Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 579.37 Кб (Скачать)

 

Окончание таблицы 2.2

Образование

3592

3705

3782

здравоохранение и предоставление социальных услуг

5189

5299

5982


Источник:[3, стр. 432]  

Однако с 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателя содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны платить в местный бюджет 5 минимальных зарплат за уборку территории и фиксированный налог – 2-5 минимальных зарплат. 
        В 1996-1997 годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании Президентом Республики Беларусь Указов «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддержать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь «О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти. [13, стр.84] 
Однако, несмотря на эту поддержку, малый бизнес чувствует себя в республике все более неуютно. В результате проводимой в отношении малого бизнеса государственной политики он вытесняется из экономики или загоняется в теневую экономику. От этого теряют и государство и люди. И если в западных странах на 1000 человек населения приходится 25-32 малых предприятия, в России – 11, то в Республике Беларусь – 7.

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.

 

Таблица 2.3- Число малых предприятий.

 

Микро-и малые организации

Показатель

2010г

2011г

2012г

Всего

виды деятельности:

74246

77605

82612

обрабатывающая промышленность

11386

11999

12576

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2230

2650

2653

транспорт и связь

6963

7152

7968

Строительство

6526

7216

7548


 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2.3

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

31943

32191

34062

Образование

422

464

539

здравоохранение и предоставление социальных услуг

704

716

769

В процентах к итогу

Всего

виды деятельности:

100

100

100

обрабатывающая промышленность

15,3

15,5

15,2

сельское хозяйство, охота ёи лесное хозяйство

3,0

3,4

3,2

транспорт и связь

6,4

9,2

9,6

Строительство

8,8

9,3

9,1

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

43,0

41,5

41,2

Образование

0,6

0,6

0,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,0

0,9

0,9


Источник:[4, стр. 66]

 
Преимущественно ориентация предпринимательских структур республики на 2012 год сформировалось в сфере торговли; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования –41,2% к общему количеству предприятий. Обрабатывающая промышленность занимает вторе место – 15,2% к итогу, транспорт и связь третье – 9,6%,  в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве работает -3,2% малых предприятий. Все остальные имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так,образование-0,7%. 
Учитывая все сказанное выше, можно утверждать, что в настоящее время малый бизнес в Республике Беларусь испытывает большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на черте – выпуск более 20% годового валового продукта страны. При этом цифра 20%, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач – удовлетворять запросы массового покупателя, т. е. населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты, что в развитых странах малый бизнес дает не менее половины ВВП. 
Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики. 
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства. [17,стр.15] 
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест. 
В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса. В основном же в настоящее время  удельный вес убыточных предприятий значительно упал по сравнению с предыдущим годом.

 

Таблица 2.4- Удельный вес убыточных малых предприятий по отраслям экономики.

 

Микро- и малые организации

2010г

2011г

2012г

Всего:

Республика Беларусь

21,0

20,3

18,6

Области:

 

Брестская

16,2

16,6

15,1

Витебская

16,6

16,7

14,8

Гомельская

17,5

16,8

15,3

Гродненская

18,2

15,0

14,8

г. Минск

27,0

26,1

23,3

Минская

19,1

18,9

18,3

Могилевская

14,6

14,8

13,9


Источник:[4, стр.145].

 

И всё-таки малый бизнес в нашей стране развивается недостаточно стремительно по сравнению с другими странами. 
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами. 
          К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков. 
         К политическим факторам можно отнести недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата. 
Факторами правового характера являются, в первую очередь, несовершенная система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу. 
         Факторы организационного порядка включают два аспекта проблемы: во-первых, необходимость в новых кадрах и, во-вторых, необходимость в упрощении процедуры регистрации создаваемого предприятия. 
        В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе. 
         Затронутый вопрос об упрощении процедуры регистрации создаваемого малого предприятия, пожалуй, теряет свое значение, точнее смысл на фоне обратного процесса, когда в республике все более усложняются требования к регистрации и перерегистрации малых предприятий различных организационных форм. Соответственно возникают все новые бюрократические и правовые препятствия нормальному функционированию малого бизнеса. При создании предприятия отечественному предпринимателю необходимо собрать справки от многих учреждений и организаций. Дальше, уже во время работы предприятия, постоянные проверки со стороны различных государственных органов также требуют дополнительного времени и материальных затрат коммерческих структур. В качестве сравнения, регистрация фирм в США занимает два дня, регистрационная плата составляет от 5 до 10 долларов.

        Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.

К числу таких мер могут относиться следующие: 
1. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества. Такими целями в республике могут быть: увеличение занятости, борьба с инфляцией, увеличение оплаты труда, усиление деловой активности, утилизация отходов, и т. д.; 
2. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности. Это позволит органично адаптировать малые предприятия к экономической системе страны. В частности, необходимо на уровне государственной политики решить, в какие отрасли экономики допускать негосударственную форму собственности, и затем на каждом предприятии выявить те производства, технологические процессы или услуги, которые следует передать в частные руки;

3. Создание государственной  властью такой системы включения  граждан в индивидуальную предпринимательскую  деятельность, которая предоставляла  бы доступные для этого условия. Государство могло бы, например, взять на себя часть расходов  тех граждан, которые приняли  решение начать свой малый  бизнес; 
4. Децентрализация экономической и политической власти в интересах малого бизнеса. Руководителям малых предприятий значительно легче влиять на законодательство, имеющее отношение к их интересам, если это законодательство находится в руках местных властей. Такое делегирование полномочий принципиально важно для изменения традиционной технологии законодательства, базирующейся на жесткой централизации; 
5. Развитие предпринимательской культуры. Понятие предпринимательской культуры является многогранным и идеализированным. Его определяют и квалификация ведения бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и общества, государства. Поэтому государство заинтересовано в повышении предпринимательской культуры. Этот интерес может быть реализован посредством придания статусу предпринимателя равенства с другими профессиями и обеспечении, благодаря этому достаточно сильных стимулов к предпринимательской деятельности; создание системы подготовки и повышения квалификации и т. д.;

6. Проведение благоприятной  для малого бизнеса налоговой  политики. Такая политика могла  бы содействовать инвестированию  в малый бизнес, поддерживать  наследование и сохранение семейных  предприятий, побуждать к сохранению  денег в производстве. Кроме того, налоговая политика могла бы  компенсировать риски в малых  фирмах, содействовать занятости  в малом бизнесе; 
7. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий. Речь идет о распределении заказов, предоставлении технологий, создании специальных правительственных структур, занимающихся поддержкой и защитой малых предприятий; 
8. Создание социально-психологического климата доверия и терпимости к индивидуализму. Подобная терпимость необходима как со стороны государства, так и со стороны общественного сознания. 
По мнению автора, без решения указанных проблем при выработке и осуществлении государственной экономической политики невозможно добиться серьезной стабилизации на основе реформирования экономики.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством