Деловая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:49, доклад

Краткое описание

Деловая игра – это метод имитации конкретных ситуаций, т.е. имитироваться могут любые события, конкретная деятельность людей, обстановка, условия, в которых осуществляется деятельность или происходят события. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Файлы: 1 файл

Деловая игра.docx

— 25.69 Кб (Скачать)

Игровая деятельность представляет собой особую сферу  человеческой активности. Игра позволяет  каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.

Деловая игра – это метод имитации конкретных ситуаций, т.е. имитироваться могут  любые события, конкретная деятельность людей, обстановка, условия, в которых  осуществляется деятельность или происходят события. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

История возникновения

Первая  деловая игра была разработана и  проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее  время они используются в учебном  процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Цели использования

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Признаки  деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим  перечнем (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  3. Распределение ролей между участниками игры.
  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  8. Коллективная выработка решений участниками игры.
  9. Многоальтернативность решений.
  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В зависимости  от функций деловые игры делят  на группы:

  • Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
  • Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
  • Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
  • Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке

Технология деловой игры выглядит следующим образом:

    1. Этап подготовки деловой игры
    2. Этап проведения деловой игры
    3. Этап анализа и обобщения

На этапе подготовки деловой  игры происходит:

  • Разработка игры:
  • разработка сценария;
  • план деловой игры;
  • общее описание деловой игры;
  • содержание инструктажа.
  • Ввод в игру:
  • подготовка проблемы и целей;
  • условия игры и инструктаж;
  • регламент правил;
  • формирование групп;
  • распределение ролей;
  • консультация.

Далее следует этап проведения деловой  игры, кот. вкл:

  • Групповая работа над заданием:
  • работа с источниками информации;
  • тренинг;
  • мозговой штурм;
  • написание проекта;
  • работа с игротехником.
  • Межгрупповая дискуссия:
  • выступление групп;
  • защита результатов;
  • наработанные правила дискуссии;
  • защита проекта;
  • работа эксперта.

И последний  этап анализа и обобщения, он вкл:

  • анализ, рефлексию;
  • оценку и самооценку работы;
  • выводы и обобщения;
  • рекомендации;
  • вывод из игры.

На данном этапе выступает эксперт,

происходит  обмен мнениями,

защита  учащимися своих решений и  выводов.

В финале учитель констатирует

достигнутые результаты и

формулирует окончательный итог занятия.

 

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

С началом  игры никто не имеет права

вмешиваться и изменять ее ход.

Только  ведущий может

корректировать  действия

участников, если они уходят

от главной  цели игры.

 

Существуют  следующие достоинства и недостатки деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Информация о работе Деловая игра