Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1)изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
2)подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
3)изучить особенности темперамента младших школьников;
4)проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 6 Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента 6
1.2. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода к школьникам в учебном процессе 25
1.3 Психологические особенности младших школьников 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников 45
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 45
2.2 Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников 50
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников 54
Заключение. 68
Литература 70

Файлы: 1 файл

ВКР Волковой.doc

— 899.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный  педагогический университет

(ТГПУ)

 

Специальность: « Педагогика и психология »

 

 

                                      Волкова Анна Александровна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения»

 

 

 

 

 

Студент группы №12317п     ______     __________  Волкова  А.А.

         подпись                  дата                             ФИО

 

 

Руководитель работы         ________     __________    Обложко  У.А.

         подпись                  дата                              ФИО

 

 

Допустить к защите            _______     _________      Шелемехова М.С.

зав. кафедрой психолого-          подпись               дата                                 ФИО

педагогического образования                                                                    

 

 

 

 

Томск – 2008 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность: Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые  эпохи человек чаще всего воспринимался  как винтик общества, государства  и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в  бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.

Проблема индивидуального  подхода в обучении разрабатывается  в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких  исследований особенно велика в связи  с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание  индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести  нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого  цветка. Если не учитывать темперамент  ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших

школьников очень важна для  учителей начальной школы, актуальна  для них.

Конечно, учебно-воспитательный процесс в начальной школе   построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками. Актуальность темы обусловлена тем, что если учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательном процессе, то ребенку будет легче раскрыть особенности различных сторон своей личности. Поэтому тема изучения особенностей темперамента младших школьников важна в наше время.

Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.

Объект данного исследования – особенности темперамента младших школьников.

Предметом исследования является взаимосвязь особенностей темперамента младших школьников с успешностью в  обучении, различия темпераментов детей, посещавших до школы детский сад и не посещавших.

Гипотеза: существуют отличия в темпераментах детей, посещавших до школы детский сад, и не посещавших; есть взаимосвязь между особенностями темперамента и успешностью в учебной деятельности младших школьников.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
  2. подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
  3. изучить особенности темперамента младших школьников;
  4. проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;

     Теоретической основой для исследования выступили труды отечественных и зарубежных психологов в области темперамента И. П. Павлова, П.К. Анохина, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, С. Берга, Дж. Гилфорда и к.Лоулла.

      Методы исследования: диагностический (метод тестов), констатирующий эксперимент.

Методики: 1. «Психологическая характеристика типов темперамента» Н. Н. Обозова; 2. «Теппинг-тест» Е.П.Ильина.           

База исследования – эксперимент проводился на базе МОУ «Напасской СОШ», Каргасокского района, Томской области. Выборка исследования представляет собой 55 младших школьников, учеников 1 -4 классов из них 30 мальчиков и 25 девочек. Из данной выборки были выделены 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную  группу вошли дети, которые воспитывались в домашних условиях и не посещали детские сады – всего 22 ребёнка (12 мальчиков и 10 девочек).   Вторая группа – контрольная, в неё вошли дети, посещавшие детский сад до школы, всего 33 ребёнка, из них 18 мальчиков и 15 девочек.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть интересны для педагогов и психологов образовательных учреждений и использоваться ими в процессе обучения и воспитания младших школьников для реализации индивидуального подхода к обучающимся с учётом особенностей темперамента.

Научная новизна: заключается в получении новых психодиагностических данных по особенностям темперамента младших школьников, отличительных признаков детей, посещавших до школы дошкольные учреждения и так называемых «Домашних детей».

Работа состоит из 74   страниц, введения, двух глав: теоретической, практической, заключения,  7  рисунков,    6 таблиц,   4 –х приложений, и 60 литературных источников.

  Глава I. Темперамент как психологическая категория.

1. Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения

1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют три сферы  проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и  свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности  как проявлении темперамента, то имеют  в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п..1

Как отмечалось во введении, темперамент изучают с точки  зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его  проявления в виде различных психологических  качеств и характеристик. При  этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая  ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь).

В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее. Сангвиник, по Стендалю, - это "человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре".

Душевные свойства сангвиника: "приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка, считает классик французской литературы".

Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует  человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Флегматический темперамент  присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам, считает Стендаль. "Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижные гасконец побивает огромного гренадера-голландца".

Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой  возникают великие дела, манящие  холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему  свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования". Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Меланхолика, считает  Стендаль, отличают стесненность в  движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль  стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение".

Меланхолический темперамент  деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой  человек обычно живет сложной  и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Какой темперамент лучше? Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный фактор психики.

Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Напротив, те, кому свойствен  темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в  работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в  середине или к концу работы, а  не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Информация о работе Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения