Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа
Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….
3.1 О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы
В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 29 декабря 2012 г. № 1242 утверждена Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы.
Разработка Программы осуществлялась на основании Закона Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и др.
Основные цели Программы – стимулирование развития деловой активности, устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, повышение эффективности функционирования и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;
- развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;
- совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса и др.
Кроме того, Программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. Среди них финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Республике Беларусь с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.
Документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.
Общую координацию и мониторинг выполнения мероприятий настоящей Программы осуществляет Министерство экономики, координацию, контроль за эффективностью и объемами выполнения этих мероприятий на местах – облисполкомы и Минский горисполком.
3.2 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства
Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:
1. Либерализация
• упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.
• определить единый перечень документов для регистрации;
• закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;
• закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда.
2. Либерализация цен:
• отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;
• отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);
• отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;
• отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;
• реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.
3. Изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.
4. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.
5. Упрощение порядка
6. Принятие закона «О едином порядке установления и применения экономических
санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;
7. Активизация системы государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;
8. Либерализация
• отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;
• обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на
оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;
• отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).
Исходя их выше сказанного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав курсовую работу можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия
требуют меньше
Также в ходе выполнения данной работы были рассмотрены различные аспекты, связанные с деятельностью малых предприятий в Республике Беларусь.
Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.
Зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование для организации малого бизнеса в нашей стране.
Рассмотрев современную нормативно-правовую базу развития малого бизнеса в Республике Беларусь, можно констатировать, что нормативно-правовая база по предпринимательству, как основа в организации, поддержке и развитии данное сектора экономики Республики Беларусь существует, постоянно совершенствуется с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведя краткий анализ субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, можно сказать, что, во-первых, они существуют на рынке Беларуси Центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, банковские программы микрокредитования, общественные и профессиональные организации, отстаивающие интересы предпринимателей), во-вторых, в Беларуси созданы рамочные законодательные предпосылки для их эффективного функционирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ