Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 02:18, контрольная работа
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности группы участников. Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.
1. История появления и суть метода мозгового штурма…………. 3
2. Условия проведения мозгового штурма………………………… 6
3. Правила проведения мозгового штурма………………………… 10
4. Этапы проведение мозгового штурма………………………….. 11
5. Достоинства и недостатки мозгового штурма………………….. 14
6. Список используемой литературы……
Министерство образования и
Государственное
«Российский государственный социальный университет»
по дисциплине: «Социальная квалиметрия, оценка качества и
Тема: «Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма».
Проверил:
к.ф.м.н., преподаватель
Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма».
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности группы участников. Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.
«Мозговой штурм» – это:
1. История появления и суть метода.
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.
Структурно метод довольно прост. Он
представляет собой двухэтапную процедуру
решения задачи: на первом этапе выдвигаются
идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.
Осборн столкнулся с обыденной ситуацией,
которую большинство из нас не воспринимает
как проблему. Несмотря на очевидно высокий
интеллектуальный потенциал работников
его предприятия, многие обостренно стоящие
задачи не решались в течение долгого
времени. Поиском вариантов их решения
занимался узкий круг специалистов высокого
уровня. Остальные работали в режиме простых
исполнителей.
Итак, для того, чтобы идеи приняли специалисты, они должны быть выдвинуты оформленными "по всем правилам" - таково широко распространенное мнение. И требуется испытание идеи, ее надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение новичков и неспециалистов к решению даже очень важных для предприятия вопросов. Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. "Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой" - пишет А. Осборн.
В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся рекламой, он уяснил главное - поиску идеи мешает психологическая инерция, наша привычка к «накатанному» пути, шаблонным решениям.
Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее мешает поиску нового сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И еще он заметил, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе - они критически осмысливаются.
Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком на судах широко тогда известной серии «Либерти», перевозивших военные грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились жертвой первой же торпедной атаки вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике. Решив снять напряжение в самое опасное, дневное время плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен. После войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время одним из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений.
В проведении мозгового штурма есть несколько этапов и четкие правила. Этапы состоят из подготовки, проведения штурма, оценки и отбора идей, проработки и развития наиболее ценных из них.
2. Условия проведения мозгового штурма.
• Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы – они еще не имеют выработанных стереотипов.
2.1. Категории участников.
• При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
• Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
• При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
• Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
• Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
• Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.
2.2. Количество участников.
• Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное число – 7.
• Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
• Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и уме-
ренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных – наоборот.
2.3. Обстановка, место проведения.
• Для проведения мозгового штурма целесообразно использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
• Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и
упустить ее.
• Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 - 6 человек) - наиболее удобен круглый стол.
• Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.
2.4. Продолжительность и время.
Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма колеблется в пределах 40 - 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
• При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее под-
ходящая продолжительность обсуждения - 10 - 15 минут.
• Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма – утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).
2.5. Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма.
Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
• Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
• Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
• Метод «мозговой атаки» можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
• Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.
2.6. Озвучивание проблемы.
Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько
дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
• Ознакомление участников "мозговой атаки" с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
• Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для "мозговой атаки". То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:
• Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
• Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно всё это показать и объяснить просто и четко.
• Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.
2.7. Роль руководителя (лидера).
В практическом использовании метода
"мозгового штурма" большое значение
имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй
групп должна быть соответствующим образом
организована и, регулироваться в процессе
их проведения. Эту роль выполняет ведущий.
Информация о работе Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма»