Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую формуосуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1.Понятие малого бизнеса и особенности его развития……………………8
1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8
1.2 Особенности развития малого бизнеса…………………………..12
1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16
2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19
2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19
2.2Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...29
3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура
поддержки и регулирования государством……………………...………….33
3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36
3.2Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37
Заключение………………………………………………………………….…41
Список использованных источников …………………………………….….

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 579.37 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….5

1.Понятие малого бизнеса  и особенности его развития……………………8

1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции………………….8

1.2 Особенности развития  малого бизнеса…………………………..12

1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики……………..16

2.Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь………19

2.1  Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………………………...19

2.2Оценка особенностей  развития малого бизнеса в  Республике Беларусь………………………………………………………………...29

3. Перспективы развития  малого бизнеса, инфраструктура 

поддержки и регулирования государством……………………...………….33

3.1Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы…36

3.2 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства………………………………………...…….37

Заключение………………………………………………………………….…41

Список использованных источников …………………………………….….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 41 страницы, 4 таблицы, 4 рисунка, 16 источников .

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МИКРООРГАНИЗАЦИИ, МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

 

 

Изучен и подробно описан малый бизнес, особенности его развития, его роль в рыночной экономике, а также выявлены проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Проведен анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь и оценка особенностей развития малого бизнеса в нашей стране, который показал, что малый бизнес в нашей стране развит недостаточно по сравнению с показателями других стран.

Указаны задачи и цели государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, пути и методы их решения, а также выявлены факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства в  Республике Беларусь.

Рассмотрены перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

 

 

подпись

 

SUMMARY

 

Coursework: 41 page, 4 table, 4 figure, 16 used sources of literature.

 

SMALL BUSINESS , SMALL BUSINESS , MIKROORGANIZATSII SMALL ORGANIZATIONS, INDIVIDUAL

ENTREPRENEURS

 

Studied and described in detail a small business, especially its development, its role in a market economy, as well as identifying the problems of small business in the Republic of Belarus.

The analysis of the key indicators of development of small business in the Republic of Belarus and the estimation of features of the development of small business in our country , which has shown that a small business in this country is underdeveloped compared with other countries .

Specified goals and objectives of the state support of small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus , the ways and methods of their solutions , as well as identifying obstacles to the development of small business in the Republic of Belarus.

The prospects for the development of small business in the Republic of Belarus.

 

 

 

 

 

___________________

 

signature

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“Малый бизнес – это золотой фонд нации”, – это слова, сказанные в 1996 году госпожой Джессикой Пирс, тогдашним Чрезвычайным и Полномочным послом Великобритании в Беларуси. Она произнесла эту фразу на церемонии торжественного открытия Брестского бизнес-центра, созданного в рамках проекта Международной финансовой корпорации “Поддержка частного предпринимательства в Беларуси”.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую форму осуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования. Недооценка роли малого предпринимательства как существенного фактора развития рыночной экономики – основная причина вялотекущего процесса создания малых предприятий, основанных на новых и высоких технологиях, призванных поднять экономику страны.

Более того, Беларусь является единственной страной с переходной экономикой, где количество субъектов частного предпринимательства колеблется в разные периоды в зависимости от политики государства по отношению к бизнесу. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в 1999 году в Беларуси действовало 26 787 малых и средних предприятий, в 2005 году – 32 243, в 2010 году работало 74 246тыс. малых частных предприятий, а в 2012 году уже 82 612.

Долгое время развитие малого и среднего бизнеса не относилось к приоритетным задачам белорусских властей. Однако 2007 г. поставил перед ними целый ряд новых вызовов. Неизбежность перехода на мировые цены на нефть и газ и растущая конкуренция на российском рынке делают повышение конкурентоспособности белорусской экономики наиболее актуальной проблемой экономической политики. Очевидно, что реструктуризация государственного сектора потребует развития малого частного бизнеса. Понимая это, власти уже заявляют о готовности поддерживать и развивать малый бизнес, в частности, упрощении административных барьеров, снижении налоговой нагрузки и либерализации условий открытия и закрытия малого бизнеса.

Белорусские власти уже предприняли ряд шагов по улучшению среды функционирования малого предпринимательства. В 2006 г. произошло значительное упрощение и удешевление процедуры постановки на учет в различные организации (открытие  предприятия), улучшена координация контрольной деятельности, урегулирована процедура проведения внеплановых проверок, несколько снижены размеры штрафов и пеней; сделаны определенные шаги по совершенствованию разрешительной системы.  
В 2009 г. изменена и упрощена система упрощенного налогообложения (для малых предприятий); также делаются определенные позитивные шаги в упрощении выкупа и приватизации объектов  незавершенного строительства и уменьшении штрафных санкций.

В программе  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы от 29.12.2012,  реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах.

В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов. 
        Однако этих действий пока недостаточно для начала активного развития и функционирования малого бизнеса. Более того, продолжается вмешательство в деятельность индивидуальных предпринимателей: власти делают все, чтобы заставить сменить организационную форму с индивидуального предпринимателя на юридическое лицо (микро предприятие, унитарное предприятие, различного вида товарищества). 
        Частные предприятия постоянно сталкиваются с различными формами дискриминации, сохраняется административное вмешательство центральных и местных органов власти в их деятельность. Бизнес-среда Беларуси остается одной из самых неблагоприятных не только в регионе, но и в мире. Это подтверждают как исследования белорусских аналитических центров и бизнес-союзов, так и международные исследования и сопоставления (исследования Международной финансовой корпорации, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития). Формально в Беларуси существуют все необходимые институты инфраструктуры поддержки бизнеса — от ежегодно принимаемых программ государственной поддержки развития предпринимательства до центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, бизнес-союзов и бизнес-ассоциаций.

Увеличивающаяся конкуренция заставляет все больше внимания уделять созданию и развитию профессионального коллектива и знанию рынка. Значительная часть бизнеса осознает, что либерализация условий хозяйствования может сделать их еще более уязвимыми перед иностранными  конкурентами. Белорусские частные предприятия пока не готовы к защите и продвижению своих интересов через профессиональные объединения предпринимателей.  
       Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы. 
       Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.

Методы исследования: монографический, аналитический,графический.

Основной метод исследования характеризуется сочетанием текстологического анализа и статистического анализа.

Объектом исследования курсовой работы выступают малые предприятия, действующие в Республике Беларусь, а также показатели их хозяйственной деятельности.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
          -изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса; 
          -рассмотреть роль и место малого бизнеса в экономике страны. 
          -изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь; 
          -рассмотреть инфраструктуру поддержки развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

-определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Предметом исследования является малый бизнес.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

 

1.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции

 

  Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А. Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических школ и течений определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

Обобщающей позицией теоретических представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений.

Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

Проведение анализа и теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных экономических системах позволит не только перевести предпринимательское движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности малых экономических форм в наших условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства их развитие наиболее целесообразно.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством