Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 02:18, контрольная работа

Краткое описание

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности группы участников. Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Оглавление

1. История появления и суть метода мозгового штурма…………. 3
2. Условия проведения мозгового штурма………………………… 6
3. Правила проведения мозгового штурма………………………… 10
4. Этапы проведение мозгового штурма………………………….. 11
5. Достоинства и недостатки мозгового штурма………………….. 14
6. Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

К.р. Мозговой штурм (социальная квалиметрия).doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Основные его функции:

1. Информирование всех участников о правилах «мозговой атаки», в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.

2. Мотивация перед обсуждением. На данном этапе модератор должен показать цель, и отметить, какой вклад внесут в ее достижение участники брейнсторминга. Зажечь огонь инициативы – главная задача.

3. Регламентация процесса высказывания мнений. Для того чтобы не устраивать беспрерывный галдеж, модератор должен поочередно давать слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказаться. Кроме того, он подбадривает участников на то, чтобы те высказывали самые сумасшедшие идеи вслух.

4. Жесткое, но тактичное, пресечение критики со стороны коллег. Делать это просто необходимо, поскольку невозможно избежать этой проблемы на ранних этапах мозгового штурма.

5. Позитивное и равное отношение  ко всем участникам. Модератор  не должен явно или неявно  выделять «любимчиков», которые выдвигают действительно неплохие идеи для того, чтобы не возвышать их над другими.

6. Стимулирование потока креатива. Запас идей может иссякнуть, поэтому  он должен подготовить заранее  вопросы, которые будут питать  мозговую активность участников. Это могут быть вопросы в духе «Как нам взглянуть на проблему с другой стороны?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и т.п.

7. Ограничение времени на высказывание  также весьма необходимая функция. Если один из генераторов слишком  долго излагает свои мысли, нужно его уверенно и корректно прервать, для того чтобы и другие участники имели шанс поделиться своими размышлениями.

8.  Часто бывает, что участники  продолжают генерировать интересные  идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

2.8. Оценка идей.

• Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.

• Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

 

 

3. Правила проведения  мозгового штурма.

1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.

2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.

3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача - за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.

4. Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей. Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.                                                                     

5. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).                                                                                                                                        6. Руководит брейнстормингом ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем.

4.  Этапы проведение  мозгового штурма.

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».

Этап 1. Постановка проблемы. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2. Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Этап 3. Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма – развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

Этап 4. Далее следует подготовиться к началу мозгового штурма. Здесь могут быть возможны следующие варианты:

1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком  общее, требующее уточнения. В этом  случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.

2. Группа не знает, над какой  проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться  сформулировать общее направление  поиска. В этом случае лучше  всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем….» и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.

Этап 5. Процесс выдвижения идей. Генерация идей - основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

1) Главное - количество идей. Не  делайте никаких ограничений.

2) Полный запрет  на критику и любую (в том  числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

3) Необычные и  даже абсурдные идеи приветствуются.

Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей:

1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: "Я пропускаю" и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2-3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6. После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей,

высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

Этап 7. Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

5. Достоинства и недостатки  мозгового штурма.

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Простота метода (практически  не нужна предварительная подготовка),

2. Не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов или экспертов, предоставляет возможности для участия в решении проблем специалистам различных областей деятельности.

3. Идет активизация всех участников  процесса.

4. поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит  в условиях комфортной творческой  атмосферы.

5. возможность сразу получить  много идей (рабочая группа в 6-8 человек за час может получить до ста идей)

Недостатки:

1. Зачастую участники уходят  от реальной проблемы. В потоке  разнообразных предложений бывает  порой довольно трудно найти  рациональные и продуктивные  идеи.

2. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой  идеи.

3. Мозговой штурм исключает управление. Штурм действительно помогает  преодолевать инерцию: мысль сдвигается "с мертвой точки", разгоняется  и часто проскакивает то место, где надо остановиться. Десятки  раз в ходе экспериментов наблюдалась  такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях.

4. Другим недостатком может быть  «генерирование» идей, которые окажется  либо трудно, либо невозможно  реализовать.

5. Недостатки метода мозгового штурма связаны с организацией работы группы. Если куратор не сможет контролировать группу, то группа будет отклоняться от установленных правил и работа может оказаться долгой и бесполезной.

 

Список литературы:

1. Самсонова М. В., Ефимов В. В. Технология и методы коллективного решения

    проблем. /  Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 152 с.

2. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -

    Спб.: Питер, 2005

3.  http://www.advertology.ru/article27959. htm

4. Кудрявцев А.В. «Методы интуитивного поиска технических решений».  

    Электронный журнал «METODOLOG.RU», 2008.

5. Робсон М. От идеи к решению: использование потенциала управленческой

    группы / М. Робсон. - М.: ТриЛ, 2000.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Методы «мозговой атаки» и «мозгового штурма»