Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить различия в темпераментах учеников, не посещавшими до школы детский сад и посещавшими; установить взаимосвязь особенностей темперамента с успеваемостью в обучении младших школьников.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1)изучить в трудах отечественных и зарубежных психологов проблему учёта особенностей темперамента в процессе обучения младших школьников;
2)подобрать диагностические методики для определения особенностей темперамента младших школьников;
3)изучить особенности темперамента младших школьников;
4)проанализировать взаимосвязь особенностей темперамента с успешностью в обучении младших школьников;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 6 Проблема учета особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента 6
1.2. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода к школьникам в учебном процессе 25
1.3 Психологические особенности младших школьников 35
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников 45
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 45
2.2 Результаты изучения особенностей темперамента младших школьников 50
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей темперамента с успешностью в учебной деятельности младших школьников 54
Заключение. 68
Литература 70

Файлы: 1 файл

ВКР Волковой.doc

— 899.50 Кб (Скачать)

Холерик - выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и  поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько  утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.Голубой и жёлтые цвета успокаивают его, алый стимулирует.

Флегматик - его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью  и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные. Голубой и желтый цвета клонят его ко сну, а алый стимулирует.

Меланхолик - на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики  со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий  эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Голубой и желтый цвета располагают его к замкнутости, а воздействие алого – изменчиво.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что темперамент  влияет на направленность нашего поведения. В зависимости от темперамента в поведении человека преобладают либо эмоции, либо активность в действии.  Сангвиник и меланхолик, как правило, в первую очередь на тот или другой раздражитель отвечают эмоциональным настроем, а холерик и флегматик – действием. Для холерика и флегматика эмоции задают темп, ритм и интенсивность их поведения в действии.

                  

 Выводы:

  1. Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др.
  2. Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.
  3. В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:
  • В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в  старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.
  • Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего, в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.
  • Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.
  • Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.
  • Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.
  • Преобладание возбуждения над торможением проявляется, прежде всего, в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).

                              

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей темперамента и учебной деятельности младших школьников

 2.1 Характеристика выборки и методов исследования

 

В психологическом  исследовании приняли участие 55 учащихся МОУ «Напасской СОШ», Каргасокского района, Томской области. Для проведения данного исследования было выбрано 55 учеников  1-4 классов, возраст ребят 7-11 лет, среди них 30 мальчиков и 25 девочек; учащихся 1-х классов - 11 человек, учащихся 2-х классов – 12 человек, учащихся 3-х классов – 17 человек, учащихся 4-х классов – 15 ребят. Из данной выборки были выделены 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети, которые воспитывались в домашних условиях и не посещали детские сады – всего 22 ребёнка (12 мальчиков и 10 девочек).   Причин не посещения детского сада было несколько: родовые травмы и заболевания раннего детства; выраженные трудности адаптации к детским дошкольным учреждениям, вынудившие родителей забрать детей; непоследовательность и нестабильность отношений родителей к ребенку; распадающаяся семья. И как вывод из данных фрустрирующих ситуаций - воспитание ребенка в домашних условиях. Наиболее яркой стратегией воспитания детей родителями была доминирующая гиперпротекция, затрагивающая когнитивную и эмоциональную сферы потребностей ребенка. И как следствие, высокая интенсивность реакций, низкое приближение, низкая отвлекаемость, пониженное настроение. Выделенный набор свойств темперамента был назван нами: тип темперамента "домашний ребенок" и экспериментальную группу будем называть « Домашние дети».

Вторая группа – контрольная, в неё вошли дети, посещавшие детский сад до школы, всего 33 ребёнка, из них 18 мальчиков и 15 девочек. Эту группу для удобства будем называть в дальнейшем «Обычные дети».

Социальные характеристики детей выборки исследования представлены на рисунке № 1:

                                 

                            Рис. № 1 – социальные характеристики младших школьников

   Из 55 учащихся 1 – 4 классов детей «группы риска» - 4; в неполных семьях воспитываются 7 младших школьников; один учащийся находится под опекой; в семьях, где  не работают родители – 12 ребят; 6 учеников живут в неблагополучных семьях; 5 - воспитываются  в многодетных семьях; 15 учащихся живут в малообеспеченных семьях. Была обследована группа психически здоровых детей, которые воспитывались в домашних условиях и не посещали детские сады. Причин было несколько: родовые травмы и заболевания раннего детства; выраженные трудности адаптации к детским дошкольным учреждениям, вынудившие родителей забрать детей; непоследовательность и нестабильность отношений родителей к ребенку; распадающаяся семья. И как вывод из данных фрустрирующих ситуаций - воспитание ребенка в домашних условиях. Наиболее яркой стратегией воспитания детей родителями была доминирующая гиперпротекция, затрагивающая когнитивную и эмоциональную сферы потребностей ребенка. И как следствие, высокая интенсивность реакций, низкое приближение, низкая отвлекаемость, пониженное настроение. Выделенный набор свойств темперамента был назван нами: тип темперамента "домашний ребенок".

Для исследования темперамента используют две группы методов, одна из которых основана на изучении действий и реакций человека (при наблюдении за ними извне и самооценке), а другая – на психофизиологическом исследовании свойств нервной системы. В первом случае вывод о темпераменте человека делается на основе того, насколько его действия и жизненные реакции соответствуют некоторым стандартам действий и реакций, связанных с разными типами темперамента. Во втором случае выводы о темпераменте испытуемого делают на основании сравнения свойств нервной системы, обнаруженных у данного человека, с теми свойствами, которые наукой приписываются людям определенного типа темперамента.

При самооценке человек, пользуясь текстом предложенного  ему опросника, сам оценивает  свои действия и реакции на те или иные раздражители в типичных жизненных ситуациях. При обращении к внешним оценкам за человека это делают квалифицированные специалисты – наблюдатели. Свойства нервной системы с целью определить темперамент человека изучаются с помощью специальных проб и приборов, которые точно фиксируют физиологические реакции организма человека в ответ на определенные сенсорные стимулы.

Достаточно строгими, позволяющими безошибочно оценивать  темперамент человека, являются только психофизиологические, объективные  методы, поскольку сам человек и его окружающие могут серьёзно ошибаться в оценках его темперамента. Дело в том, что те действия и реакции, по которым мы обычно судим о темпераменте человека, - это результат научения. Они зависят от воспитания и культуры данного человека. В итоге действительный, природный темперамент может оказаться скрытым за внешними, этически оправданными формами поведения.

Нами были выбраны  методики: 1. «Психологическая характеристика типов темперамента» Н. Н. Обозова; 2. «Теппинг- тест» Е.П.Ильина.           

Данные методики являются наиболее оптимальными для работы с  большим массивом испытуемых, так  как они просты и быстры в своем  проведении.     Основными  методами исследования в нашем случае послужили: диагностический метод (метод тестов); констатирующий эксперимент.

Практическим значением исследования является возможность применения его результатов для повышения эффективности индивидуальных проявлений темперамента в обучении и воспитании.

Определение типа темперамента проводилось в 3 этапа.На первомэтапе определялся тип темперамента методом наблюдения учителей 1-4 классов, с помощью методики Н. Н. Обозова. На втором этапе за основу исследования был взята методика «Теппинг-тест» - на определения типа темперамента, состоящий из 80 вопросов. проводился с детьми младших классов выборки исследования .

Данные методы являются наиболее оптимальными для работы с  большим массивом испытуемых, так  как они просты и быстры в своем  проведении.

1. Методика определения  типа темперамента ребёнка Н.Н.  Обозова: для определения типа темперамента  Н. Н. Обозов предлагает использовать 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темперамента. Степень проявления этих признаков для каждого из типов темперамента различна (Приложение 1).

Для определения типов темперамента производится построчный выбор из таблицы степени проявления каждого из характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значению «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка «2 балла», для второго значения – «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным. 

Информация о работе Учёт особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения