Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 579.37 Кб (Скачать)

 

3.1 О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы

 

В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 29 декабря 2012 г. № 1242 утверждена Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы.

Разработка Программы осуществлялась на основании Закона Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»,  Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и др.

Основные цели Программы – стимулирование развития деловой активности, устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, повышение эффективности  функционирования и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

- вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

- развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

- совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса и др.

Кроме того, Программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. Среди них финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Республике Беларусь с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.

Документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.

Общую координацию и мониторинг выполнения мероприятий настоящей Программы осуществляет Министерство экономики, координацию, контроль за эффективностью и объемами выполнения этих мероприятий на местах – облисполкомы и Минский горисполком.

 

3.2 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства

 

Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:

1. Либерализация законодательства  о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Для этого необходимо:

• упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.

• определить единый перечень документов для регистрации;

• закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;

• закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда.

2. Либерализация цен:

• отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;

• отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);

• отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;

• отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;

• реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.

3. Изменения в Налоговом  кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.

4. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.

5. Упрощение порядка сертификации  и удешевление ее процедуры.

6. Принятие закона «О  едином порядке установления  и применения экономических

санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;

7. Активизация системы  государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;

8. Либерализация внешнеэкономической  деятельности:

• отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;

• обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на

оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;

• отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).

Исходя их выше сказанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав курсовую  работу можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

 Малые предприятия  требуют меньше капиталовложений  в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные  и трудовые ресурсы. Часто малые  предприятия на начальном этапе  используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире  организуют офис или часть  производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

Также в ходе выполнения данной работы были рассмотрены различные аспекты, связанные с деятельностью малых предприятий  в Республике Беларусь.

Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.

Зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование для организации малого бизнеса в нашей стране.

Рассмотрев современную нормативно-правовую базу развития малого бизнеса в Республике Беларусь, можно констатировать, что нормативно-правовая база по предпринимательству, как основа в организации, поддержке и развитии данное сектора экономики Республики Беларусь существует, постоянно совершенствуется с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проведя краткий анализ субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства,  можно сказать, что, во-первых, они существуют на рынке Беларуси Центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, банковские программы микрокредитования, общественные и профессиональные организации, отстаивающие интересы предпринимателей), во-вторых, в Беларуси созданы рамочные законодательные предпосылки для их эффективного функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базылев Н.И., Базылева М.Н.  Основы бизнеса: учебное пособие.- Мн.: Мисанта,2003. – 253 с.
  2. Балашевич М.И., Быкова Т.П.  Экономика малого бизнеса: учебное пособие / Балашевич М.И., Быкова Т.П. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 231 с.
  3. Статистический ежегодник / И.В.Зиновский[и др.]. – Мн.:2013 – 578 с.
  4. Малое и среднее предпринимательство  в РБ / И.В.Зиновский[и др.].-Мн.: 2013. – 239 с.
  5. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 –2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005г. № 150
  6. Е.Н. Лобачев Экономическая теория: учебное пособие/ Е.Н. Лобачев, - Мн.: Книжный дом,2005 – 257.
  7. Л.Ф.Догиль, Б.Д. Семенов Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие – Мн.: Выш.шк. 1997. – 266 с.
  8. М.Ковалев Развитие малого предпринимательства в Беларуси: учебное пособие – Мн.: Книжный дом, 2008 – 236 с.
  9. Постановление  от 30.03.2013№241»О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь». Совет Министров РБ. – Мн.:2013. – 15с.
  10. Постановление от 29.12.2012 №1242 «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ на 2013-2013 годы» Совет Министров РБ. – Мн.:2013. – 37с.
  11. Еловских В.В. Роль малого бизнеса в белорусской экономике /Еловских В.В. –Мн.: Логвинов, 2005. – 56 с.
  12. С.И. Мазоль Экономика малого бизнеса: учебное пособие/ С.И. Мазоль. – Мн.: Книжный дом,2004. – 272 с.
  13. Национальный Интернет-портал Министерство экономики Республики Беларусь[Электронный ресурс] / Малое и среднее предпринимательство. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. Дата доступа:05.11.2013
  14. Национальный интернет-портал Финансы:теория и практика РФ[Электронный ресурс] / Малый бизнес. – Режим доступа:http://www.financetheory.ru
  15. Национальный интернет - портал Новополоцкий городской исполнительный комитет:[Электронный ресурс] / Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Режим доступа:http://www.novopolotsk.by
  16. Национальный интернет-портал Республики Беларусь:[Электронный ресурс] / Малое предпринимательство в РБ. Режим досутпа:http://pravo.by

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством