Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1)изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
2)подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
3)изучить особенности темперамента младших школьников;
4)проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 6 Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента 6
1.2. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода к школьникам в учебном процессе 25
1.3 Психологические особенности младших школьников 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников 45
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 45
2.2 Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников 50
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников 54
Заключение. 68
Литература 70

Файлы: 1 файл

ВКР Волковой.doc

— 899.50 Кб (Скачать)

- Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

- Активизации памяти и мышления, учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

- Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

- По отношению к школьникам- сангвиникам  положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода  к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Итак, подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали   У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг  связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.

Не малый вклад в  изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной  Л.Б и многих других.

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного  человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним в коллективе.

Нами в данном исследовании сделана попытка обобщить и проанализировать имеющиеся научные данные о физиологической основе темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с возрастными изменениями школьника, рассказать о методах изучения темпераментов; изучить тип темперамента младшего школьника и установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью.

В результате проведённого нами исследования, были сделаны следующие  выводы:

    1. Среди так называемых «домашних детей» оказалось  больше  холериков на 8 процентов, а меланхоликов – на 11; сангвиников же и флегматиков меньше на 13 и 6 процентов соответственно, чем у детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения до обучения в школе.
    2. Количество младших школьников, не посещавших дошкольные образовательные учреждения до учёбы в школе  (так называемых «домашних детей») с слабым типом нервной системы на 14% больше, чем посещавших; также больше на 12 %  среди «домашних детей» младших школьников с нервной системой средне-слабой силы. Среди детей с нервной системой сильной силы – «Обычных» детей, то есть посещающих детский сад до школы, больше на 18. Количество детей с нервной системой средней силы – почти равное.
    3. Младшие школьники с слабым типом нервной системы имеют в среднем самую низкую успеваемость – 3,1 балла по основным предметам (математика, русский язык и чтение), также слабо успевают дети с нервной системой средне-слабой силы. Лучше всего усваивают учебную программу дети с сильным типом нервной системы – средний балл – 4,3; на втором месте младшие школьники с нервной системой средней силы.

Среди так называемых «домашних» детей младших классов, чаще  встречаются дети с слабым и средне-слабым типом нервной системы, чем у других школьников, что является одной из причин их слабой  успеваемости по основным предметам.

 

 

 

                                                 Литература

 

1.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М, ; Воронеж, 1996.

2.Анастази А. Психологическое  тестирование: В 2 кн. / Под ред.  К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982.

3.Асмолов А. Г. Психология  личности: Учебник. М., 1990.

4.Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб., 2006.

5.Батаршев А. В. Психология  индивидуальных различий: от темперамента  к           характеру  и типологии личности. М., 2000.

6.Батаршев А. В. Диагностика  темперамента и характера. М., 2007.

7.Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 65-71.

8.Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. М., 1996.

9.Грановская Р. М.  Темперамент // Элементы практической  психологии. 3-е изд., изм. И доп.  СПб., 1997.

10.Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.

11.Жутикова Н. В.  Учителю о практике психологической  помощи  М., 1988.

12.Климов Е. А. Индивидуальный  стиль деятельности в зависимости  от типологических свойств нервноц  системы. Казань, 1969.

13.Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М., 1999.

14.Ковалев А. Г. Психология  личности. 3-е изд. перераб. И  доп. М., 1970.

15.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии  детей дошкольного возраста - М., 1988.

16.Кречмер Э. Теория  темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

17.Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

18.Купер К. Индивидуальные  различия. М., 2000.

19.Левитов Н. Д. Психология характера.  М., 1969.

20.Личко А. Е. Психология и акцентуация характера у подростков. М., 1983.

21.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

22.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

23.Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

24.Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

25.Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

26.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.

27.Норакидзе В. Г. Темперамент личности и фиксированное «Я». Тбилиси, 1970.

28.Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер: Методическое пособие. СПб., 1998.

29.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.

30.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник. М.,1998.

31.Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

32.Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.

33.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997.

34.Практическая психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.

35.Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера / Ред.- сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1997.

36.Психология индивидуальных различи/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

37.Практическая психология в тестах. Или как научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001г 

38.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.

39.Рабочая книга школьного психолога \ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

40.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. М. 2000.

41.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

42.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

43.Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

44.Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

45.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

46.Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.

47.Смирнов Б. Н. Психологическая характеристика темперамента // Практические занятия по психологии. М., 1989.

48.Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1999.

49.Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д., 1999.

50.Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5.

51.Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

52.Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Б. М. Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.

53.Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е. В. Шорохова, М., 1974.

54.Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

55.Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978.

56.Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988. № 4.

57.Шепель В. М. Управленческая психология. М. : Экономика, 1984.

58.Щукин М. Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении начальных трудовых умений // Типологические исследования по психологии личности и трудовых умений //

59.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

60.Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                                                              

Методика Н. Н. Обозова  «Психологическая характеристика типов темперамента».

 

 

Характерологический признак

Типы темперамента

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

1.Уравновешенность поведения

хорошо уравновешенной

отлично уравновешенное

неуравновешен

ное

очень неуравновешенное

2.Эмоцианальные переживания

поверхностные, кратковременные

слабые

сильные, кратковременные

глубокие и длительные

3.Настроение

устойчивое, жизнерадостное

устойчивое, без больших радостей и печалей

неустойчивое с преобладанием  бодрого

неустойчивое с преобладанием  пессимизма

4.Речь

громкая, живая, плавная

монотонная, радостная

громкая, резкая, неравномерная

тихая с задыханием

5.Терпение

умеренное

очень большое

слабое

очень слабое

6.Адаптация

отличная

медленная

хорошая

трудная (замкнутость)

7.Общительность

умеренная

невысокая

высокая

низкая (замкнутость)

8.Агрессивность в поведении

миролюбивое поведение

сдержанность в поведении

агрессивен

истеричность в поведении

9.Отношение к критике

спокойное

безразличное

возбужденное

обидчивое

10.Активность в деятельности

энергичная (деловая)

поведение неутомимого  труженика

страстная, увлеченная

неравномерное, реактивное поведение

11.Отношение к новому

безразличное

отрицательное

положительное

оптимистическое отношение сменяется  пессимистическим и наоборот

12.Отношение к опасности

расчетливое, без особого риска

хладнокровное, невозмутимое

боевое, рискованное, без особого  расчета

тревожное, растерянное, подавленное

13.Стремление к цели

быстрое, с избеганием препятствий

медленное, упорное

сильное, с полной отдачей

то сильное, то слабое, с избеганием препятствий

14.Самооценка

некоторая переоценка своих способностей

реальная оценка своих способностей

значительная переоценка своих  способностей

чаще всего – недооценка своих  способностей

15.Внушаемость и мнительность

небольшая

стабильная

умеренная

большая


 

 

 

                                                            

Теппинг –  тест

 

Ф.И.О. ……………………………………………………………………………

 

Класс…………………….                                              Дата……………………        

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                                                                                                           Таблица №1.

Результаты исследования темперамента (опрос учителей) по шкале особенностей темперамента школьника 1-4 классы.

                                                 

п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Класс

Тип темперамента

1

Валя Г.

ж

7

1

С

2

Наташа Б.

ж

7

1

М

3

Оля С.

ж

8

1

М

4

Наташа К.

ж

9

1

С

5

Женя Б.

ж

7

1

С

6

Настя Д.

ж

8

1

Х

7

Катя Е.

ж

8

1

Ф

8

Вера В.

ж

9

1

С

9

Оля Т.

ж

9

1

Ф

10

Юля Н.

ж

9

1

С

11

Женя М.

ж

7

1

Ф

12

Таня Н.

ж

7

2

С

13

Маша Ш.

ж

8

2

Ф

14

Андрей Т.

м

7

2

Ф

15

Артем В.

м

9

2

С

16

Денис К.

м

9

2

М

17

Саша П.

м

9

2

Х

18

Саша К.

м

8

2

С

19

Кирилл С.

м

8

2

М

20

Григорий В.

м

7

2

С

21

Роман С.

м

7

2

Ф

22

Дима Г.

м

7

2

М

23

Дима Н.

м

8

2

М

24

Никита З.

м

8

3

С

25

Роман Б.

м

7

3

Х

26

Юля С.

ж

10

3

Ф

27

Оксана Ч.

ж

10

3

С

28

Мария М.

ж

11

3

М

29

Ирина В.

ж

12

3

М

30

Анна Б.

ж

12

3

С

31

Елена П.

ж

11

3

М

32

Олеся Ч.

ж

12

3

С

33

Жанна Х.

ж

10

3

С

34

Надежда М.

ж

10

3

Ф

35

Яна К.

ж

12

3

Х

36

Дарья О.

ж

11

3

Ф

37

Татьяна В.

ж

12

3

С

38

Александр С.

м

10

3

М

39

Владислав Ш.

м

11

3

Ф

40

Алексей Р.

м

11

3

Ф

41

Владислав П.

м

12

4

С

42

Василий К.

м

10

4

М

43

Олег С.

м

10

4

С

44

Сергей В.

м

12

4

Ф

45

Сергей Л.

м

10

4

С

46

Евгений Л.

м

11

4

С

47

Павел Р.

м

11

4

Ф

48

Владимир Б.

м

11

4

М

49

Роман Д.

м

11

4

С

50

Петр О.

м

12

4

Ф

51

Виталий Д.

м

10

4

Х

52

Николай Е.

м

10

4

С

53

Тимофей В.

м

12

4

Х

54

Максим Ж.

м

10

4

С

55

Алексей З.

м

11

4

Ф

Информация о работе Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения