Игровая деятельность
представляет собой особую сферу
человеческой активности. Игра позволяет
каждому участнику ощутить себя
субъектом жизнедеятельности, проявить
и развить свою личность.
Деловая игра
– это метод имитации конкретных
ситуаций, т.е. имитироваться могут
любые события, конкретная деятельность
людей, обстановка, условия, в которых
осуществляется деятельность или происходят
события. Деловая игра используется для решения
комплексных задач. Усвоение нового, закрепление
материала, развитие творческих способностей,
формирование общественных умений даёт
возможность учащимся понять и изучить
учебный материал с различных позиций.
История возникновения
Первая
деловая игра была разработана и
проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом
Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН).
В 1938 году деловые игры в СССР постигла
участь ряда научных направлений, они
были запрещены. Их второе рождение произошло
только в 60-х гг., после того как появились
первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт,
К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р.
Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Деловая игра
зародилась как инструмент поиска управленческих
решений в условиях неопределённости
и многофакторности. В настоящее
время они используются в учебном
процессе вузов, как педагогическая технология, или один
из методов активного обучения, при проведении социально-психологических
тренингов и на производстве для решения производственных,
социальных и психологических задач. Во
всех случаях присутствует «двуплановость
деловой игры» и решаются не только игровые
или профессиональные задачи, но одновременно
происходит обучение и воспитание участников.
Цели использования
- формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
- воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
- обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
Признаки
деловой игры
Характерные признаки деловой игры
можно представить следующим
перечнем (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М.,
1989):
- Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
- Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
- Распределение ролей между участниками игры.
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения.
- Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
- Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
- Коллективная выработка решений участниками игры.
- Многоальтернативность решений.
- Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
В зависимости
от функций деловые игры делят
на группы:
- Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
- Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
- Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
- Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке
Технология деловой игры выглядит
следующим образом:
- Этап подготовки деловой игры
- Этап проведения деловой игры
- Этап анализа и обобщения
На этапе подготовки деловой
игры происходит:
- Разработка игры:
- разработка сценария;
- план деловой игры;
- общее описание деловой игры;
- содержание инструктажа.
- Ввод в игру:
- подготовка проблемы и целей;
- условия игры и инструктаж;
- регламент правил;
- формирование групп;
- распределение ролей;
- консультация.
Далее следует этап проведения деловой
игры, кот. вкл:
- Групповая работа над заданием:
- работа с источниками информации;
- тренинг;
- мозговой штурм;
- написание проекта;
- работа с игротехником.
- Межгрупповая дискуссия:
- выступление групп;
- защита результатов;
- наработанные правила дискуссии;
- защита проекта;
- работа эксперта.
И последний
этап анализа и обобщения, он вкл:
- анализ, рефлексию;
- оценку и самооценку работы;
- выводы и обобщения;
- рекомендации;
- вывод из игры.
На данном
этапе выступает эксперт,
происходит
обмен мнениями,
защита
учащимися своих решений и
выводов.
В финале
учитель констатирует
достигнутые
результаты и
формулирует
окончательный итог занятия.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:
С началом
игры никто не имеет права
вмешиваться
и изменять ее ход.
Только
ведущий может
корректировать
действия
участников,
если они уходят
от главной
цели игры.
Существуют
следующие достоинства и недостатки деловой
игры.
Достоинством деловых игр является
то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
- освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
- ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
- относительная сложность подготовки;
- отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
- отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Педагоги выделяют условия проведения
деловой игры, которые должны соблюдаться:
- внимательность;
- включенность в игру;
- сопричастность, уважение точки зрения других;
- масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
- самовыражение.