговом штурме очень  важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в  процесс. Это достигается путем  включения в проблему, информационного  наполнения ее содержания, процедурного регулирования работы группы, психологической  поддержки творческой активности, регулирования  поля поиска (расширение, ограничение  или сужение), концентрации внимания на ключевых факторах поиска. Все это  механизм управления коллективным творчеством, используемый ведущим. Он должен стимулировать  полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Этими критериями он регулирует творческую деятельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты. Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам  по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически  запрещается критика выдвигаемых  идей. Это нужно для того, чтобы  не мешать свободному полету творческого  мышления. Необходимо положительно оценивать  любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей. Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мозговой штурм - это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных  решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько  десятилетий успешно применяется  в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Он используется в  самых разных областях - от решения  научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения  в сложных социальных или личных ситуациях.  Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно  необычное, новое, креативное, что могло  бы "пройти мимо" из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и "лично  для себя", в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального  группового действия несравненно выше.

Информация о работе Метод мозгового штурма