Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:17, дипломная работа
Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1)изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
2)подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
3)изучить особенности темперамента младших школьников;
4)проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;
Введение. 3
Глава I. 6 Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента 6
1.2. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода к школьникам в учебном процессе 25
1.3 Психологические особенности младших школьников 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников 45
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 45
2.2 Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников 50
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников 54
Заключение. 68
Литература 70
Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.
После смерти Павлова, отмечает Теплов, учение о четырех типах стало рассматриваться многими физиологами и психологами как сущность павловской теории типов и заслонило собой подлинно великое павловское открытие - открытие основных свойств нервной системы.
Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.
"Мне кажется, - пишет Теплов, - что в настоящее время еще невозможно дать стройную классификацию типов нервной системы и тем более научно обоснованно определить число основных".
И все же Теплов излагает свой взгляд на вопрос о том: "Что же следует принимать за основные свойства нервной системы?" Первое и наиболее подробно изученное свойство - сила нервной нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение.
Вторым свойством нервной системы следует, по Теплову, считать силу ее по отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя.
Наименее ясным, согласно
Теплову, остается третье павловское свойство
- подвижность нервных процессов.
Экспериментальные факты
Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:
Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов, получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о существовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей. Второе - лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов.
Другой отечественный психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента - Небылицин5 с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как, говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.
К вторичным же свойствам
Небылицин относит ряд
Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая (всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы, включающая набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств. Можно говорить, следовательно, о существовании многомерной структуры СНС (свойств нервной системы), изученной явно недостаточно, но относительно большинства компонентов которой (т. е. относительно отдельных свойств) накоплено немало весьма ценных данных, касающихся их природы, способов их определения и их психологических проявлений.
Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.
Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:
Накопленный обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.
Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М.Русалова и его коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента.
Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темперамента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функциональных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постулируется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства темперамента. Таким образом, впервые удалось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как результат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).
Использование функционально-системной концепции П.К. Анохина позволило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и раскрыть соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной системы — это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а частные — это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-динамических», свойств индивидуального поведения.
Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения человека.
Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.
Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.
Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода.
К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента.
Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.
Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.
Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.
В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр — порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д.
Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной7.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.
Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.
Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.
Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
Информация о работе Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения