Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа
Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….
Окончание таблицы 2.2
Образование |
3592 |
3705 |
3782 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
5189 |
5299 |
5982 |
Источник:[3, стр. 432]
Однако с 1994 года отношение
к негосударственному начало существенно
меняться. Постепенно ожесточались налоговые
условия, усиливались ограничительные
меры. Наиболее значимыми из них явились
периодически проводимые перерегистрации,
нормативные регламенты качества, меры
по безопасности, официальный отказ государства
в поддержке посреднических предприятий,
негласные запреты на кооперацию с государственным
сектором. Впечатляют административные
процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую
деятельность. Так, чтобы начать лоточную
торговлю фруктами, требуется получить
соглашение санитарного врача, главного
архитектора, начальника торгового отдела
и заместителя главы администрации района
города. Кроме того, ужесточены требования
к ведению учета, что вынуждает предпринимателя
содержать бухгалтера, если он платит
налог по прогрессивной шкале. Они обязаны
платить в местный бюджет 5 минимальных
зарплат за уборку территории и фиксированный
налог – 2-5 минимальных зарплат.
В 1996-1997 годах наблюдалась значительная
активность государственных органов по
стимулированию развития предпринимательства
и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании
Президентом Республики Беларусь Указов
«О государственной поддержке малого
предпринимательства» и «О совершенствовании
государственного управления в области
предпринимательства и содействия инвестициям»
от 19.07.96 года, в соответствии с которыми
было создано Министерство предпринимательства
и инвестиций, призванное поддержать негосударственный
сектор экономики; принятии Верховным
Советом Республики Беларусь Закона «О
государственной поддержке малого предпринимательства
в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии
постановления Совета Министров Республики
Беларусь «О программе государственной
поддержки предпринимательства в Республике
Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об
инкубаторах малого предпринимательства
в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем
18.08.97. года был утвержден Совет по развитию
предпринимательства и инвестиций. Предприняты
шаги по поддержке малого бизнеса и на
уровне местных органов власти. [13, стр.84]
Однако, несмотря на
эту поддержку, малый бизнес чувствует
себя в республике все более неуютно. В
результате проводимой в отношении малого
бизнеса государственной политики он
вытесняется из экономики или загоняется
в теневую экономику. От этого теряют
и государство и люди. И если в западных
странах на 1000 человек населения приходится
25-32 малых предприятия, в России – 11, то
в Республике Беларусь – 7.
Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.
Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.
Таблица 2.3- Число малых предприятий.
Микро-и малые организации | |||
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
Всего виды деятельности: |
74246 |
77605 |
82612 |
обрабатывающая промышленность |
11386 |
11999 |
12576 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2230 |
2650 |
2653 |
транспорт и связь |
6963 |
7152 |
7968 |
Строительство |
6526 |
7216 |
7548 |
Окончание таблицы 2.3
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
31943 |
32191 |
34062 |
Образование |
422 |
464 |
539 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
704 |
716 |
769 |
В процентах к итогу | |||
Всего виды деятельности: |
100 |
100 |
100 |
обрабатывающая промышленность |
15,3 |
15,5 |
15,2 |
сельское хозяйство, охота ёи лесное хозяйство |
3,0 |
3,4 |
3,2 |
транспорт и связь |
6,4 |
9,2 |
9,6 |
Строительство |
8,8 |
9,3 |
9,1 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
43,0 |
41,5 |
41,2 |
Образование |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
Источник:[4, стр. 66]
Преимущественно ориентация
предпринимательских структур республики
на 2012 год сформировалось в сфере торговли;
ремонт автомобилей, бытовых изделий и
предметов личного пользования –41,2% к общему количеству
предприятий. Обрабатывающая промышленность занимает
вторе место – 15,2% к итогу, транспорт и
связь третье – 9,6%, в сельском хозяйстве,
охоте и лесном хозяйстве работает -3,2% малых
предприятий. Все остальные имеют достаточно
невысокий процент в общем объеме малого
предпринимательства, так,образование-0,7%.
Учитывая все сказанное
выше, можно утверждать, что в настоящее
время малый бизнес в Республике Беларусь
испытывает большие трудности, и не просто
даже определить, развивается или остановился
на черте – выпуск более 20% годового валового
продукта страны. При этом цифра 20%, даже
без анализа конкретной номенклатуры
выпускаемых малыми предприятиями товаров,
свидетельствует о том, что малое предпринимательство
еще не приступило к решению своих стратегических
задач – удовлетворять запросы массового
покупателя, т. е. населения страны. Это
положение проявится особенно наглядно,
если мы вспомним хорошо известные в экономике
факты, что в развитых странах малый бизнес
дает не менее половины ВВП.
Анализ деятельности
малых предприятий в республике, видов
товаров и услуг, которые они производят
или предоставляют обществу, а также экономических
и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность
этих предприятий, позволяет констатировать
очень неутешительный факт: предпринимательство
в Беларуси не стало активной подпиткой
экономики.
Одной из причин такого
положения является отсутствие целостной
системы управления предпринимательством,
которая охватывала бы уровень государства,
региональный уровень управления и уровень
непосредственного управления фирмой.
Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий
развитие малого предпринимательства.
[17,стр.15]
Если взять основную
массу наших предприятий, то перелома
в сторону производства еще не произошло.
Вот уже в течение нескольких лет основной
формой малого бизнеса являются посреднические
предприятия, или так называемое «челночное»
предпринимательство, когда люди вынуждены
заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи
или перепродажей услуг. В этом контексте
следует отметить, что даже такой вид бизнеса,
в котором все-таки была занята определенная
часть населения, начинает в последнее
время сокращаться из-за возрастающих
цен и пошлин на товары. Соответственно
наблюдается и потеря рабочих мест.
В целом в Республике
Беларусь только немногие из созданных
малых предприятий смогли выйти на нужный
объем производства, чтобы обеспечить
прибыль и дальнейшую финансовую поддержку
своего бизнеса. В основном же в настоящее
время удельный вес убыточных предприятий
значительно упал по сравнению с предыдущим
годом.
Таблица 2.4- Удельный вес убыточных малых предприятий по отраслям экономики.
Микро- и малые организации | |||
2010г |
2011г |
2012г | |
Всего: | |||
Республика Беларусь |
21,0 |
20,3 |
18,6 |
Области: |
|||
Брестская |
16,2 |
16,6 |
15,1 |
Витебская |
16,6 |
16,7 |
14,8 |
Гомельская |
17,5 |
16,8 |
15,3 |
Гродненская |
18,2 |
15,0 |
14,8 |
г. Минск |
27,0 |
26,1 |
23,3 |
Минская |
19,1 |
18,9 |
18,3 |
Могилевская |
14,6 |
14,8 |
13,9 |
Источник:[4, стр.145].
И всё-таки малый бизнес
в нашей стране развивается недостаточно
стремительно по сравнению с другими странами.
Такое положение малого
бизнеса в стране объясняется наличием
целого комплекса причин, в том числе:
социально-экономическими, политическими,
правовыми, организационными, а также
психологическими факторами.
К социально-психологическим факторам
относятся такие, как низкие темпы демонополизации,
разгосударствления и приватизации, отсутствие
развитой рыночной инфраструктуры, доступных
источников финансирования, отсутствие
системы страхования коммерческих рисков.
К политическим факторам можно отнести
недостаточную поддержку предпринимательства,
препятствия бюрократического аппарата.
Факторами правового
характера являются, в первую очередь,
несовершенная система налогообложения,
противоречия в нормативно-правовой базе.
Частые изменения в законодательной базе
вызывают неуверенность в завтрашнем
дне, отсюда ориентация на сиюминутную
прибыль, а не на долгосрочную перспективу.
Факторы организационного порядка включают
два аспекта проблемы: во-первых, необходимость
в новых кадрах и, во-вторых, необходимость
в упрощении процедуры регистрации создаваемого
предприятия.
В настоящее время особо остро стоит проблема
нехватки высококвалифицированных кадров
менеджеров, отсутствие опыта и знаний
в предпринимательской деятельности.
Первая волна «рынка», когда можно было
зарабатывать исключительно на конъюнктуре,
пошла на убыль. По мере становления рыночной
инфраструктуры стали требоваться профессиональные
менеджеры, знающие особенности малого
производства в целом, а также и специфические
условия его функционирования в соответствующей
стране или регионе.
Затронутый вопрос об упрощении процедуры
регистрации создаваемого малого предприятия,
пожалуй, теряет свое значение, точнее
смысл на фоне обратного процесса, когда
в республике все более усложняются требования
к регистрации и перерегистрации малых
предприятий различных организационных
форм. Соответственно возникают все новые
бюрократические и правовые препятствия
нормальному функционированию малого
бизнеса. При создании предприятия отечественному
предпринимателю необходимо собрать справки
от многих учреждений и организаций. Дальше,
уже во время работы предприятия, постоянные
проверки со стороны различных государственных
органов также требуют дополнительного
времени и материальных затрат коммерческих
структур. В качестве сравнения, регистрация
фирм в США занимает два дня, регистрационная
плата составляет от 5 до 10 долларов.
Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.
К числу таких мер могут
относиться следующие:
1. Согласование политики
по развитию малого бизнеса с ключевыми
экономическими и социальными целями
общества. Такими целями в республике
могут быть: увеличение занятости, борьба
с инфляцией, увеличение оплаты труда,
усиление деловой активности, утилизация
отходов, и т. д.;
2. Определение вклада
малого бизнеса в оптимизацию структуры
производства и собственности. Это позволит
органично адаптировать малые предприятия
к экономической системе страны. В частности,
необходимо на уровне государственной
политики решить, в какие отрасли экономики
допускать негосударственную форму собственности,
и затем на каждом предприятии выявить
те производства, технологические процессы
или услуги, которые следует передать
в частные руки;
3. Создание государственной
властью такой системы
4. Децентрализация
экономической и политической власти
в интересах малого бизнеса. Руководителям
малых предприятий значительно легче
влиять на законодательство, имеющее отношение
к их интересам, если это законодательство
находится в руках местных властей. Такое
делегирование полномочий принципиально
важно для изменения традиционной технологии
законодательства, базирующейся на жесткой
централизации;
5. Развитие предпринимательской
культуры. Понятие предпринимательской
культуры является многогранным и идеализированным.
Его определяют и квалификация ведения
бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и
общества, государства. Поэтому государство
заинтересовано в повышении предпринимательской
культуры. Этот интерес может быть реализован
посредством придания статусу предпринимателя
равенства с другими профессиями и обеспечении,
благодаря этому достаточно сильных стимулов
к предпринимательской деятельности;
создание системы подготовки и повышения
квалификации и т. д.;
6. Проведение благоприятной
для малого бизнеса налоговой
политики. Такая политика могла
бы содействовать
7. Создание системы
сотрудничества крупных и малых предприятий.
Речь идет о распределении заказов, предоставлении
технологий, создании специальных правительственных
структур, занимающихся поддержкой и защитой
малых предприятий;
8. Создание социально-психологического
климата доверия и терпимости к индивидуализму.
Подобная терпимость необходима как со
стороны государства, так и со стороны
общественного сознания.
По мнению автора, без
решения указанных проблем при выработке
и осуществлении государственной экономической
политики невозможно добиться серьезной
стабилизации на основе реформирования
экономики.