Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 23:50, доклад
Деловые игры относятся к эффективным методам решения производственных задач. Производственные деловые игры используются для совершенствования и отработки существующих организационных, управленческих и технологических процессов, а также для обеспечения внедрения новых организационных и управленческих систем (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – 560 с.). В прикладных психологических исследованиях деловые игры используются как средство решения задач профотбора, психологической аттестации кадров, профессиональной подготовки и т.п.
Литература:
Истратова О.Н.
Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 638 с.: ил. – (Справочник).
Особенности деловых игр
Деловые игры относятся к эффективным методам решения производственных задач. Производственные деловые игры используются для совершенствования и отработки существующих организационных, управленческих и технологических процессов, а также для обеспечения внедрения новых организационных и управленческих систем (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – 560 с.). В прикладных психологических исследованиях деловые игры используются как средство решения задач профотбора, психологической аттестации кадров, профессиональной подготовки и т.п.
В основе деловой игры лежат следующие принципы: принцип проблемности, принцип диалогового общения, принцип взаимодействия партнеров. Деловые игры относятся к многошаговым процедурам, имитирующим динамику управляемого процесса в сжатом масштабе времени и характеризующиеся наличием обратной связи. Главным принципом деловых игр является имитационное моделирование как объекта, так и структуры профессиональной деятельности.
Как правило, любая деловая игра состоит из 12 основных элементов (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – 560 с.). Рассмотрим эти элементы.
1) Сценарий – текст, описывающий сюжет игры.
2) Импульс – проблема, спорный вопрос, информация, предоставляемая участникам в процессе игры для обмена мнениями.
3) Последовательность
цикла – последовательность, которая
на макроуровне включает
4) Этапы игры – детальное
описание развития
5) Правила.
6) Роли – характеры
с заданными моделями
7) Модели – приемы
системы учета для
8) Последовательность
решений и связи между
9) Система учета –
набор установленных процедур, с
помощью которых
10) Указатели – аспекты системы учета, на которые ведущий обращает внимание участников.
11) Символика – наглядные пособия, содержащие ряд характеристик некоторых игровых понятий.
12) Оборудование – необходимый реквизит для обеспечения игры.
Ролевые игры
Ролевая игра – это моделирование ситуации, где участникам предлагается исполнить роль какого-либо человека в знакомых для них обстоятельствах или ситуациях (Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.).
Сценарий для ролевой игры можно придумать или использовать реальную ситуацию, с которой человек может столкнуться или уже сталкивался. На практике большинство ролевых игр представляют собой одноактную сценку без заранее написанных реплик, где двое или более участников выступают в ролях различных людей.
Ролевые игры обеспечивают участникам личную вовлеченность и возможность обучаться активно. Участники в некритичной и комфортной обстановке разыгрывают ситуации из реальной жизни. Их поведение, речь и чувства в течение этого процесса формируют основу для повышения самооценки и осознания путем обратной связи впечатления, которое их поведение производит на окружающих. А это, в свою очередь, позволяет выяснить, какие модели поведения, слова и подходы наиболее эффективны. В ситуации игры можно без особого риска совершать ошибки и учиться на них.
Таким образом, участники получают возможность узнать, что видят, слышат и чувствуют другие люди; какую реакцию у других они вызывают своим отношением и поведением. Это стимулирует людей анализировать свое собственное поведение и прислушиваться к мнениям окружающих, дает навыки оценки позиций и потребностей других людей.
Ролевые игры можно использовать в различных ситуациях и при решении различных задач:
– Необходимость получить или совершенствовать навыки эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия (ведение переговоров, деловая коммуникация).
– Необходимость активно вовлечь обучающихся в учебный процесс.
– Потребность освоить на практике способы действия, которые могут пригодиться в будущих ситуациях реальной жизни.
– Необходимость переиграть ситуацию, с которой не удалось справиться в прошлом.
– Необходимость изменить отношение к ситуации или человеку.
Ролевые игры позволяют развивать способности вести и контролировать беседу, разрешать конфликты, эффективно излагать просьбу и уметь корректно отказывать, достигать соглашений или добиваться принятия обязательств.
Эффективность ролевых игр как метода обучения зависит от качества обратной связи. Замечания должны быть конструктивными, иначе они могут снизить уверенность человека в себе, создать барьеры в дальнейшем взаимодействии. Положительные и корректные замечания поощряют правильное поведение, придают уверенность и указывают на конкретные сферы, над которыми требуется работать.
Организационно-деятельностная
(Лаптева
А. Формы работы. Организационно-деятельностная
игра. http://www.antroponika.
Организационно-деятельностная игра (сокращенно – ОДИ) – это форма работы, которая позволяет коллективу организации создавать будущее организации и обучаться. Каждая ОДИ делается по определенной теме, а тема соответствует заказу руководителей организации.
Такая игра используется, например, с целью эффективного подбора кадров на руководящую должность. В игре принимают участие трудовые коллективы, заинтересованные в кадровых назначениях.
Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы:
1) группа претендентов (разбиваются на подгруппы);
2) группа экспертов;
3) рабочая группа с функцией экспертной оценки.
В соответствии с процедурами ОДИ разбивается на четыре фазы. На первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуждаются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе – тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой будущего руководителя предприятия.
На каждой фазе по 2-3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5-10 минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обязательная процедура (1 час) – рефлексивный анализ ситуации, т.е. разбор того, что происходит на игре, анализ выступления группы и действий каждого игрока, программирование работ на следующую фазу.
После завершения ОДИ начинается “предвыборная кампания”, в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.
Достоинство ОДИ – решение задач с учетом реальных проблем предприятия:
– формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена руководства);
– выявление основных производственных проблем предприятия;
– формирование консолидированных групп и коллективов внутри организационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.
Недостатки ОДИ – психологическая жесткость процедуры конкурса, когда “за бортом” нередко остаются претенденты, не выдерживающие чрезмерно напряженной умственной работы и требующие специальной психологической помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены на принципе расшатывания старой организационной структуры через намеренное провоцирование конфликта.