Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 02:18, контрольная работа
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности группы участников. Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.
1. История появления и суть метода мозгового штурма…………. 3
2. Условия проведения мозгового штурма………………………… 6
3. Правила проведения мозгового штурма………………………… 10
4. Этапы проведение мозгового штурма………………………….. 11
5. Достоинства и недостатки мозгового штурма………………….. 14
6. Список используемой литературы……
Основные его функции:
1. Информирование всех участников о правилах «мозговой атаки», в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
2. Мотивация перед обсуждением. На данном этапе модератор должен показать цель, и отметить, какой вклад внесут в ее достижение участники брейнсторминга. Зажечь огонь инициативы – главная задача.
3. Регламентация процесса высказывания мнений. Для того чтобы не устраивать беспрерывный галдеж, модератор должен поочередно давать слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказаться. Кроме того, он подбадривает участников на то, чтобы те высказывали самые сумасшедшие идеи вслух.
4. Жесткое, но тактичное, пресечение критики со стороны коллег. Делать это просто необходимо, поскольку невозможно избежать этой проблемы на ранних этапах мозгового штурма.
5. Позитивное и равное отношение ко всем участникам. Модератор не должен явно или неявно выделять «любимчиков», которые выдвигают действительно неплохие идеи для того, чтобы не возвышать их над другими.
6. Стимулирование потока
7. Ограничение времени на
8. Часто бывает, что участники
продолжают генерировать
2.8. Оценка идей.
• Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
• Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.
3. Правила проведения мозгового штурма.
1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.
2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.
3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача - за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.
4. Свободный полет мыслей и поощрение
самых «безумных» идей. Целью мозгового
штурма, как коллективного творческого
процесса, является поиск нестандартных,
нетрадиционных идей. В противном случае
этот процесс может превратиться в обычное
совещание, на которых чаще всего предлагаются
и обсуждаются именно стандартные идеи
и решения, которые не всегда являются
результативными и эффективными.
5. Все идеи фиксируются, для чего применяют
магнитофон или стенографию (запись).
4. Этапы проведение мозгового штурма.
Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».
Этап 1. Постановка проблемы. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.
Этап 2. Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.
Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.
1. Проблема уже сформулирована,
но ее определение слишком
общее, требующее уточнения. В этом
случае первоначальную формулир
2. Группа не знает, над какой
проблемой она будет работать,
но в этом случае надо
Этап 5. Процесс выдвижения идей. Генерация идей - основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
1) Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Этап 6. После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.
Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей,
высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).
Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.
5. Достоинства и недостатки мозгового штурма.
Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.
Достоинства:
1. Простота метода (практически
не нужна предварительная
2. Не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов или экспертов, предоставляет возможности для участия в решении проблем специалистам различных областей деятельности.
3. Идет активизация всех
4. поощряется творческое
5. возможность сразу получить много идей (рабочая группа в 6-8 человек за час может получить до ста идей)
Недостатки:
1. Зачастую участники уходят
от реальной проблемы. В потоке
разнообразных предложений
2. Кроме того, метод не гарантирует
тщательную разработку
3. Мозговой штурм исключает
4. Другим недостатком может быть «генерирование» идей, которые окажется либо трудно, либо невозможно реализовать.
5. Недостатки метода мозгового штурма связаны с организацией работы группы. Если куратор не сможет контролировать группу, то группа будет отклоняться от установленных правил и работа может оказаться долгой и бесполезной.
Список литературы:
1. Самсонова М. В., Ефимов В. В. Технология и методы коллективного решения
проблем. / Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 152 с.
2. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -
Спб.: Питер, 2005
3. http://www.advertology.ru/
4. Кудрявцев А.В. «Методы интуитивного поиска технических решений».
Электронный журнал «METODOLOG.RU», 2008.
5. Робсон М. От идеи к решению: использование потенциала управленческой
группы / М. Робсон. - М.: ТриЛ, 2000.
Информация о работе Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма»