Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 579.37 Кб (Скачать)

2.2 Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

 

Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста 277 субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента).

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.

Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).

В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 39,5 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза).

Положительные изменения наблюдаются и в показателе удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме промышленного производства. Доля данного показателя составила 17,5 процента в 2011 году (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2011 году 36 процентов (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента).

В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 38,2 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 8,2 процента).

Доля розничного товарооборота торговли и общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году соответственно 37,6 и 35,9 процента.

На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц на территории республики. В г.Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц – 53,2 процента, при этом 36,7 процента – в г.Минске, 10,6 процента – в Брестской области, 9,9 процента – в Гомельской, 9,5 процента – в Витебской, 8,4 процента – в Гродненской, 16,5 процента – в Минской, 8,3 процента – в Могилевской области.

В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц.

 

Рисунок 2.1- Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц,  
единиц

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

 

 

       

 

Рисунок 2.2- Сравнение численности субъектов малого и среднего предпринимательства за периоды, %

Рисунок 2.3- Динамика численности индивидуальных предпринимателей, единиц

С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.


 

Рисунок 2.4-Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

 Таким образом, в связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

 

Развитие малого предпринимательства является важным фактором формирования рынка, так как малый и средний сектор экономики оперативно реагирует на изменение его конъюнктуры и придает экономике необходимую гибкость.

В Беларуси малое предпринимательство существует в двух формах: малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2013 г. количество малых предприятий всех форм собственности составляло 99 138. В территориальном разрезе большая часть малых предприятий (41,9 %) и индивидуальных предпринимателей (26,8%) сосредоточена в столице, поскольку она обладает развитой производственной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Неоднородна концентрация малых субъектов хозяйствования и на территории регионов. Основная их часть находится в областных центрах, в то время как именно для малых городов и сельской местности в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства и т.п.

Для исправления сложившейся ситуации государством предпринимаются определенные шаги. Например, для индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005г. № 150, в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Советом министров по согласованию с Президентом, установлены пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения:

5 % вместо 10 % – для индивидуальных  предпринимателей, не уплачивающих  налог на добавленную стоимость;

3 % вместо 8 % – для индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих налог  на добавленную стоимость.

Полагаем, налоговые льготы целесообразно предоставить и малому бизнесу в городах районного и областного подчинения с численностью населения до 60--70 тыс. человек, в которых преобладают предприятия легкой и пищевой промышленности и в которых уровень безработицы превышает сложившийся по республике.

Между тем, накопленный многими странами опыт развития рыночных отношений показывает, что первостепенную роль во всех аспектах данного процесса играют мелкие и средние предприятия. К малому бизнесу в развитых странах относится 80 – 90 % предприятий, на долю которых приходится 40 – 50 % валового национального продукта, около половины “ноу-хау”, ими создается 60 – 70 % новых рабочих мест. Во всем мире, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50 % трудового населения и производят от 33 до 60 % национального продукта.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной и экономической поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий и т. д.

Система налоговых стимулов значительно различается по странам. Однако общим для всех государств является освобождение малых и средних предприятий от налогов в течение первых лет существования и значительные налоговые скидки в дальнейшем. Например, в Италии, 60 % всех выделяемых государством средств на предпринимательскую деятельность малого бизнеса, предоставляется в форме освобождения от уплаты налогов.

Установление подобного экономически обоснованного критерия позволит продолжить работу индивидуальным предпринимателям, имеющим незначительные обороты, и сохранить рабочие места для привлекаемых ими одного – двух наемных работников.

30 марта 2013 г. Совет Министров  РБ принял документ - "О некоторых  мерах по обеспечению развития  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь". 

Названное решение Совета Министров утверждает комплекс мер, которые власти намерены принять в 2013-2015 годах для облегчения ведения бизнеса. И некоторые пункты постановления, будучи претворенными в жизнь, действительно способны благоприятно повлиять на бизнес-климат в нашей республике. Вот некоторые из них: 

1. В первом полугодии 2013 г планируется изменить заинтересованность  работников контролирующих органов  с карательной на предупредительную. Будет выстроена система их  премирования за результаты работы  по предупреждению правонарушений  при осуществлении предпринимательской  деятельности. Идея, собственно, неплохая - финансово заинтересовать специалистов сосредоточиться не на выявлении нарушений, а на их предотвращении. 

2. Аналогично, до второй  половины текущего года планируется  внести предложения Президенту  об упрощении осуществления лицензируемых  видов деятельности. Конкретно предлагается:

- сократить перечень видов  деятельности, на которые требуется  специальное разрешение, правда, документ  не уточняет, о каких именно  видах идет речь;

- ввести "бессрочный" срок  действия лицензии;

- в случае нарушений  по отдельным работам/услугам, входящим  в лицензию, не отзывать ее  полностью, а прекращать ее действие  только по тем работам/услугам, в части которых были выявлены  нарушения;

3. Следующий пункт плана  правительства затрагивает вопросы  арендных взаимоотношений государства  и бизнеса. В настоящее время, как известно, действует разрешительный  принцип выкупа арендуемых площадей. До июля 2013 г. планируется подготовить  нормативный документ, устанавливающий  заявительный принцип. Проще говоря, организация, которая арендует у  государства недвижимость более 3 лет, получает право уведомить  орган или организацию, которой  принадлежит недвижимое имущество, о своем намерении ее приобрести.. Более того, предполагается ввести  административную ответственность  должностных лиц за необоснованный  отказ о продаже этого имущества. 

4. Сейчас частные медицинские  учреждения находятся в неудобном  положении. Можно пользоваться их  услугами, но все равно для  оформления "больничного листа" придется обращаться в государственную  поликлинику. Естественно, там ничего  не выдадут без стандартной  процедуры обследования. До конца 2013 г. эту проблему планируется  решить - создать механизм, позволяющий  выдавать листки нетрудоспособности  медицинским организациям любой  формы собственности. В идеале  это должно разгрузить поликлиники  и создать здоровую конкуренцию  за пациента между частным  и государственным сектором экономики. 

5. Та же ситуация, только  в сфере страхования. Будут подготовлены  предложения об отмене ограничений  на обязательные виды страхования - право осуществлять такое страхование  получат частные страховые компании. Но это уже в 2014 году. 

6. В текущем году в  планах предоставить право малому  бизнесу закупать мелкие партии  товаров, сырья и комплектующих  за наличный расчет за пределами  РБ общей суммой до 1000 базовых  величин за одну сделку. 

7. Очень острый вопрос - перераспределение между работниками  и нанимателями нагрузки по  социальному страхованию и отчислениям  в ФСЗН. Документ утверждает, что  Министерство по налогам и  сборам, Министерство финансов и  другие заинтересованные органы  в течение текущего и следующего  года будут вырабатывать некий  механизм, который должен "повысить  конкурентоспособность субъектов  хозяйствования".

Если эти и другие предложенные меры будут реализованы в полном объеме, правительство ожидает увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе к концу 2015 года только по Витебской области не меньше, чем на 27 тысяч человек.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством