Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа
Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….
Малый бизнес определяют как:
Малый бизнес (МБ) или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и от части политический уровень развития страны.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.
Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малый бизнес является неотъемлемым,
объективно необходимым элементом любой
развитой хозяйственной системы, без которого
экономика и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства
составляют крупные корпорации, а наличие
мощной экономической силы – крупного
капитала в значительной мере определяет
уровень научно-технического и производственного
потенциала, подлинной основной жизни
стран с рыночной системой хозяйствования
является малый бизнес как наиболее массовая,
динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Именно небольшие фирмы образуют своеобразный
фундамент, на котором строятся более
высокие «этажи» хозяйства и который во
многом определяет архитектуру всего
здания экономики.
По мере развития
мелкого предпринимательства образуются
различные формы организации частных
фирм. На данный момент известны три основные
правовые формы: единоличные, партнерства
и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении
наиболее простая форма для мелкого бизнеса.
Обычно для открытия такого предприятия
достаточно лишь получить лицензию от
местных властей и зарегистрировать торговое
имя.
Деловые партнерства представляют собой
организацию из двух и более лиц, между
которыми заключается контракт на совместное
владение предприятием. Партнерства могут
быть полными и ограниченными. Третий
тип - корпорации. Это организационная
форма наиболее характерна для крупного
и среднего бизнеса, хотя из общего числа
всех корпораций, например в США, 98% - небольшие
семейные фирмы.
Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.
1. По формам собственности,
организационно-правовому
2. По способу образования
мелкие предприятия делятся на
создаваемые заново и
3. По уровню доходов
и степени коммерческого
Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями. Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.
Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.
Различают следующие виды функций малого бизнеса:
Экономические функции малого бизнеса:
Социальные функции малого бизнеса:
Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как
правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.
1.2 Особенности развития малого бизнеса
Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99% (в Японии).
Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он сводится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени.
Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald's и др.)
Рассматривая зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его достоинства:
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы.
К недостаткам малого бизнеса также относят:
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы.
К недостаткам малого бизнеса также относят: большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;
Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнёрам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.; личные проблемы предпринимателей. Ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это становится причиной появления дополнительных проблем личного характера.
На развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:
В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель—собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, чаще не более одного года.