Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 579.37 Кб (Скачать)

Как правило, на малом предприятии слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями.

Главной особенностью малых предприятий является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малых предприятий состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада.

Малое предприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат.

По данным сотрудников администрации малого бизнеса США 16% новых малых предприятий и около 14% уже существующих в течение года прекращают свою деятельность по разным причинам, в том числе и из-за банкротства.

В то же время процесс банкротства - это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей.

Таким образом, экономика, в которой малый бизнес имеет небольшой удельный вес, считается "лоскутной", так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый бизнес - это, в первую очередь, новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малого предпринимательства приходится около 50% всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес "костяком" экономики, то малый бизнес по праву можно назвать ее "мускулами". Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит в формирование нормальной конкурентной среды.

 

 

1.3 Значение малого  бизнеса для развития экономики

 

Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике: соединяет экономику в единое целое; формирует в ней конкурентные отношения; обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам; создает условия для занятости. Как уже говорилось, бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где другие предприятия неэффективны (местные «ближайшие» бензоколонка, магазин, кафе, парикмахерская), а также там, где прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.

Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Малый бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов. В то же время мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживающий тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений НТП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах общего рынка две трети всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных компаний. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX в.

Масштабная цель и крайне трудный, рискованный путь к ней — вот условия, в которых возникают и действуют фирмы-новаторы. Хорошая приспособленность именно к этим условиям нередко позволяет им обгонять в научно-техническом прогрессе даже ведущие концерны. Действительно, эксплеренты, как правило, малы и бедны ресурсами, но их усилия предельно сосредоточены на решении главной задачи. Фирма-новатор заведомо идет на коммерчески невыгодные условия и затраты, так как в новом деле риск неизбежен, но в случае успеха ей гарантированы сверхвысокие прибыли. Однако путь фирм-эксплерентов очень тернист. В своем развитии они проходят несколько этапов.

Первый этап: процесс внедрения или коммерциализации открытия. Обычно этот этап проходит незамеченным для других фирм, и большинство малых предприятий заканчивает свое существование уже на этом этапе. В последнее десятилетие появились новые организационные формы, позволяющие существенно поддерживать и ускорять процесс внедрения и коммерциализации открытий:

а) технологические парки, которые служат общей «крышей» для многих независимых фирм-новаторов. Только в США имеется 150 технологических парков, среди которых особенно известна «кремниевая долина», объединяющая более 3 тыс. мелких и средних предприятий электронной промышленности и более 200 тыс. работников;

б) венчурный капитал — система финансирования, снижающая для инвесторов риск вложений в пионерские компании, а значит, обеспечивающая «пионерам» доступ к инвестициям. Размеры венчурного капитала в США в настоящее время составляют более 21 млрд долл. Посредством развития этих новых организационных форм стал очевиден вклад эксплерентов во внедрение технологических новшеств.

Второй этап: бурное развитие и увеличение производства на тех предприятиях, где был достигнут коммерческий успех.

Третий этап: рост производства становится значительным, и нововведение полностью доказывает свою состоятельность. Однако на этом этапе в новое дело вторгаются фирмы-гиганты и своей мощью, как правило, вытесняют фирмы-эксплеренты, которые все еще ограниченны в финансовых ресурсах, имеют сравнительно узкую сбытовую сеть и им не хватает опыта в проведении маркетинговой стратегии. Четвертый этап: превращение в крупную компанию. Редкие компании-пионеры, которым удается пройти все испытания, доходят до четвертого этапа развития и превращаются в крупные, специализированные фирмы или даже в виолентов. Таким образом, мелкие фирмы-новаторы играют исключительную роль в процессе развития НТП в обществе.

Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики, 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты). Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны и условиях рыночной экономики. Широкое развитие малых предприятий позволяет значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий день, а нуждаются в дополнительных заработках.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономическом системе.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Важность малого бизнеса в экономике страны подчеркивается и подтверждается всеми министерствами, связанными с финансовыми отраслями. Одни налоги, уплаченные представителями только лишь индивидуального предпринимательства, могут обеспечивать население одной небольшой страны всем необходимым в течение нескольких лет.

Удельный вес всей продукции представителей малого бизнеса на 2012 год составлял 15,1%, а в розничном товарообороте – 26.

Кроме того, малый бизнес – важная промышленная составляющая страны. Около 35% всех произведенных малыми предприятиями промышленных товаров, приходится на продукцию целлюлозно-бумажного производства и  издательской деятельности, около 30% – на обработку древесины и производство изделий из древесины

По подсчетам специалистов, наилучшие показатели, касающиеся финансовой и хозяйственной составляющей, были у представителей услуг связи, транспорта и строительства, подпадающие под определение «малого бизнеса».

Впрочем, каким бы стремительным не был рост малого бизнеса в Белоруссии, и какой бы важной составляющей он не был для экономики страны, растет также и оборотная сторона данной сферы: предприятия, предпочитающие работать в «тени». Это является своеобразным показателем, как общего уровня экономики страны, так и макро - и микросоставляющей: если государство нашло способ уменьшить размеры теневой сферы бизнеса, в особенности в малом и среднем, до минимальных, то это говорит о высоком развитии управляющих структур, а также повышает уровень стабильности при занятии в этих сферах бизнеса.

 

 

2. 1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств: сравнительно низкую капиталоемкость и потому широкую доступность населению; массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство, и сбыт разнообразных товаров и услуг; ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от окупаемости; мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП; быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию; способность быстро поглощать большое количество рабочей силы; коллективный социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении; значительно меньшее воздействие на окружающую среду и др.

Исследованию условий и развития малого бизнеса Республики Беларусь показало, что основным препятствием для малых предприятий в стране является неэффективность соответствующих законодательных и финансовых институтов, что свидетельствует о недостаточной приверженности и поддержке государством частного предпринимательства.

История формирования и развития негосударственного сектора экономики нашей страны насчитывает чуть более 20 лет. В процессе формирования малого бизнеса можно выделить 2 этапа: до и после 1994 года. 
Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и вещевые рынки на стадионах, киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались потребительские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.

Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 года о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

 
Таблица 2.1- Число малых предприятий и численность работающих в них (на конец года).

Показатель

2010г

2011г

2012г

Число субъектов малого предпринимательства

(на конец года)

74246

77605

82612

Списочная численность работников в среднем за год, чел.

695275

703 437

711 410


Источник:[3, стр. 248]

 

Данные таблицы 2.1 отражают довольно благоприятную тенденцию увеличения числа предприятий и занятых в них. Увеличение занятости происходит практически во всех отраслях сферы экономики. В качестве иллюстрации приведем списочную численность работников на малых предприятиях. 

Таблица 2.2-Списочная численность работников.

Показатель 

2010

2011

2012

Всего

в том числе по отраслям:

695275

703437

711410

обрабатывающая промышленность

173165

179614

184047

сельское хозяйство,

охота и лесное хозяйство

19408

20841

21138

транспорт и связь

52689

52837

55449

Строительство

94550

94500

88116

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

221887

218704

221536

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством