Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1)изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
2)подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
3)изучить особенности темперамента младших школьников;
4)проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 6 Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента 6
1.2. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода к школьникам в учебном процессе 25
1.3 Психологические особенности младших школьников 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников 45
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 45
2.2 Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников 50
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников 54
Заключение. 68
Литература 70

Файлы: 1 файл

ВКР Волковой.doc

— 899.50 Кб (Скачать)

Методика «Теппинг-тест» - автор Е. П. Ильин, приводится в Практикуме по основам психологии Л.Д. Столяренко (49, с.233), используется для определения силы нервной системы и работоспособности. Оборудование: стандартные бланки, секундомер, карандаш.

 

 

Инструкция: « По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно боьше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Всё время работайте в максимальном для себя темпе.  Возьмите в руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка». Экспериментатор подаёт сигнал «Начали»,а затем через каждые 5 секунд даёт команду: «Перейти на другой квадрат». По истечению 5 секунд работы в 6-ом квадрате экспериментатор подаёт команду: «Стоп».

Обработка результатов включает в  себя следующие процедуры:

1) Подсчитать количество точек  в каждом квадрате.

2) Построить графики работоспособности,  для чего отложить на оси  Х 

5 – секундные промежутки времени,  а на оси У – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов: сила нервных  процессов является показателем  работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает  большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате варианты могут быть условно разделены на пять типов:

1. Выпуклый тип кривой: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25 – 30 секундам, он может снизиться ниже исходного уровня (то есть наблюдавшегося в первые 5 секунд). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

2. Ровный тип кривой:  максимальный  темп удерживается примерно на  одном уровне в течении всего  времени работы. Этот тип кривой  характеризует нервную систему  испытуемого как нервную систему  средней силы;

3. Нисходящий тип кривой: максимальный темп снижается уже со второго 5 – секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течении всей работы.  Этот тип кривой свидетельствует о слабой нервной системе испытуемого;

4. Промежуточный тип кривой: темп  работы снижается после первых 10 -15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;

5. Вогнутый тип: первоначальное  снижение максимального темпа  сменяется затем кратковременным  возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие  испытуемые также относятся к группе лиц с средне – слабой нервной системе.

      1.  Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников

 

 

 

Определение типа темперамента младших школьников проводилось в 2 этапа. На первом этапе определялся тип темперамента детей 1-4 классов методом экспертной оценки учителей. Им была предложена методика Н. Н. Обозова «Психологическая характеристика типов темперамента». Учителя по таблице изучают признаки разных типов темпераментов и оценивают выраженность данных качеств у учеников.  Далее, на основе небольшой таблицы (Приложение 1), делаются выводы о типе темперамента ученика. 

Для определения  типа темперамента  Н. Н. Обозов предлагает использовать 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темперамента. Степень проявления этих признаков для каждого из типов темперамента различна.

Для определения типов темперамента производится построчный выбор из таблицы степени проявления каждого из характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значению «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка «2 балла», для второго значения – «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным. 

В исследовании приняли участие  55 учеников младших классов. Из данной выборки были выделены 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную  группу вошли дети, которые воспитывались в домашних условиях и не посещали детские сады – всего 22 ребёнка (12 мальчиков и 10 девочек, экспериментальную группу будем называть в дальнейшем « Домашние дети».

Вторая группа – контрольная, в неё вошли дети, посещавшие детский сад до школы, всего 33 ребёнка, из них 18 мальчиков и 15 девочек. Эту группу для удобства будем называть в дальнейшем «Обычные дети».

С помощью их преподавателей удалось  определить тип темперамента каждого  ребенка. Индивидуальные результаты диагностики находятся в Приложении № 2, смотрим таблицу № 1. Обобщенные данные по типам темпераментов расположились следующим образом -  смотрим  таблицу №2.

 

Таблица №2

Результаты диагностики темперамента детей

Тип детей

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхолики

«Домашние»

18 %

26%

24%

32%

«Обычные»

10%

39%

30%

21%


 

Представим для наглядности  результаты опроса учителей с помощью  методики Н.Н.Обозова по определению типа темперамента младших школьников в виде гистограммы на рисунке № 2:

 

 

Рисунок №2 – Результаты диагностики  типов темпераментов

 

 

Примечание к  рисунку № 2:

С – означает детей, обладающих темпераментом  сангвиника;

Ф – соответственно флегматика;

Х – холерика;

М – меланхолика.

Таким образом, из гистограммы видно, что среди так называемых «домашних детей» оказалось  больше  холериков на 8 процентов, а меланхоликов – на 11; сангвиников же и флегматиков меньше на 13 и 6 процентов соответственно чем у детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения до обучения в школе.

Второй этап изучения особенностей младших школьников заключался в  проведении с детьми тестирования с  помощью методики «Теппинг - тест»  И.П. Ильина. Данная методика определяет силу нервной системы, что является одной из важнейших характеристик темперамента. Индивидуальные результаты тестирования расположены в таблице №3, смотрим Приложение 3.

Сводные результаты изучения силы нервной  системы «Домашних» и «Обычных»  детей, приведены в таблице  №4.

 

 

Таблицам №4

 

Результаты диагностики силы нервной системы младших школьников

 

Тип детей 

Сильная н.с.

Средней силы

Средне-слабая

Слабая н.с.

Домашние

11 %

19 %

37 %

33 %

Обычные

29 %

20 %

22 %

19 %


 

Примечание: н.с. – нервная система.

Для наглядности представим данные по силе нервной системы младших школьников в виде гистограммы на рисунке №3:

 

 

Рис. №3 – результаты диагностики  силы нервной системы младших                  школьников

 

Примечание:

1 – сильная нервная система;

2 – нервная система средней  силы;

3 – нервная система средне-слабой силы;

4 – слабая нервная система.

Таким образом из гистограммы видно, что количество младших школьников, не посещавшие дошкольные образовательные  учреждения до учёбы в школе по разным причинам  с слабым типом нервной системы на 14% больше, чем посещавших; также больше на 12 %  среди «Домашних детей» младших школьников с нервной системой средне-слабой силы. Среди детей с нервной системой сильной силы – «Обычных» детей, то есть посещающих детский сад больше на 18. Количество детей с нервной системой средней силы – почти равное («Домашних» на 1% меньше).

2.3 Анализ взаимосвязи особенностей  темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников

 

Третий этап эмпирического исследования заключается в определении взаимосвязи особенностей темперамента младших школьников с их с успешностью в учебной деятельности , основным критерием которой является успеваемость. Для реализации этой цели нами была изучена средняя успеваемость учащихся младших классов выборки исследования по основным предметам: математика, русский язык и чтение. Далее эти данные были сопоставлены с силой нервной системы детей, индивидуальные результаты представлены в таблице №5, смотрим Приложение 4. Обобщённые результаты взаимосвязи силы нервной системы с успеваемостью младших школьников выборки исследования представлены в таблице № 6:

Таблица № 6

Взаимосвязь силы нервной системы с успеваемостью

 

Сила нерв. с.

1.Сильная

2.Средняя

3.Ср.- слабая

4.Слабая

Успеваемость

4,3 балла

3.8 балла

3,4 балла

3,1 балла


 

 

Для наглядности обобщённые результаты изучения взаимосвязи силы нервной системы с успеваемостью представим в виде гистограммы на рисунке 4.

Таким образом из данной гистограммы  видно, что младшие школьники  с слабым типом нервной системы  имеют в среднем самую низкую успеваемость – 3,1 балла по основным предметам (математика, русский язык и чтение), также слабо успевают дети с нервной системой средне-слабой силы. Лучше всего усваивают учебную программу дети с сильным типом нервной системы – средний балл – 4,3; на втором месте младшие школьники с нервной системой средней силы.

 

 

 

Рис.4 – Взаимосвязь силы нервной системы с успеваемостью

Примечания:

Где, 1 – сильная нервная система;

2 – нервная система средней  силы;

3 – нервная система средне-слабой силы;

4 – слабая нервная система. 

По оси У расположена успеваемость – настоящие результаты в 10 раз  меньше, что соответствует школьной оценке.

Учитывая данные первого и второго  этапов исследования, можно сделать  вывод, что так называемые «домашние» дети младших классов, чаще  обладают слабым и средне-слабым типом нервной системы, что является одной из причин их слабой  успеваемости по основным предметам.

Рекомендации по учёту  особенностей темперамента:

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.                                  

         Таким образом, данное исследование позволило сделать следующие выводы и разработать следующие рекомендации учета типа темперамента ребенка в процессе обучения:

4. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками: в отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников  располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения  маскируются не очень привлекательные  черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия.  Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить  ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Информация о работе Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения